Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.01.2010 N КА-А40/14751-09 по делу N А40-66175/09-152-530 Требование: 1) О признании недействительным решения таможенного органа. 2) Обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные сборы. Обстоятельства: При подаче временных грузовых таможенных деклараций общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. После убытия российских товаров с таможенной территории РФ обществом поданы полные декларации на тот же товар, при этом была повторно произведена уплата таможенных сборов. Решение: Требование удовлетворено, поскольку представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. N КА-А40/14751-09

Дело N А40-66175/09-152-530

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.

судей Агапова М.Р., Букиной И.А.

при участии в заседании:

от ответчика Лебедева К.В., доверенность от 28.12.2009

рассмотрев 12 января 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы

на решение от 20 августа 2009 года

Арбитражного суда города Москвы

Принятое судьей Роговым А.Н.

на постановление от 02 ноября 2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Попоповым В.И.

по иску (заявлению) ООО “ТНК-ВР Холдинг“

о признании недействительным решения, обязании возвратить таможенные споры

к Федеральной
таможенной службе

установил:

Открытое акционерное общество “ТНК-ВР Холдинг“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Федеральной таможенной службы (далее - таможня) N 05-12/9556 от 05.03.2009, обязании Федеральную таможенную службу возвратить излишне уплаченные сборы в сумме 121857500 руб. возвратить данные суммы.

Решением арбитражного суда города Москвы от 20.08.2009 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральная таможенная службы обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование кассационной жалобы указывает на то, что из системного толкования правовых норм следует, что применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной, так и полной таможенной декларации с уплатой таможенных сборов за таможенное оформление по каждой ГТД. Считает, что п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ уточняет порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании. Кроме того, полагает, что суд не должен был удовлетворять требования о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, поскольку в данном случае следовало принять решение об обязании таможню принять решение по вопросу возврата платежей.

В судебном заседании представитель таможни доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Общество, извещенное о месте и времен рассмотрения кассационной жалобы, не явилось, на
основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.

Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.

Как установлено судами, в 2008 году Общество осуществляло вывоз товара в таможенном режиме экспорта. При этом Общество использовало упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со статьями 137, 138 Таможенного кодекса РФ.

При подаче временных грузовых таможенной декларации Общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям в сумме, что таможней не оспаривается.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации Обществом поданы полные ГТД на тот же товар, при этом была повторно произведена уплата таможенных сборов.

Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полной ГТД является излишней, Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов. Заявление удовлетворено не было по причине отсутствия оснований для возврата указанной суммы.

Считая действия таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче ВГТД является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной ГТД.

Данные выводы судов соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11, статьи 63.1 Таможенного кодекса РФ (далее - Кодекс) за таможенное оформление
взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со статьей 357.1, пункт 1 статьи 357.6, подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7, пункта 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Согласно статье 60 Кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно статье 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней
торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, суды правильно удовлетворили требования Общества.

Довод кассационной жалобы о том, что пункт 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“, уточняет порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, не может быть принят во внимание исходя из требований пункта 1 статьи 4 Кодекса.

Пункт 7.1 введен в действие Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863“, которое вступило в силу 25.03.2009.

Как следует из материалов дела таможенные сборы, которые Общество просит возвратить, были излишне уплачены в 2008 году, то есть до вступления в силу указанной редакции Постановления Правительства.

Доводы
таможни в части неправомерности решения суда об обязании возвратить излишне уплаченные суммы сборов не соответствует требованиям пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Поскольку суды установив, что мотивы отказа Федеральной таможенной службы, изложенные в оспариваемом решении необоснованны, решение признано незаконным суд правильно обязали таможню возместить соответствующую сумму сборов.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела. При вынесении судебных актов суды всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую правовую оценку и правильно применили нормы материального права.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 августа 2009 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2009 года по делу N А40-66175/09-152-530 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю.ВОРОНИНА

Судьи

М.Р.АГАПОВ

И.А.БУКИНА