Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А26-3650/2010 Излишняя уплата таможенных платежей в результате неверного указания декларантом объема вывезенных лесоматериалов обязывает таможенный орган вернуть излишне уплаченные таможенные пошлины по заявлению декларанта.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. по делу N А26-3650/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12901/2010) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2010 по делу N А26-3650/2010 (судья Н.А.Кришталь), принятое

по иску (заявлению) ООО фирма “МАЙ“

к Карельской таможне

о признании незаконным решения от 15.04.2010 N 18-40/5036 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей

при участии:

от истца (заявителя): не явился (уведомлен)

от ответчика (должника): представителя Н.Н.Чистова (доверенность от 14.05.10 N
44)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью фирма “Май“ (далее - ООО фирма “Май“, общество) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Карельской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 15.04.2010 N 18-40/5036 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей и обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 165385,08 руб.

Решением суда от 18.06.2010 заявление общества удовлетворено, суд признал незаконным оспариваемое решение таможенного органа и в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 165385,08 руб. Суд также взыскал с таможни в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права судом первой инстанции и несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, таможенные платежи должны быть уплачены за весь объем перемещаемого товара - неокоренных лесоматериалов, при этом для расчета объема декларируемого товара необходимо применять аттестованную методику МВИ N 203-04-2007, позволяющую определить объем лесоматериалов с учетом объема коры.

В судебное заседание представитель общества не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО фирма “МАЙ“.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, во исполнение заключенных с иностранными контрагентами внешнеэкономических контрактов общество за период с июля 2007 года
по февраль 2009 года осуществило экспорт с таможенной территории Российской Федерации неокоренных лесоматериалов хвойных и лиственных пород по 54 ГТД.

Для определения объема вывозимых неокоренных лесоматериалов общество применило коэффициент “0,06“, установленный пунктом 1.4 ОСТа 13-43-79 Е “Лесоматериалы круглые, геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили“.

Полагая, что применение коэффициента “0,06“ ошибочно, а таможенные платежи в сумме 291806,16 руб. излишне уплачены в бюджет, общество обратилось в таможню с заявлением от 30.03.2010 N 20 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в указанной сумме (т. 1 л.д. 13 - 16).

Таможенный орган письмом от 15.04.2010 N 18-40/5036 возвратил без рассмотрения заявление общества, мотивируя свой отказ непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей (т. 1 л.д. 17 - 18).

Посчитав отказ таможни в зачете излишне уплаченных таможенных пошлин незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В ходе судебного разбирательства таможенный орган представил контррасчет суммы излишне уплаченных таможенных пошлин, которая составила 165385,08 руб. (т. 2 л.д. 147 - 148). Сумма таможенных платежей уменьшена таможней в связи с арифметическими ошибками при расчете по одной из ГТД, исчислением суммы таможенной пошлины исходя из адвалорной ставки от таможенной стоимости по двум ГТД, которая определена от объема лесоматериалов без коры, неправомерным включением двух ГТД, по которым возврат излишне уплаченных таможенных пошлин не производится (сумма таможенных платежей, подлежащая возврату, менее 150 руб.), в связи с несоответствием причины возврата, указанной в заявлении по тринадцати ГТД, с информацией, указанной в графе 31 данных ГТД (т. 2 л.д. 147 - 148).

Общество согласилось с
расчетом суммы излишне уплаченных таможенных пошлин, в связи с чем уменьшило заявленные требования в части размера подлежащих возврату излишне уплаченных таможенных платежей до 165386,08 руб. (т. 2 л.д. 146).

Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).

В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.12.1999 N 1364 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе“ расчет вывозной таможенной пошлины зависит от объема (куб. м) экспортируемых лесоматериалов.

При вывозе неокоренных лесоматериалов таможенные пошлины подлежат уплате исходя из объема лесоматериалов с учетом коры.

Установление факта излишней уплаты таможенных пошлин связано с методикой определения объема вывезенных лесоматериалов с корой и обоснованностью применения поправочного коэффициента 0,06, установленного пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е
для бревен чистой окорки. Коэффициенты таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е применяются для определения плотного объема древесины с корой (объема без пустот), к уже установленному складочному объему (объему штабеля - геометрическому объему).

Как установлено судом первой инстанции, в представленных ГТД декларант неверно указал (увеличил) объемы экспортируемого товара, поскольку при расчете переводной коэффициент таблицы 1 увеличен на коэффициент 0.06, предназначенный для перевода геометрического объема древесины чистой окорки в плотный объем, а не для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре. Следовательно, в данном случае применение поправочного коэффициента 0,06 не соответствует его функциональному назначению согласно ОСТу 13-43-79 Е.

Кроме того, применение расчетного коэффициента при отсутствии нормативного документа, обеспечивающего единство измерений и устанавливающего метрологические правила и нормы, противоречит положениям действовавшего на момент оформления экспорта товара Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в результате применения поправочного коэффициента 0,06 общество в спорный период указало объемы вывезенных лесоматериалов с превышением, что привело к излишней уплате таможенных платежей в размере 165385,08 руб.

Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку таможни на обязательность применения аттестованной методики МВИ N 203-04-2007 “МВИ. Измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры геометрическим методом. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных на вагоны и на автомобили“ для подтверждения объема вывезенного товара как не имеющей правового значения для рассматриваемого вопроса в отношении товара, вывезенного с разрешения таможенного органа. Применение методики выполнения измерений МВИ N 203-04-2007 осуществляется в течение всего цикла экспорта лесоматериалов, начиная от погрузки партии лесоматериалов и заканчивая
таможенным оформлением, что исключает возможность ее использования после убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Суд первой инстанции обоснованно указал на рекомендательный характер данной методики и обязательность применения обществом в рассматриваемый период правил ОСТа 13-43-79 Е в соответствии с Письмом СЗТУ России N 06-04-21/20953ф от 01.11.2005.

По мнению апелляционного суда, подлежит отклонению ссылка таможни на письмо ОАО “ЦНИИМЭ“ от 17.11.2009 N 334/1, поскольку данное письмо не подтверждает обоснованность использования поправочного коэффициента для перевода плотного объеме лесоматериалов в объем древесины в коре.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 9 статьи 355
ТК РФ).

В данном случае оспариваемое решение не содержит ссылок на предусмотренные пунктом 9 статьи 355 ТК РФ основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.

В ходе судебного разбирательства таможенный орган представил свой расчет излишне уплаченных обществом таможенных платежей, с которым общество согласилось и уточнило заявленные требования.

При таком положении правильным является вывод суда о том, что таможня неправомерно не рассмотрела заявление общества о возврате излишне уплаченных пошлин, несмотря на то, что общество представило таможенному органу всю необходимую информацию и документы, подтверждающие факт излишней уплаты.

С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу о наличии излишней уплаты таможенных пошлин на момент обращения общества с заявлением об их возврате и обоснованно признал незаконным решение таможни от 15.04.2010 N 18-40/5036.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 июня 2010 года по делу N А26-3650/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской таможни без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.