Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А26-4196/2009 Неуплата налогоплательщиком задолженности по пеням в соответствии с графиком погашения задолженности влечет прекращение действия решения о реструктуризации и выставление налоговым органом требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. Неисполнение налогоплательщиком указанного требования в установленный срок является основанием для применения налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 г. по делу N А26-4196/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А.

судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8622/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2010 по делу N А26-4196/2009 (судья Одинцова М.А.), принятое

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия

к Отделу образования муниципального образования “Беломорский район“ Республики Карелия

о взыскании

при участии:

от
заявителя: Жданович И.С. по доверенности от 10.12.2009;

от ответчика: Бабушкин Н.М. по доверенности от 04.06.2010.

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Отдела образования муниципального образования “Беломорский район“ Республики Карелия (далее - Учреждение) 975 953 руб. 15 коп. пени в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - ГФЗН), обязанность по уплате которой возникла у ответчика после отмены реструктуризации задолженности.

Решением суда 16.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, налоговый органа обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.03.2010 в связи с неправильным применением норм материального права.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Определением суда от 05.07.2010 рассмотрение жалобы было отложено на 28.07.2010 на 11 часов 50 минут.

В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда, при котором рассмотрение жалобы начато сначала.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Учреждения их отклонил.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено арбитражным судом, 28.09.2001 в соответствии с заявлениями (л.д. 16 - 17) Инспекцией МНС по Беломорскому району было вынесено решение N
1055 о реструктуризации задолженности Отдела образования Администрации местного самоуправления Беломорского района в общей сумме 1544 тыс. руб., в том числе - по взносам в ФЗ в сумме 459 тыс. руб., а также по пени за просрочку уплаты указанных взносов в сумме 1055 тыс. руб. (л.д. 18 - 19).

Данное решение было принято на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (в редакции Постановлений Правительства РФ N 1462 от 31.12.1999, N 410 от 23.05.2001). Размер рассроченной в соответствии с решением налогового органа задолженности определен в соответствии со справками налогового органа от 24.09.2001 (л.д. 20 - 23).

Согласно п. 1.1 вышеуказанного Решения сумма задолженности по платежам в ФЗ в размере 459 тыс. руб. подлежала уплате с рассрочкой в течение 6 лет, начиная с 4 квартала 2001 года, сумма задолженности по пеням и штрафам в размере 1044 тыс. руб. подлежала уплате с рассрочкой в течение 4-х лет ежеквартально равными долями, начиная с 4 квартала 2007 года согласно утвержденного графика.

Сторонами соглашения о реструктуризации подписаны два графика погашения задолженности: в отношении основного долга по взносам в ФЗ (л.д. 24) и по пеням (л.д. 25). Решением о реструктуризации предусмотрено, что при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2-х лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в
федеральный бюджет в течение 4-х лет после принятия решения о реструктуризации производится списание всей оставшейся суммы задолженности по пеням.

15.07.2008 налоговый орган - Межрайонная инспекция ФНС N 2 по Республике Карелия (правопреемник Инспекции МНС по Беломорскому району) вынес решение N 1 о прекращении реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам (л.д. 6 - 7). Основанием для прекращения реструктуризации послужило установление налоговым органом факта нарушения условий реструктуризации, установленных пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации, в частности, наличие не уплаченной в соответствии с графиком задолженности по пеням в сумме 52 753,15 руб.

В соответствии с вышеуказанным решением в адрес Учреждения было направлено Уведомление о нарушении условий реструктуризации и отмене реструктуризации от 15.07.2008 (л.д. 9) с предложением произвести уплату непогашенной задолженности, указанной в уведомлении, в месячный срок после получения соответствующего решения налогового органа.

В связи с неисполнением Учреждением предложения налогового органа произвести погашение задолженности по пеням в месячный срок, налоговый орган направил в адрес ответчика требование N 2254 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.11.2008 (л.д. 12) с установленным сроком для добровольного исполнения требования - до 23 ноября 2008 года.

Неисполнение ответчиком вышеуказанного требования послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам
и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (Порядок проведения реструктуризации), установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.

В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, в том числе путем выставления требования в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом требований, указанных в статье 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога
является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Порядок направления требования об уплате налога и его содержание установлены статьей 69 Кодекса.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, пеней и штрафа.

Согласно пункту 4 статьи 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Установленный для направления требования об уплате налога, пени срок начинает течь с учетом срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации, с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении действия реструктуризации (в данном случае с 14.08.2008 и повторно 01.09.2008).

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в
установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 Кодекса).

В пункте 7 статьи 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 46 и пункту 7 статьи 47 НК РФ положения статей 46 и 47 Кодекса применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

Из названных норм следует, что применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога
(пеней).

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (с учетом пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом следует исходить из того, что требование должно быть направлено в установленный срок, а при его нарушении срок обращения в суд с иском должен исчисляться с учетом начала течения срока на предъявление требования со дня, установленного для уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
Выставление налоговым органом на счета налогоплательщика инкассовых поручений на списание недоимок по пеням является принудительным взысканием денежных средств.

Таким образом, при определении предельного срока обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов (взносов) и пеней необходимо учитывать совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 НК РФ тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения Обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестидесятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ; шестимесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса.

Сроки направления требования и принудительного взыскания задолженности по пеням налоговым органом не пропущены.

При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с заключением соглашения о реструктуризации.

Следовательно, налоговая инспекция правомерно выставила в адрес предприятия требование N 2254 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.11.2009, указав в нем срок уплаты пени 23.11.2008 с учетом принятия ею 15.07.2008 решения о прекращении действия реструктуризации, являющегося основанием для применения налоговой инспекцией мер принудительного взыскания задолженности.

Как установлено, требование N 2254 выставлено налоговой инспекцией предприятию в связи с наличием у него по состоянию на 14.08.2008 задолженности по текущим платежам и принятием решения от 15.07.2009 N 1 о прекращении действия решения от 28.09.2001 N 105535 о предоставлении предприятию права на реструктуризацию кредиторской задолженности по
федеральным налогам и сборам.

Наличие задолженности по пеням подтверждается заявлением налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, представленным в налоговую инспекцию, графиком погашения задолженности по налогам и сборам, согласованным руководителями предприятия и налогового органа, решением о предоставлении ему права на реструктуризацию задолженности, справками о начисленных и уплаченных суммах, расчетом пени за период с 01.01.1998 по 28.09.2001.

Обязанность по уплате пеней, начисленных за просрочку уплаты взносов в ГФЗН, исполнялась ответчиком несвоевременно, непогашенная сумма задолженности составила 975 953,15 руб., в том числе просроченная по графику реструктуризации - 52 753,15 руб. Наличие неисполненной обязанности по неуплате реструктурированной суммы задолженности по пени в Фонд занятости Учреждением признается.

Налоговым органом пени за период с вынесения решения о предоставлении Учреждению права на реструктуризацию задолженности и отмену данного решения не начислялись.

При этом в период действия решения от 28.09.2001 налогоплательщик не обращался в налоговую инспекцию с заявлением о корректировке спорных сумм.

Налоговый орган принимал в установленном порядке меры по взысканию задолженности, образовавшейся в 1998 - 2001 годах и впоследствии вошедшей в реструктуризацию, что Учреждением подтверждено и не оспаривается.

Предприятие не смогло пояснить, какие права и законные интересы его нарушены выставлением налоговой инспекцией требования, в котором указана задолженность перед бюджетами по пеням, не погашенная в процессе реструктуризации.

Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о доказанности налоговой инспекцией наличия у предприятия задолженности по указанным в требовании суммам пеней и необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2010 по делу N А26-4196/2009 отменить.

Взыскать с Отдела образования муниципального образования “Беломорский район“ Республики Карелия, ИНН 1011000580, находящегося по адресу: 186504, Республика Карелия, Беломорский район, г. Беломорск, ул. Ленинская, д. 9 пени в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в размере 975 953 руб. 15 коп.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ДМИТРИЕВА И.А.

Судьи

ПРОТАС Н.И.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.