Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А56-11676/2010 Осуществление юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров в отсутствие договора на транспортное обслуживание населения и перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и в отсутствие утвержденного и согласованного маршрута свидетельствует о допущении нарушений лицензионных требований, что служит основанием для привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 г. по делу N А56-11676/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульга Л.А.

судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7712/2010) ООО “Тосноавто“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2010 по делу N А56-11676/2010 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению Тосненского городского прокурора Ленинградской области

к ООО “Тосноавто“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

установил:

Тосненский городской прокурор Ленинградской области (далее - прокурор)
обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Тосноавто“ (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Решением от 31.03.2010 суд удовлетворил заявление прокурора и привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2010 по делу N А56-11676/2010 в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что прокурор не имеет права в соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по данному составу правонарушения (статья 14.1 КоАП РФ). ООО “Тосноавто“, ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, считает ссылку на нарушение обществом подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), как на основание привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, несостоятельной. Прокурором допущены существенные процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении, поскольку постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением требований статьи 28.8 КоАП РФ. Кроме того, по мнению подателя жалобы, нарушение муниципальных законов не влечет для лицензиата ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие
представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что 16.02.2009 Тосненской городской прокуратурой проведена проверка состояния законности в области организации и проведения пассажирских перевозок в Тосненском районе Ленинградской области.

В ходе проверки установлено, что 07.02.2010 в период с 07 час. 55 мин. по 17 час. 30 мин. ООО “Тосноавто“, имеющее лицензию на осуществление перевозок автотранспортом, оборудованным для перевозок восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или предпринимателя), регистрационный номер АСС-47-007522 от 17 мая 2007, осуществляло пассажирские перевозки автобусом ПАЗ-32054, государственный регистрационный номер АО 270 78, под управлением водителя Гогуа З.Т. по маршруту N К-682А “г. Тосно - ст. метро Обухово Санкт-Петербург“ в отсутствие договора на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области. Указанные обстоятельства подтверждаются изъятым на основании протокола от 16.02.2010 путевым листом серии Кол N 015253 от 07.02.2010, выданным обществом водителю Гогуа З.Т. Обнаруженные нарушения отражены в акте проверки от 16.02.2010 л.д. (л.д. 21 - 23).

По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 26.02.2010 Тосненским городским прокурором в отношении ООО “Тосноавто“ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 6 - 12).

Из постановления от 26.02.2010 следует, что обществу вменяется нарушение положений подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637.

Материалы проверки в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы прокурором в арбитражный суд для привлечения ООО “Тосноавто“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с чем, привлек ООО “Тосноавто“ к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и назначил наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более
8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпункту “б“ пункта 4 Положения о лицензировании указанного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 09.02.2009) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области. В силу пунктов 1.4 и 1.5 данного постановления пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании, каковым является заключенный в установленном настоящим Положением порядке договор между Ленинградской областью, от имени которой выступает уполномоченный орган, и перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам.

Согласно пункту 11.1 указанного постановления договор о транспортном обслуживании, договор об обеспечении деятельности перевозчиков заключается по результатам открытого конкурса на срок не менее пяти лет во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд“.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Положениями пунктов 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Постановлением Главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.10.2007 N 1408-па утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в границах муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с определением порядка формирования маршрутной сети в муниципальном образовании.

Согласно пункту 1.4 данного Положения пассажирские перевозки на муниципальных автобусных маршрутах в границах МО Тосненский район Ленинградской области осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым правилам перевозок пассажиров и багажа в России.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно договору N К 7205/05/09007 от 05.05.2009 “О транспортном обслуживании в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования“, заключенным между Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, ОАО “Леноблпассажиравтотранс“ и ООО “Невская линия“ по утвержденному маршруту N К-682 “г.
Никольское - Санкт-Петербург ст. метро “Рыбацкое“ осуществляет перевозки ООО “Невская линия“ (том 1 л.д. 53 - 60).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства заключения между ООО “Тосноавто“ и администрацией Тосненского района Ленинградской области договора на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Тосненского района Ленинградской области, в материалы дела не представлены. Также отсутствуют доказательства наличия согласованного с обществом расписания маршрута N К-682А “г. Тосно - ст. метро Обухово Санкт-Петербург“.

Осуществление ООО “Тосноавто“ деятельности по перевозке пассажиров в отсутствие договора на транспортное обслуживание населения Тосненского района и перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и в отсутствие утвержденного и согласованного маршрута N К-682А “г. Тосно - ст. м. Обухово Санкт-Петербург“ в Тосненском районе Ленинградской области, обоснованно отнесены судом первой инстанции к нарушению лицензионных требований.

Необоснованным является довод о допущенных прокурором существенных процессуальных нарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении, выразившихся в ненадлежащем уведомлении законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела видно, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.02.2010 вынесено в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об
административном правонарушении, что подтверждается извещением от 25.02.2010, полученным обществом 25.02.2010 (т. 1 л.д. 14). При этом в указанном извещении лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Факт получения данного извещения обществом не оспаривается. Копия постановления о возбуждении административного дела от 26.02.2010 также направлена в адрес директора общества (т. 1, л.д. 13).

Таким образом, общество было извещено о возбуждении в отношении его дела об административном правонарушении, о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и рассмотрении дела в арбитражном суде, ему были разъяснены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях права; общество имело возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении представлять доказательства, заявлять возражения и ходатайства и пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными Кодексом РФ об административных правонарушениях. Существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, прокуратурой не допущено.

Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка подателя жалобы на отсутствие у прокурора полномочий на возбуждение производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

По смыслу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В данном случае прокуратурой проведена проверка состояния законности в области организации и проведения пассажирских перевозок в Тосненском районе Ленинградской области, дело об административном правонарушении возбуждено Тосненским городским
прокурором по факту нарушений, выявленных в ходе осуществления надзора за исполнением закона. Следовательно, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 26.02.2010 вынесено Тосненским городским прокурором в пределах предоставленных частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ полномочий.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.

Наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод общества о том, что нарушение регионального законодательства в виде осуществления лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров без заключения договоров о транспортном обслуживании не может быть квалифицировано как часть условий обязательных для деятельности, лицензируемой федеральным законодателем и федеральными органами, признан судом апелляционной инстанции ошибочным.

В соответствии с п.п. “б“ пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно статье 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Расписание движения автотранспорта составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, такое расписание размещается во всех остановочных пунктах.

Маршрутное задание на перевозку пассажиров на маршруте, в частности N 682, содержащее расписание рейсов, является неотъемлемой частью договора о транспортном обслуживании в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования.

В связи с изложенным,
суд первой инстанции правильно указал, что наличие согласованного с органами местного самоуправления расписания движения автобуса относится к лицензионным требованиям, необходимым для осуществления деятельности по перевозке пассажиров на регулярном маршруте общего пользования.

Суд первой инстанции, оценивая соблюдение обществом лицензионных требований, исходил из Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ и Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, являющихся нормативными актами федерального уровня, а не из законодательства субъекта Российской Федерации или муниципального образования, как необоснованно утверждает общество.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2010 года по делу N А56-11676/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Тосноавто“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

ЕСИПОВА О.И.

ФОКИНА Е.А.