Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А56-2518/2010 Заявление Управления Пенсионного фонда РФ о взыскании со страхователя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не подлежит удовлетворению, если установлено, что Управление допустило существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, выразившееся в неизвещении страхователя о месте и времени их рассмотрения.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. по делу N А56-2518/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: Кириченко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7437/2010) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.10 по делу N А56-2518/2010 (судья Никитушева М.Г.), принятое

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга

к ООО “Вилита-Трейд“

о взыскании штрафных санкций

при участии:

от истца
(заявителя): Делиховская Е.Е., доверенность от 11.01.10 N 09/66-2;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью “Вилита-Трейд“ (далее Общество) штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 210 руб.

Решением суда от 09.03.10 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять новый судебный акт о взыскании с Общества в пользу Управления Пенсионного фонда 210 руб. штрафных санкций.

Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении Управлением Пенсионного фонда порядка рассмотрения материалов проверки и считает, что решение от 04.09.09 N 05-42/1101 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее Закон N 27-ФЗ) вынесено с учетом сроков и с соблюдением процедуры, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее Закон
N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Управление Пенсионного фонда при осуществлении контроля за своевременностью представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявило, что Обществом нарушены сроки представления указанных сведений за 2008 год - при установленной законодательством дате окончания приема сведений 02.03.09 Обществом сведения не представлены, о чем составлен акт камеральной проверки от 04.08.09 N 05-41/1281.

Данным актом Управление Пенсионного фонда предложило страхователю устранить допущенные нарушения, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить письменные возражения, рассмотрение которых вместе с актом состоится 03.09.09 в 10.00.

Решением Управления Пенсионного фонда от 04.09.09 N 05-42/1101 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 210 руб., что составляет 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако на основании какого документа определен Управлением Пенсионного фонда размер данного штрафа, в решении не указано.

Требованием от 07.09.09 N 05-101/865 Управление Пенсионного фонда предложило страхователю уплатить названную сумму штрафа в срок до 24.09.09.

Поскольку в указанный срок Общество не уплатило 210 руб. штрафа, Управление Пенсионного фонда в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.

Суд первой инстанции, отказывая Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявленного требования, сделал вывод о нарушении заявителем положений статьи 101.4 НК РФ, выразившихся в том, что решение о привлечении к ответственности вынесено Управлением Пенсионного фонда 04.09.09, в то время как Общество не было извещено о том, что 04.09.09 состоится рассмотрение
материалов проверки.

Апелляционная инстанция, выслушав доводы представителя Управления Пенсионного фонда, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в
соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, нормами его главы 14.

Как следует из статьи 100.1 НК РФ, порядок рассмотрения дел о выявленных в ходе мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях установлен в разных его статьях в зависимости от вида мероприятий налогового контроля.

Дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и
акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Из акта камеральной проверки от 04.08.09 N 05-41/1281 следует, что его рассмотрение назначено на 03.09.09. В материалах дела имеется выписка из протокола рассмотрения
акта камеральной проверки от 03.09.09, из которой усматривается, что представитель Общества на рассмотрение акта не явился.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении Управлением Пенсионного фонда положений пункта 1 статьи 101.4 НК РФ, а именно отсутствуют доказательства вручения акта лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В материалах дела имеется копия списка заказной корреспонденции с указанием об отправке Обществу заказного письма 07.08.09. Однако этот список не свидетельствует о вручении извещения о дате рассмотрения материалов проверки по правилам пункта 1 статьи 101.4 НК РФ. Факт направления заказного письма не свидетельствует и о соблюдении иных положений статьи 101.4 НК РФ, в том числе в акте проверки нет отметки о том, что Общество уклоняется от получения акта, после чего возможно направление акта по почте заказным письмом.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя либо представить свои объяснения, не была обеспечена, так как он не был извещен установленным законом способом о месте и времени такого рассмотрения.

Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что права Общества на представление возражений и объяснений относительно фактов, касающихся привлечения его к ответственности были грубо нарушены.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.10 по делу N А56-2518/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу
без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ДМИТРИЕВА И.А.

ЗГУРСКАЯ М.Л.