Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А26-10754/2009 Причинение юридическим лицом, проводившим выборочную рубку деревьев, вреда лесному хозяйству вследствие рубки древесины сверх установленного количества, подтвержденное актами освидетельствования, проверки качества разработки лесосек, протоколом о лесонарушении, влечет взыскание с данного лица ущерба согласно статье 100 Лесного кодекса РФ и статье 1064 Гражданского кодекса РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 г. по делу N А26-10754/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шестаковой М.А.

судей Глазкова Е.Г., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиминой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4587/2010) ОАО “Ладэнсо“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2010 года по делу N А26-10754/2009 (судья Кришталь Н.А.), принятое

по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия

к ОАО “Ладэнсо“

о взыскании 1 813 439 руб.

при участии:

от истца: Мороз А.Е. по доверенности от 11.02.10 г.

от ответчика: Афанасьев Д.С. по доверенности от 15.09.09
г.

установил:

В Арбитражный суд Республики Карелия обратилось Министерство лесного комплекса Республики Карелия с иском к ОАО “Ладэнсо“ о взыскании 1 813 439 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

В обоснование иска было указано, что в результате произведенного 16.05.08 г. освидетельствования заготовленной древесины лесничим Питкярантского участкового лесничества в присутствии мастера ОАО “Ладэнсо“ был установлен недоруб дров и переруб деловой древесины, о чем составлен соответствующий акт. По результатам проверки качества разработки лесосек, проведенной 07.07.08 г. в присутствии представителя ОАО “Ладэнсо“, составлены акты проверки качества разработки лесосек и протоколы о лесонарушении N 12П, 13П от 07.07.08 г. Ущерб лесному хозяйству, согласно данным документам, в квартале 17 д. 1 составил 1 406 510 руб., в квартале 18 д. 1 - 707 160 руб. Объем незаконной рубки определен как разница между объемом разрешенной рубки по лесорубочным билетам и объемом фактически заготовленной древесины. Ущерб рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.07 г. N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“, исходя из ставок платы за единицу объема, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.07 г. N 310.

Возражая против требований иска ответчик представил отзыв, в котором указал, что истцом было разрешено ответчику осуществлять заготовку древесины, способом учета “по количеству заготовленных лесоматериалов“, а не “по количеству назначенных в рубку деревьев“. По мнению ответчика, ответственность за последствия, вызванные выпиской лесорубочного билета с нарушением действующих норм права, должно нести лицо, осуществляющее выдачу такого рода документа.

Кроме того указано, что ОАО “Ладэнсо“ не было уведомлено о времени и месте составления протоколов о лесонарушении N 12П, 13П от
07.07.08 г., в связи с чем, указанные документы факта лесонарушения подтверждать не могут.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2010 года исковые требования были удовлетворены. При этом суд исходил из того, что факт незаконной рубки древесины подтвержден материалами дела. Факт рубки древесины сверх установленного количества, разрешенного по лесорубочным билетам, подтверждается актами освидетельствования, составленными в присутствии представителя ответчика, актами проверки качества разработки лесосек, составленными с участием представителя ответчика, протоколами о лесонарушениях от 07.07.08 г., ведомостями пересчета деревьев, назначенных в рубку от 07.07.08 г., чертежами незаконной рубки, протоколами осмотра места происшествия от 11.11.08 г. и от 13.11.08 г., постановлением Питкярантского ГОВД от 24.01.09 г. о прекращении уголовного преследования.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО “Ладэнсо“ направило апелляционную жалобу, в которой указано на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, по следующим основаниям.

По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что до начала рубки было произведено назначение деревьев в рубку, является неправомерным. Форма и содержание лесорубочных билетов свидетельствуют о способе учета отпускаемой древесины “по количеству заготовленных лесоматериалов“. Отвод делян был произведен путем закладки пробных площадей, без подеревного перерасчета, без назначения (отметки) деревьев в рубку. Таким образом, лесничество разрешило лесопользователю осуществлять заготовку древесины без назначения деревьев в рубку.

При заготовке древесины без отметки деревьев лесопользователь, руководствуясь п. 5 Наставлений по отводу и таксации лесосек, самостоятельно определяет деревья, подлежащие рубке, при этом, объемы, указанные в лесорубочном билете, являются примерными, так как получены в результате закладки пробной площади, а не сплошного перечета деревьев.

Кроме того указано, что суд
необоснованно не применил к правоотношениям сторон положения п. 31 Указаний по освидетельствованию мест рубок, а также Инструкцию о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного хозяйства, утвержденную Постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 г. N 1.

Выслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 31.01.1997 года аренды участков лесного фонда Государственное учреждение “Питкярантское центральное лесничество“ (Лесничество) выдало ОАО “Ладэнсо“ лесорубочные билеты от 07.04.2008 г. N 26 и N 27, на основании которых ОАО “Ладэнсо“ производило выборочную - постепенную рубку деревьев в квартале 17 делянка 1 и квартале 18 делянка 1 Питкярантского лесничества. Лесорубочными билетами предусмотрен срок окончания заготовки и вывозки - 31.12.2008 г. (л.д. 10, 25).

14.05.2008 года лесничеству поступила заявка от ОАО “Ладэнсо“ на проведение окончательного освидетельствования заготовленной древесины в квартале 17 делянка 1, квартале 18 делянка 1 Питкярантского лесничества.

16.05.2008 года лесничеством с участием представителя лесопользователя Муруева А.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2008 г. (л.д. 41), проведено освидетельствование заготовленной древесины, в ходе которого установлен недоруб дровяной и переруб деловой древесины, о чем составлены соответствующие акты (л.д. 16, 30).

Лесничество направило в адрес ОАО “Ладэнсо“ извещение от 17.06.2008 г. N 760, в котором просило прибыть 07 июля 2008 года представителя общества для участия в проведении проверки соблюдения требований лесного законодательства при разработке вышеуказанных лесосек (л.д. 32). Извещение было получено обществом 23.06.2008 г. (л.д. 33).

В ходе проверки, проведенной 07.07.2008 г. должностными лицами
ГУ “Питкярантское центральное лесничество“, был установлен факт незаконной рубки деловой древесины в пасеках, фактически вырублено древесины по породам больше, чем разрешено лесорубочными билетами, нарушена полнота насаждения после рубки. По результатам проверки составлены акты проверки качества разработки лесосек несплошных рубок от 07.07.2008 г., ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, и протоколы о лесонарушении N 12П и N 13П, определена сумма ущерба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.

Материалы проверки направлены в Питкярантский ГОВД, по факту незаконной рубки 24.07.2008 года возбуждено уголовное дело N 11-2008-1-0142. Постановлением Питкярантского ГОВД от 24.01.2009 года предварительное следствие приостановлено (л.д. 112).

В ходе осмотров места происшествия 11 и 13 ноября 2008 года, с участием лесничего Питкярантского лесничества, был произведен сплошной перечет пней срубленных деревьев в пасеках в квартале 17 делянка 1 и квартале 18 делянка 1, по результатам которого Министерством был уточнен (уменьшен) размер ущерба (л.д. 97, 108), о чем в адрес общества направлена претензия, с предложением уплатить в добровольном порядке ущерб в общей сумме 1 813 439 руб.

Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт нарушения ответчиком лесного законодательства, причинение в этой связи ущерба в заявленном в иске размере подтверждены материалами дела.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В связи с этим возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками, возможно при наличии состава деликтного правонарушения, включающего наступление вреда, противоправное поведение
причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, вину причинителя вреда.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что рубка производилась на основании лесорубочных билетов N 26 и 27, способом учета отпускаемой древесины был избран способ “по количеству заготавливаемой древесины“, без назначения деревьев к рубке, в связи с чем, лесопользователь самостоятельно определял деревья, подлежащие рубке, при этом, объемы, указанные в лесорубочных билетах являлись примерными, так как получены в результате закладки пробной площади и могут иметь значительное расхождение с фактическим состоянием лесофонда.

Между тем, указанные доводы необоснованны и не опровергают выводов суда первой инстанции.

Лесорубочные билеты N 26 и 27 (л.д. 10, 25 т. 1) были выписаны 07.04.2008 г., после вступления в силу Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.07 N 184 (Правила заготовки). В лесорубочных билетах указан способ учета “по количеству“.

Пунктом 24 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, предусмотрено, что при таксации лесосек производится натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках с учетом по площади, при выборочных рубках с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.

В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки (при осуществлении рубок ухода за лесами в молодняках, рубок ухода за средневозрастными лесными насаждениями со средним диаметром древостоя не менее 15 сантиметров, рубки сухостоя в молодняках, разработки горельников, валежника, бурелома и ветровала), то учет древесины производится по количеству заготовленных лесоматериалов. При этом, не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек.

В этой связи, оснований
полагать правомерными доводы ответчика о том, что объемы, указанные в лесорубочных билетах, являются примерными, оснований не имеется.

Из содержания лесорубочного билета, ведомостей пересчета деревьев и материально-денежной оценки лесосек следует, что до начала соответствующей рубки проведено назначение деревьев в рубку, а именно определено конкретное число стволов, подлежащих рубке, по породам деревьев и с распределением на деловую и дровяную части.

Доводы ответчика о том, что произведенные подрядчиком ООО “Делес“ отводы были приняты ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“, не соответствуют действительности. Лесничество не принимает работы выполненные подрядчиком по договору с ОАО “Ладэнсо“.

Факт рубки древесины сверх установленного количества, разрешенного по лесорубочным билетам, подтверждается актами освидетельствования от 16.05.08 г., составленными в присутствии представителя ответчика, актами проверки качества разработки лесосек от 07.07.08 г., составленными с участием представителя ответчика, ведомостями перечета деревьев, назначенных в рубку от 07.07.08 г., протоколом осмотра места происшествия от 11.11.08 г. и от 13.11.08 г., и др. материалами дела.

Довод подателя жалобы о том, что к рассматриваемому делу подлежит применению пункт 31 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, согласно которому в случаях, когда общее количество фактически заготовленной древесины не совпадает с количеством, предусмотренным в лесорубочном билете с учетом “по примерному количеству“, производится перерасчет платежей по тем же таксам и прейскурантам, что и при выписке лесорубочного билета, подлежит отклонению.

Указанный нормативно-правовой акт, устанавливающий учет древесины “по примерному количеству“, в этой части является недействующим, поскольку противоречит лесному законодательству Российской Федерации.

Ссылки ответчика на то, что в нарушение п. 5.1.7 Инструкции о
порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного хозяйства ОАО “Ладэнсо“ не было уведомлено о времени и месте составления протоколов о лесонарушении были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, которая изменению не подлежит.

В материалы дела представлено извещение о проведении промежуточной проверки мест рубок от 17.06.08 г. N 760, согласно которому истцом ответчику для участия в проведении проверки соблюдения требований лесного законодательства при разработке лесосек предложено было направить 07.07.2008 г. к 9.00 часам представителя в контору Питкярантского участкового лесничества (л.д. 32 т. 1). Указанное уведомление, согласно почтовой квитанции и описи вложения в заказное письмо, было направлено ответчику 20.06.08 г. и получено им, согласно почтовому уведомлению, 23.06.08 г. (л.д. 33 т. 1).

При таких обстоятельствах, поскольку факт незаконной рубки ответчиком древесины подтвержден материалами дела, предъявление настоящих требований и удовлетворение их судом первой инстанции апелляционный суд находит обоснованным.

Расчет взыскиваемого лесничеством ущерба произведен в соответствии с таксами и методиками исчисления размера такого вреда, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, и ответчиком не оспорен.

Таким образом, доводы жалобы необоснованны, документально не подтверждены и не подлежат удовлетворению, а решение суда - отмене или изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2010 года по делу N А26-10754/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ШЕСТАКОВА М.А.

Судьи

ГЛАЗКОВ Е.Г.

ПОПОВА Н.М.