Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А56-40099/2009 Если должностными лицами юридического лица не пройдена соответствующая подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, то указанное свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 г. по делу N А56-40099/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фокиной Е.А.

судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4315/2010) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2009 года по делу N А56-40099/2009 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ООО “Гостиница “Терийоки“

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному
округу

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Скуцкий Г.Н., доверенность N 17 от 19.04.2010.

от ответчика Ткаченко О.В., доверенность N 01-19/4386 от 01.12.2009.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Гостиница “Терийоки“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) о назначении административного наказания от 30.06.2009 N 1621 (1478)-3/06-09/ПО.

Решением от 02.09.2009 заявление Общества удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Департамент направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил решение от 02.09.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, непрохождение должностными лицами общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании ООО “Гостиница “Терийоки“ просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судом удовлетворено ходатайство административного органа, в порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заинтересованного лица на Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в связи с реорганизацией в форме слияния.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, осуществляющего хозяйственную деятельность на объектах, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Гаванная, д. 1, лит. А и д. 2, лит. А.

В ходе проверки установлено, что руководитель и специалист общества, ответственный за принятие решений при осуществлении
хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

По факту выявленного нарушения 15.05.2009 природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, которое вместе с иными материалами проверки направлено в Департамент для рассмотрения.

Рассмотрев материалы дела, административный орган пришел к выводу, что ООО “Гостиница “Терийоки“ нарушены пункт 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и приказ Ростехнадзора от 20.11.2007 N 793 “О подготовке и аттестации руководителей и специалистов в области обеспечения экологической безопасности“.

Постановлением Департамента от 30.06.2009 N 1621(1478)-3/06-09/ПО Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 60 000 рублей штрафа.

Считая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует лишь о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд считает данные выводы суда правильными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействия, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Как правильно указал суд, статья 73 Закона N 7-ФЗ, несоблюдение которой вменено в вину Обществу, находится в главе XIII “Основы формирования экологической культуры“ указанного Закона. Таким образом, по смыслу указанной нормы непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII “Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности“ Закона N 7-ФЗ.

В частности, требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусмотрены в статье 39 Закона N 7-ФЗ и заключаются в обязанности юридических и физических лиц:

- соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды;

- обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и
сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды;

- проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как правильно указал суд, статья 73 Закона N 7-ФЗ, несоблюдение которой вменено в вину Обществу, находится в главе XIII “Основы формирования экологической культуры“ указанного Закона.

Таким образом, по смыслу указанной нормы непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании Департаментом норм материального права, поскольку не любое нарушение законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьями главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2009 года по делу N А56-40099/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ФОКИНА Е.А.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.