Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А56-26290/2009 Наличие в карточке лицевого счета налогоплательщика недостоверных сведений не позволяет ни налоговому органу, ни налогоплательщику получить объективную и полную информацию об исполнении обязанности по налогам и сборам и может привести к необоснованному взысканию денежных средств в бюджет, обязанность по уплате которых отсутствует, а также препятствует реализации прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе и при получении дотаций из областного бюджета.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2010 г. по делу N А56-26290/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.П.Загараевой,

судей М.В.Будылевой, Н.И.Протас,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2808/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2009 г. по делу N А56-26290/2009 (судья Д.А.Глумов), принятое

по иску (заявлению) Сельскохозяйственной артели (колхоз) “Янино“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области

о признании незаконными действий

при участии:

от истца (заявителя): К.В.Жук, доверенность
от 30.07.2009 г.;

от ответчика (должника): М.А.Привольнев, доверенность от 07.04.2010 г. N 04-25/11377;

установил:

Сельскохозяйственная артель (колхоз) “Янино“ (далее - С/А “Янино“, артель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС РФ по Всеволожскому району ЛО, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся во включении в справку N 13280 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16 апреля 2009 года недостоверных сведений о наличии у артели неисполненной обязанности по уплате:

- налога на прибыль (зачисляемого в федеральный бюджет): налог в сумме 55339,55 рубля, пени в сумме 68769,61 рубля, штрафа в сумме 330,31 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 360 рублей. Итого в сумме 124799,47 рубля.

- налога на прибыль (зачисляемого в областной бюджет): налог в сумме 20107,63 рубля, пени в сумме 25166,55 рубля, штрафа в сумме 23,28 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 115 рублей. Итого в сумме 45412,46 рубля.

- единого социального налога (зачисляемого в федеральный бюджет): налог в сумме 2339583,57 руб., пени в сумме 3236243,95 рубля. Итого в сумме 5575827,52 рубля.

- единого социального налога (зачисляемого в ФФОМС): налог в сумме 10866 рублей, пени в сумме 19475,23 рубля. Итого в сумме: 30341,23 рубля.

- единого социального налога (зачисляемого в ТФОМС): пени в сумме 205238,67 рубля. Итого в сумме 205238,67 рубля.

- страховых взносов на выплаты страховой части пенсии: налог в сумме 2471276,23 рубля, пени в сумме 3266630,80 рубля. Итого в сумме: 5737907,03 рубля.

- страховых взносов на выплаты
накопительной части пенсии: налог в сумме 370039,27 рубля, пени в сумме 836592,09 рубля. Итого в сумме: 1206631,36 рубля.

- налога на добавленную стоимость: налог в сумме 474481,98 рубля, пени в сумме 1000508,38 рубля, штраф в сумме 30717 рублей. Итого в сумме: 1505707,36 рубля.

- единого налога на вмененный доход: пени в сумме 17006,33 рубля. Итого в сумме 17006,33 рубля.

- транспортного налога: налог в сумме 77999,21 рубля; пени в сумме 50203,47 рубля. Итого в сумме: 128202,68 рубля.

- налога на прибыль (зачисляемого в местный бюджет): налог в сумме 109461,82 рубля, пени в сумме 51149,10 рубля, штраф в сумме 122,21 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 6829,90 рубля. Итого в сумме 167563,03 рубля.

- платежей за добычу подземных вод: пени в сумме 23,93 рубля. Итого в сумме: 23,93 рубля.

- по налогу с владельцев автотранспортных средств: налог в сумме 0,00 рубля, пени в сумме 335,09 рубля. Итого в сумме: 335,09 рубля.

- земельного налога (ОКАТО 41212816000): налог в сумме 47087,48 рубля, пени в сумме 84438,71 рубля. Итого в сумме: 131526,19 рубля.

- земельного налога (ОКАТО 41212812000): налог в сумме 29565,35 рубля, пени в сумме 88841,36 рубля. Итого в сумме: 118406,71 рубля.

- налога на реализацию ГСМ: налог в сумме 511 рублей, пени в сумме 1242,25 рубля, штраф в сумме 102 рубля. Итого в сумме: 1855,25 рубля.

- сбора на нужды образовательных учреждений: налог в сумме 328229,99 рубля, пени в сумме 643690,26 рубля. Итого в сумме 971920,25 рубля.

- целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образовательных учреждений и др. (сбор на содержание милиции): налог в сумме 24369,80 рубля, пени в сумме
36797,36 рубля. Итого в сумме: 61167,16 рубля.

- прочих местных налогов (сбор за уборку территорий): налог в сумме 242652 рублей, пени в сумме 373844,80 рубля. Итого в сумме: 616496,80 рубля.

- взносов в Фонд социального страхования: налог в сумме 123823 рублей, пени в сумме 191163,85 рубля. Итого в сумме 314986,85 рубля.

- взносов в ГФЗН: налог в сумме 139624,48 рубля, пени в сумме 260648,78 рубля. Итого в сумме: 400273,26 рубля.

Также артель просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов артели путем исключения из базы данных “Расчеты с бюджетом“ местного и регионального уровня сведений о наличии у артели неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов, процентов за пользование бюджетными средствами в суммах:

- налог на прибыль (зачисляемый в федеральный бюджет): налог в сумме 55339,55 рубля, пени в сумме 68769,61 рубля, штраф в сумме 330,31 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 360 рублей. Итого в сумме 124799,47 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 180 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- налог на прибыль (зачисляемый в областной бюджет): налог в сумме 20107,63 рубля, пени в сумме 25166,55 рубля, штраф в сумме 23,28 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 115 рублей. Итого в сумме 45412,46 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 480 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- единый социальный налог (зачисляемый в федеральный бюджет): налог в сумме 2339583,57 руб., пени в сумме 3236243,95 рубля. Итого в
сумме 5575827,52 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 658002 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- единый социальный налог (зачисляемый в ФФОМС): налог в сумме 10866 рублей, пени в сумме 19475,23 рубля. Итого в сумме: 30341,23 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 6491 рубля отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- единый социальный налог (зачисляемый в ТФОМС): пени в сумме 205238,67 рубля. Итого в сумме 205238,67 рубля.

- страховые взносы на выплаты страховой части пенсии: налог в сумме 2471276,23 рубля, пени в сумме 3266630,80 рубля. Итого в сумме: 5737907,03 рубля.

- страховые взносы на выплаты накопительной части пенсии: налог в сумме 370039,27 рубля, пени в сумме 836592,09 рубля. Итого в сумме: 1206631,36 рубля.

- налог на добавленную стоимость: налог в сумме 474481,98 рубля, пени в сумме 1000508,38 рубля, штраф в сумме 30717 рублей. Итого в сумме: 1505707,36 рубля.

- единый налог на вмененный доход: пени в сумме 17006,33 рубля. Итого в сумме 17006,33 рубля.

- транспортный налог: налог в сумме 77999,21 рубля; пени в сумме 50203,47 рубля. Итого в сумме: 128202,68 рубля.

- налог на прибыль (зачисляемый в местный бюджет): налог в сумме 109461,82 рубля, пени в сумме 51149,10 рубля, штраф в сумме 122,21 рубля, проценты за пользование бюджетными средствами 6829,90 рубля. Итого в сумме 167563,03 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 60 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- платежи
за добычу подземных вод: пени в сумме 23,93 рубля. Итого в сумме: 23,93 рубля.

- по налогу с владельцев автотранспортных средств: налог в сумме 0,00 рубля, пени в сумме 335,09 рубля. Итого в сумме: 335,09 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 323 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- земельный налог (ОКАТО 41212816000): налог в сумме 47087,48 рубля, пени в сумме 84438,71 рубля. Итого в сумме: 131526,19 рубля.

- земельный налог (ОКАТО 41212812000): налог в сумме 29565,35 рубля, пени в сумме 88841,36 рубля. Итого в сумме: 118406,71 рубля.

- налог на реализацию ГСМ: налог в сумме 511 рублей, пени в сумме 1242,25 рубля, штраф в сумме 102 рубля. Итого в сумме: 1855,25 рубля.

- сбор на нужды образовательных учреждений: налог в сумме 328229,99 рубля, пени в сумме 643690,26 рубля. Итого в сумме 971920,25 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 270564 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образовательных учреждений и др. (сбор на содержание правоохранительных органов): налог в сумме 24369,80 рубля, пени в сумме 36797,36 рубля. Итого в сумме: 61167,16 рубля. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 3753 рубля отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- прочие местные налоги (сбор за уборку территорий): налог в сумме 242652 рублей, пени в сумме 373844,80 рубля. Итого в сумме: 616496,80 рубля. Информацию о наличии у
заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 20445 рублей отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.

- взносы в фонд социального страхования: налог в сумме 123823 рублей, пени в сумме 191163,85 рубля. Итого в сумме 314986,85 рубля.

- взносы в ГФЗН: налог в сумме 139624,48 рубля, пени в сумме 260648,78 рубля. Итого в сумме: 400273,26 рубля.

Решением суда первой инстанции от 21.12.2009 г. требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ИФНС РФ по Всеволожскому району ЛО просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговым органом может быть списана только в отношении несуществующих налогоплательщиков; в рамках предоставленных ей полномочий Инспекция не может списывать денежные средства; суд не вправе понуждать налоговый орган принимать решение о списании долгов налогоплательщика, нереальных для взыскания; база данных “расчеты с бюджетом“ которую ведет налоговый орган, является внутриведомственным документом, содержащиеся в ней сведения сами по себе не могут нарушать права и законные интересы налогоплательщика; в отношении части требований заявителя пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на судебное обжалование; на момент подачи артелью настоящего заявления в суд, Инспекция за истечением срока хранения уничтожила первичные документы, подтверждающие возникновение сумм недоимки по налогам, сборам, включенных в справку о состоянии расчетов N 13280 от 16.04.2009 г.; артель не представила доказательств отсутствия у нее сумм недоимки, отказа в получении субсидий или в участии в аукционах по причине наличия
недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам; артель не доказала обращение в Инспекцию с заявлением об исключении из базы данных “расчеты с бюджетом“ спорных сумм; пункт 1 резолютивной части решения суда противоречит пункту 2 решения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговый орган выдал артели справку N 13280 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 г. (далее - справка N 13280), из содержания которой следует, что у заявителя имеется задолженность по ряду налогов, пени, штрафам.

В силу Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, и Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, налоговые органы по каждому налогоплательщику ведут карточки “Расчетов с бюджетом“ (далее - карточка “РСБ“). Карточка “РСБ“ предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Из материалов дела следует, и судом первой инстанции установлено, что именно на основании данных карточек “РСБ“ налоговым органом составлена справка N 13280, содержащая сведения о вышеуказанной задолженности артели.

Суд первой инстанции правомерно указал, что в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ именно на налоговом органе лежит обязанность доказывания соответствия указанных в справке N 13280 сумм действительной обязанности заявителя по платежам в бюджет.

В справке
N 13280 указано на наличие у артели задолженности по налогу на прибыль за 2003 г. в общей сумме 720 руб. согласно актам сверки расчетов и налоговым декларациям, срок давности взыскания которой истек в 2007 г. Наличие иной задолженности артели по налогу на прибыль организаций, указанной в справке N 13280, налоговым органом допустимыми доказательствами не подтверждено.

Относительно ЕСН налоговым органом представлены налоговые декларации по ЕСН за 2003 г., суммы налога к уплате по которым составили 664493 руб., согласно актам сверки расчетов данные суммы являются задолженностью артели за 2003 г., срок давности ее взыскания истек в 2007 г. По ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие у артели неисполненной обязанности по налогу, на который начислены пени по расчету ответчика.

Наличие иной задолженности артели по ЕСН, указанной в справке N 13280, налоговым органом допустимыми доказательствами не подтверждено.

Налоговым органом не представлены доказательства наличия у артели неисполненной обязанности по уплате НДС.

01.01.2004 артель перешла на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с требованиями главы 26.1 НК РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ, а не статьи 246.1.

В соответствии с пунктом 3 статьи 246.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, с 01.01.2004 артель, перейдя на уплату ЕСХН, была освобождена
от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН и НДС.

Относительно взносов на обязательное пенсионное страхование суд первой инстанции на основании положений пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 23, пунктов 1 и 2 статьи 24, пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правильно указал, что окончательная сумма страховых взносов, подлежащих уплате, определяется по итогам отчетного периода, но не месяца, поэтому начисление пени исходя из сумм ежемесячных авансовых платежей является неправомерным. В выписке из лицевого счета за период с 01 марта 2003 года по 01 октября 2009 года, представленной налоговым органом, суммы, подлежащие уплате за очередной налоговый период по страховым взносам на накопительную и страховую часть пенсии указаны не в том налоговом периоде, учтены нарастающим итогом.

Доказательств наличия у артели неисполненной обязанности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не представлено.

Согласно расчету заявителя, правомерность которого налоговым органом не опровергнута, подлежат уплате пени: по страховым взносам на выплату страховой части ОПС в сумме 108603,08 рубля, по страховым взносам на выплату накопительной части ОПС в сумме 33258,28 рубля, а не в размерах, указанных в справке N 13280.

Относительно ЕНВД, с 01.01.2004 артель перестала являться плательщиком ЕНВД, в связи с отсутствием объектов обложения данным налогом.

Налоговым органом были представлены налоговые декларации по ЕНВД за налоговые периоды 1 и 4 кварталы 2003 года, при этом указанные декларации не содержат сведений о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате ЕНВД в суммах, указанных в расчете пени, предоставленном ответчиком. Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, размер задолженности по налогу, принятый для расчета пени, налоговым органом доказательствами не подтвержден.

Относительно транспортного налога Инспекцией в материалы дела была представлена налоговая декларация за 2004 год, подтверждающая не исполненную артелью обязанность по оплате транспортного налога за 2004 год в сумме 38183,21 руб. (сумма подлежащего уплате налога - 39743 руб., из них оплачено по данным налогового органа 1559,79 руб., что подтверждается актом сверки расчетов).

В соответствии с данным актом ответчиком достоверно указан размер подлежащего оплате транспортного налога за 2 квартал 2008 года (сумма 6837 руб.).

Указанный налог заявителем оплачен в полном объеме платежными поручениями N 480 от 16.07.2008 и N 654 от 07.10.2008.

В связи с просрочкой артелью срока уплаты налога (до 20 июля 2008 года), подлежат начислению пени в соответствии со статьей 75 НК РФ в сумме 0,17 руб. (6 руб. задолженности х 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (11%) х 78 дней просрочки).

Таким образом, суд первой инстанции на основании материалов дела, руководствуясь положениями статей 360, 363 НК РФ, статьей 2 Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз, правомерно установил, что по транспортному налогу заявитель должен уплатить только пени в сумме 0,17 руб.

Относительно платежей на добычу подземных вод, согласно решению Арбитражного суда города СПб и ЛО по делу N А56-33393/2005 пени, начисленные по данному виду налоговых обязательств, не подлежат взысканию, как необоснованно начисленные. Налоговым органом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие основания и размер начисленных пеней.

Относительно налога с владельцев автотранспортных средств, суд первой инстанции обоснованно указал, что Закон Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз, устанавливающий основания и порядок взыскания данного налога, утратил силу с 01 января 2003 года (Закон Ленинградской области от 28.11.2002 N 51-оз).

Налоговым органом в материалы дела представлена декларация по налогу за 2002 год, подтверждающая наличие не исполненной артелью обязанности по уплате налога с владельцев автотранспортных средств в сумме 323 руб., срок давности взыскания которого истек в 2006 г.

Относительно налога на реализацию ГСМ, на основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01 января 2001 года в Российской Федерации прекращено взыскание налога на реализацию ГСМ.

Ответчиком не представлено доказательств наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога на реализацию ГСМ.

По сбору на нужды образовательных учреждений, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что у артели имеется неисполненная обязанность по уплате данного сбора за 2003 год в сумме 270564 руб., срок давности взыскания которого истек в 2007 году.

Доказательств наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате сбора на нужды образовательных учреждений за другие периоды налоговым органом не представлено.

Уплата целевого сбора на содержание правоохранительных органов производилась на основании Решений Всеволожского собрания депутатов N 80 от 27.12.2000, N 102 от 22.11.2001 и N 93 от 21.11.2002. Взыскание указанных сборов прекращено с 01.01.2004.

Налоговым органом в материалы дела представлен расчет сумм целевого сбора на содержание правоохранительных органов за 1 квартал 2003 года, подтверждающий наличие у артели неисполненной обязанности по уплате указанного сбора за 1 квартал 2003 года в сумме 3753 руб., срок давности взыскания которого истек в 2007 году.

Доказательств наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате сбора на содержание правоохранительных органов за другие периоды не представлено.

Относительно сбора за уборку территорий населенных пунктов: взыскание сбора с 01.01.2004 в соответствии с Законом РФ от 31.12.2002 N 191-ФЗ прекращено.

Налоговым органом была представлена налоговая декларация по сбору за 4 квартал 2003 года, которая подтверждает наличие у артели неисполненной обязанности по уплате данного сбора за декабрь 2003 года в сумме 20445 руб., срок взыскания которого истек в 2006 году.

Доказательств наличия у артели неисполненной обязанности по уплате сбора за уборку территорий населенных пунктов за другие периоды налоговым органом не представлено.

По задолженности в Фонд социального страхования и государственный фонд занятости населения.

На основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01 января 2001 года в Российской Федерации прекращено взыскание взносов в государственные внебюджетные фонды (ФСС и ГФЗН).

Доказательств наличия у артели неисполненной обязанности по уплате взносов в ФСС и ГФЗН налоговым органом не представлено.

Относительно земельного налога, ответчиком были представлены налоговые декларации по начислению земельного налога по МО “Колтушская волость“ (ОКАТО 41212816000) и МО “Заневская волость“ (ОКАТО 41212812000) за 2003 год и 2004 год.

Сумма налога по декларациям за 2004 год полностью оплачена артелью, что подтверждается платежными поручениями, решением Арбитражного суда СПб и ЛО по делу N А56-33393/2005.

Сумма задолженности по земельному налогу за 2003 год, указанная в предоставленных налоговым органом декларациях, не совпадает с суммой задолженности, числящейся в базе данных налогового органа и указанной в акте сверки расчетов. Сумма налога за 2003 год полностью оплачена, что подтверждается платежными поручениями.

Доказательств наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате земельного налога за другие периоды налоговым органом не представлено.

Доводы Инспекции относительно обязания налогового органа списать суммы налогов, сборов, являются несостоятельными.

Заявление артели не содержит требования о списании задолженности по налогам и сборам, в данном случае, удовлетворив требования артели, суд первой инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов артели путем исключения из базы данных “РСБ“ соответствующих сведений.

При этом необоснованное включение в сведения о расчетах налогоплательщика с бюджетом данных о наличии у артели недоимок по налогам, сборам, пени, штрафам, притом, что справки о состоянии расчетов выдаются налогоплательщикам и не относятся к внутренним документам налогового органа, в любом случае нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Наличие в карточке лицевого счета налогоплательщика недостоверных сведений не позволяет ни налоговому органу, ни налогоплательщику получить объективную и полную информацию об исполнении обязанности по налогам и сборам, может привести к необоснованному взысканию с артели денежных средств в бюджет, обязанность по уплате которых отсутствует, а также препятствует реализации своих прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе и при получении дотаций из областного бюджета.

Относительно пени Инспекция не представила достоверного расчета начисленных налогоплательщику пеней. По всем видам налогов, задолженность по которым включена в справку о состоянии расчетов с бюджетом правомерно, срок исковой давности взыскания истек. Из положений статей 46, 72, 75 НК РФ усматривается, что после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате недоимки и с этого момента не подлежат начислению.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

Довод Инспекции относительно пропуска срока обжалования действий налогового органа в суд подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции рассмотрел заявленные артелью требования по существу, то есть при пропуске срока фактически восстановил пропущенный процессуальный срок.

Обязательность досудебного обжалования действий налогового органа нормами НК РФ не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне оценил все представленные сторонами доказательства, сделав в соответствии с нормами действующего законодательства обоснованные выводы, подкрепленные ссылками на судебную практику ВАС РФ, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26290/2009 от 21.12.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ПРОТАС Н.И.