Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу N А56-86986/2009 Произведение водителем маршрутного такси при оказании услуг по перевозке пассажиров наличных денежных расчетов без выдачи документа строгой отчетности свидетельствует о вине юридического лица, работником которого является указанный водитель, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2010 г. по делу N А56-86986/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Данилиной М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2945/2010) ООО “Петербургская транспортная компания“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2009 по делу N А56-86986/2009 (судья Синицина Е.В.), принятое

по заявлению ООО “Петербургская транспортная компания“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: не явился (извещен);

от ответчика (должника): Павловский
А.Ю. по доверенности о 12.01.2010 N 04/00077

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Петербургская транспортная компания“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, административный орган) от 24.11.2009 N 26/09-14 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 25.12.2009 в удовлетворении заявления обществу отказано.

В апелляционной жалобе общество, просит решение суда от 25.12.2009 отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. По мнению подателя жалобы, наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения материалами дела не подтверждается.

Общество, извещенное надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 28.10.2009 года инспекцией на основании поручения от 28.10.2009 N 26/09-14 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на маршрутном такси, принадлежащем обществу, и осуществляющем пассажирские перевозки по маршруту К-11: от Троицкого поля до станции Предпортовая.

В ходе проверки маршрутного такси (автобус вагонный
б/марки YUTON G ZK 6737D, гос. регистрационный номер АК 196 78) сотрудниками налогового органа выявлен факт осуществления наличных денежных расчетов без выдачи бланков строгой отчетности: водителем Бессоновым А.Е. были произведены расчеты за оказанные пассажиру Морозову В.В. услуги перевозки стоимостью 26 рублей без выдачи билета. По результатам проверки составлен акт от 28.10.2009 N 0011681.

10.11.2009 уполномоченным должностным лицом налогового органа составлен протокол об административном правонарушении N 26/09-14, постановлением инспекции от 24.11.2009 N 26/09-14 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции посчитал, что инспекцией доказаны событие административного правонарушения и вина общества в его совершении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Судом не установлено нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя налогового органа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 25.12.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на
территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 указанной статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих документов строгой отчетности.

Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а, следовательно, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности (билетов). При этом допустимость применения указанных бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство пассажирским транспортом общего пользования.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что обществом при оказании услуги перевозки пассажиров наличные денежные расчеты с пассажиром Морозовым В.В. произведены без выдачи бланка строгой отчетности (билета).

Из материалов дела следует, что сотрудники инспекции Большаков В.И. и Булавин Д.А., действуя на основании поручения от 28.10.2009 N 26/09-14, на остановке по Пулковскому шоссе сели в транспортное средство, принадлежащее обществу, представились, объявили о проверке и ознакомили водителя автобуса Бессонова А.Е. с поручением на проверку данного маршрута, о чем последним сделана соответствующая запись (л.д. 38).

В ходе проведения проверки от гражданина Морозова В.В. поступило заявление по факту невыдачи ему билета (бланка строгой отчетности) при осуществлении расчетов за услугу по перевозке (л.д. 17). Как пояснил Морозов В.В., опрошенный в качестве свидетеля в порядке статьи 25.6 КоАП
РФ, 28.10.2009 в 13 час. 55 мин. в районе ст. м. Московская он сел в маршрутное такси, следующее по маршруту N К-11, и произвел оплату за проезд купюрой достоинством 50 рублей, получил сдачу в размере 24 рубля, однако ни чек, ни билет, ни другой документ, указывающий на произведенную оплату, ему выдан не был (л.д. 18 - 19).

Указанное обстоятельство подтверждается также объяснениями водителя Бессонова А.Е., который подтвердил факт осуществления наличных денежных расчетов при оказании услуг по перевозке гражданина Морозова В.В. без выдачи документа строгой отчетности, указывая, что пассажир билета не просил, а он не обязан его выдавать (л.д. 20 - 21).

Данный факт свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

При этом мероприятия налогового органа по проверке соблюдения обществом Закона N 54-ФЗ в данном случае не являются проверочной закупкой в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, поскольку данные мероприятия по контролю проведены сотрудниками инспекции гласно, после объявления о проверке и предъявления распоряжения. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось заявление физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ). Гражданин Морозов В.В. участия в проверке в качестве проверяющего не принимал.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает, что налоговым органом представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.

Согласно части второй статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина общества заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение своими работниками требований Закона N 54-ФЗ, не осуществляло необходимый контроль за деятельностью работника при выезде транспортного средства из парка для осуществления перевозки пассажиров по заявленному маршруту.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности налоговым органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.

Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2009 по делу N А56-86986/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Петербургская транспортная компания“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЛОПАТО И.Б.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ШУЛЬГА Л.А.