Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А56-78008/2009 Основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за перевозку пассажиров в отсутствие договора на транспортное обслуживание является пропуск установленного статьей 4.5 названного Кодекса срока давности для привлечения к ответственности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. по делу N А56-78008/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Г.В.Борисовой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-412/2010) ООО “Тосноавто“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2009 по делу N А56-78008/2009 (судья Трохова М.В.), принятое

по иску (заявлению) Тосненского городского прокурора Ленинградской области

к ООО “Тосноавто“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

установил:

Тосненский городской прокурор Ленинградской области (далее
- прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Тосноавто“ (далее - общество, ООО “Тосноавто“) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 08.12.2009 ООО “Тосноавто“ привлечено к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.

В апелляционной жалобе ООО “Тосноавто“ просит решение суда от 08.12.2009 отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Податель жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, считает ссылку на нарушение обществом подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), как на основание привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ несостоятельной. Общество указывает, что в материалах дела отсутствует указание на нормативный правовой акт, который нарушило ООО “Тосноавто“. Кроме того, податель жалобы считает, что прокурором допущены существенные процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении, поскольку к моменту составления протокола отсутствовали данные о надлежащем извещении ООО “Тосноавто“ о времени и месте рассмотрения дела, в протоколе об административном правонарушении отсутствует подпись законного представителя общества, подтверждающая разъяснение ему прав, предусмотренных КоАП РФ.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. От прокурора поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против удовлетворения апелляционной жалобы общества, полагает, что
суд правомерно привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 23.09.2009 Тосненской городской прокуратурой совместно с ОВД по Тосненскому району Ленинградской области проведена проверка состояния законности в области организации и проведения пассажирских перевозок в Тосненском районе Ленинградской области.

В ходе проверки было выявлено осуществление ООО “Тосноавто“ перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) по маршруту N 682А “г. Тосно - ст. метро “Обухово“ Санкт-Петербург“ в нарушение законодательства РФ, в отсутствие договора о транспортном обслуживании, заключенного с администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Как следует из материалов дела, в нарушение подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, 23.09.2009 ООО “Тосноавто“ по маршруту N 682А “г. Тосно - ст. метро “Обухово“ Санкт-Петербург“ направило автобус КАВЗ (Курганский АВтобусный Завод) государственный регистрационный номер - ва 544 78 под управлением водителя Бородулина Е.Ю., который по указанному маршруту перевозил за плату пассажиров, имея при себе путевой лист серии HP N 192518, выданный 23.09.2009 ООО “Тосноавто“ (акт проверки от 23.09.2009, л.д. 14 - 15).

Факт движения автобуса был зафиксирован в г. Никольское Тосненского района Ленинградской области, путевой лист серии HP N 192518 был изъят по протоколу
изъятия вещей и документов (л.д. 92 - 93).

09.10.2009 Тосненским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 6 - 11).

Материалы проверки в соответствии со статьей 23.1 КоАП переданы прокурором в арбитражный суд для привлечения ООО “Тосноавто“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек ООО “Тосноавто“ к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и назначил наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпункту “б“ пункта 4 Положения о
лицензировании указанного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области, которым урегулированы вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ленинградской области, установлены права, обязанности перевозчиков, а также порядок их взаимоотношений с органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ленинградской области.

В силу пунктов 1.4 и 1.5 данного Постановления пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым Правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации, каковым является заключенный в установленном настоящим Положением порядке договор между Ленинградской областью, от имени которой выступает уполномоченный орган, и перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам.

Разделом 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в границах муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.10.2007 N 1408-па, определен порядок формирования администрацией муниципального образования маршрутной сети. Согласно пункту 1.4 данного Положения пассажирские перевозки на муниципальных автобусных маршрутах в границах МО Тосненский район Ленинградской области осуществляются
перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым правилам перевозок пассажиров и багажа в России.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела согласно договорам N N К 7205/05/09007, К7205/05/09008 и К 7205/05/09009 от 05.05.2009 “О транспортном обслуживании в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования“, заключенным между Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, ОАО “Леноблпассажиравтотранс“, ООО “Невская линия“, ООО “ТрансБалт“ и ООО “Гортранс“, непосредственно в Тосненском районе Ленинградской области осуществляют перевозку пассажиров автомобильным транспортом ООО “Невская линия“ (лот N 3), ООО “Гортранс“ (лот N 2) и ООО “ТрансБалт“ (лит N 1).

По утвержденному маршруту N 682 “г. Никольское - Санкт-Петербург ст. метро “Рыбацкое“ на основании договора N К 7205/05/090007 осуществляет перевозки ООО “Невская линия“ (л.д. 63 - 69, 39). Утвержденного и согласованного маршрута N 682А “г. Тосно - ст. м. Обухово Санкт-Петербург“ в Тосненском районе Ленинградской области не существует. Договора на транспортное обслуживание населения Тосненского района и перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек ООО “Тосноавто“ не имеет (в материалы дела не представило).

Факт правонарушения (осуществление обществом перевозок пассажиров в отсутствие договора на транспортное обслуживание) установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе копией договора на транспортное обслуживание ООО “Невская линия“ N К7205/05/090007, актом проверки от 23.09.2009, путевым листом серии HP N 192518 и не оспаривается обществом.

При таких обстоятельствах
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод подателя жалобы о допущенных прокурором существенных процессуальных нарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

В силу частей 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе; указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Как усматривается из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2009 вынесено в отсутствие представителя общества. Вместе с тем извещением от 06.10.2009, полученным обществом, прокуратура уведомила общество о необходимости явки 09.10.2009 к 15-00 для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ (л.д. 29). При этом в указанном извещении лицу,
привлекаемому к административной ответственности, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Копия постановления о возбуждении административного дела направлена в адрес директора общества (л.д. 83 - 84). Общество также было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде (л.д. 95), однако в судебное заседание 01.12.2009 представитель общества не явился.

Таким образом, общество было извещено о возбуждении в отношении его дела об административном правонарушении, а также о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и рассмотрении дела в арбитражном суде, ему были разъяснены предусмотренные КоАП РФ права. Существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности не допущено.

Вместе с тем при вынесении решения судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является в силу статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела событие административного правонарушения, вменяемого ООО “Тосноавто“, выявлено в ходе проверки 23.09.2009, что подтверждается актом проверки от 23.09.2009, рапортом старшего помощника Тосненского городского прокурора от 23.09.2009 (л.д. 13 -
15). В самом постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2009 также указано на выявление правонарушения, выразившегося в перевозке обществом пассажиров без договоров, заключенных с администрацией, в ходе проведенной 23.09.2009 проверки.

Следовательно, на момент вынесения судом первой инстанции решения (08.12.2009) срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003. N 2 разъяснено, что суд, в случае пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенное, решение суда от 08.12.2009 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления о привлечении ООО “Тосноавто“ к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2009 года по делу N А56-78008/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Тосненского городского прокурора Ленинградской области о привлечении ООО “Тосноавто“ (ИНН 4716027674, адрес: Ленинградская область, г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 58) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

СЕМЕНОВА А.Б.