Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А42-3936/2009 Наличие у налогоплательщика переплаты налогов, которая перекрывает суммы налогов, подлежащих уплате в тот же бюджет, не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом. Отсутствие у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость исключает основания для начисления пеней налоговым органом.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. по делу N А42-3936/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А.

судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17713/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2009 по делу N А42-3936/2009 (судья Галко Е.В.), принятое

по заявлению ЗАО “Рыбпроминвест“

к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя: не явились, извещены;

от
ответчика: не явились, извещены.

установил:

Закрытое акционерное общество “Рыбпроминвест“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к ИФНС России по г. Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения N 01-19.2-16.1/6/-6492 от 15.01.2009 и обязании налогового органа произвести возврат пеней на сумму 1 237 руб. 47 коп.

Решением суда от 26.10.2009 требование удовлетворено полностью.

В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты НДС было вынесено 01.11.2008, Обществу правомерно начислены пени за просрочку уплаты НДС по сроку уплаты 20.10.2008 за период с 20.10.2008 по 31.10.2008 в сумме 1 237 руб. 47 коп.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.10.2008 заявителем в Инспекцию была представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 925 679 руб.

Одновременно с подачей декларации заявителем в налоговый орган было представлено заявление о зачете переплаты по налогу на прибыль организаций (ФБ) в счет уплаты НДС за 3 квартал 2008 года по сроку уплаты
20.10.2008 в сумме 925 679 руб.

23.10.2008 в адрес заявителя направлено требование налогового органа N 63792 об уплате НДС по сроку уплаты 20.10.2008 в сумме 306 810 руб. 99 коп. и пеней в сумме 337 руб. 49 коп. в срок до 17.11.2008.

01.11.2008 налоговым органом было принято решение N 22106 о зачете переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 306 812,99 руб. и в размере 618 866,01 руб. (в общей сумме 925 679 руб.), в счет уплаты налога на добавленную стоимость на основании заявления плательщика от 20.10.2008 N 179 (л.д. 23).

В связи с несвоевременной уплатой НДС в сумме 306 810,99 руб. по сроку уплаты 20.10.2008 Обществу в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 20.10.2008 по 31.10.2008 были начислены пени в сумме 1 237 руб. 47 коп. Требование об уплате данной суммы пеней в размере заявителю не направлялось.

Данная сумма задолженности по пеням была отражена в полученной Обществом Справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 25.11.2008 N 2823.

На основании данной Справки платежным поручением N 1277 от 03.12.2008 заявитель уплатил пени по НДС в сумме 1 237 руб. 47 коп.

Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением N 229 о возврате данной суммы пеней со ссылкой на неправомерность их начисления (л.д. 29).

Инспекцией вынесено решение N 01-19.2-16.1/6/-6492 об отказе в списании пеней со ссылкой на правомерность начисления пеней за период с 20.10.2008 до вынесения решения о зачете от 1.11.2008 (л.д. 30).

Заявитель обжаловал решение Инспекции от 15.01.2009 N 01-19.2-16.1/6/-6492 в Управление Федеральной налоговой службы России по Мурманской области
(л.д. 31).

Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области от 14.04.2009 N 286 жалоба Общества на решение Инспекции от 15.01.2009 N 01-19.2-16.1/6/-6492 оставлена без удовлетворения (л.д. 32 оборот).

Не согласившись с решением налогового органа от 15.01.2009 N 01-19.2-16.1/6/-6492, заявитель оспорил его в судебном порядке и заявил требование о возврате излишне уплаченных пеней в сумме 1 237 руб. 47 коп.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3 статьи 78 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. При этом налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае наличия недоимки по другим налогам.

Как установлено судом первой инстанции, пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ указывает, что при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовала задолженность перед бюджетом и следовательно начисления пени за просрочку уплаты НДС за 3 квартал 2008 по сроку уплаты 20.10.2008.

Согласно статье 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из пункта 1 статьи 72 и пункта 1 статьи 75 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и
в Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Учитывая положения статей 45, 72 и 75 НК РФ, пеня может быть взыскана только при наличии в бюджете потерь в связи с неуплатой налога в установленный срок.

Как следует из данных лицевого счета и справки о состоянии расчетов по состоянию на 20.10.2008, по сроку уплаты НДС за 3 квартал 2008 года (20.10.2008) у ответчика имелась переплата по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 6 083 792 руб., значительно превышающая размер недоимки по НДС в сумме 306 809,99 руб., подлежащей уплате по сроку уплаты 20.10.2008 (л.д. 125, 141).

Наличие у налогоплательщика переплаты налогов, которая перекрывает суммы налогов, подлежащих уплате в тот же бюджет, не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом. Поскольку у общества не возникла задолженность перед соответствующим бюджетом по уплате НДС, оснований для доначисления пени у инспекции не имелось.

При таких обстоятельствах начисление сумм пеней за неполную уплату НДС противоречит требованиям НК РФ и правомерно признано недействительным судом первой инстанции.

Суд первой инстанции также правомерно отметил, что решение Инспекции от 15.01.2009 N 01-19.2-16.1/6/-6492 об отказе в возврате пеней не соответствует положениям статьи 78 НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным
налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 14 статьи 78 НК РФ).

Пени в сумме 1 237 руб. 47 коп., уплаченные платежным поручением N 1277 от 03.12.2008 являются излишне уплаченными и подлежат зачету (возврату) в соответствии с положениями статьи 78 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Суд первой инстанции установил, что на дату подачи заявления 18.12.2008 и на день рассмотрения дела у общества отсутствовала недоимка (задолженность) по иным налогам (пеням) соответствующего вида (федеральным), в связи с чем основания для отказа в возврате излишне уплаченных пеней у налогового органа отсутствовали.

Суд правомерно удовлетворил заявленные требования, а также всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2009 по делу N А42-3936/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ДМИТРИЕВА И.А.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.