Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу N А21-10607/2008 Требование ресурсоснабжающей организации о взыскании с государственного учреждения убытков в размере невозмещенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленной энергии отдельным категориям граждан, не подлежит удовлетворению, если представленные ресурсоснабжающей организацией расчеты размера платы за коммунальные услуги без наличия надлежащего обоснования и доказательств не могут быть приняты во внимание арбитражным судом.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2010 г. по делу N А21-10607/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего В.В.Горшелева

судей Т.А.Кашиной, Н.А.Мельниковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н.В.Петровой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7685/2009) ОАО “Янтарьэнерго“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2009 года А21-10607/2008 (судья И.А.Мельник), принятое



по иску ОАО “Янтарьэнерго“

к Областному государственному учреждению “Центр социальной поддержки населения“

3-и лица Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Калининградской области, Управление Федерального казначейства по Калининградской области, Министерство социальной политики и труда Калининградской области

о взыскании 5 807 333,47 рубля

при участии:

от истца: Д.В.Бишанов по доверенности от 01.01.2010 года N 320/14

от ответчика: представитель не явился, извещен

от 3-х лиц: представители не явились, извещены

установил:

ОАО “Янтарьэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Областного государственного учреждения “Центр социальной поддержки населения“ убытков в размере невозмещенных расходов по предоставлению льгот по оплате потребленной электроэнергии отдельным категориям граждан в июле, августе 2008 года в размере 5 807 333,47 рубля за период с 01.07.2008 года по 31.08.2008 года в полном размере.



К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Калининградской области, Управление Федерального казначейства по Калининградской области, Министерство социальной политики и труда Калининградской области.

Решением суда от 30.04.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО “Янтарьэнерго“ в апелляционной жалобе и дополнительных объяснениях просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт, взыскать с Областного государственного учреждения “Центр социальной поддержки населения“ 5 807 333,47 рубля убытков в виде невозмещенных расходов по предоставлению льгот по оплате потребленной электроэнергии отдельным категориям граждан и взыскать расходы по государственной пошлине.

ОАО “Янтарьэнерго“ считает, что решение противоречит нормам материального права, представленным доказательствам и обстоятельствам дела; пояснив, что предоставление льгот осуществлялось в соответствии с Законом на основании договора с Областным ГУ “Центр социальной поддержки населения“ N 1-л/2008 от 08.02.2008 года; полагает, что письма Минрегионразвития и Минздравсоцразвития России на которые ссылается ответчик и третьи лица не имеют юридической силы; что условиями договора и законом не предусмотрена обязанность истца исследовать вопрос о количестве проживающих с льготниками лиц, не имеющих права на льготы; считает, что ответчик в применяемой методике не уточняет общее количество льготников, зарегистрированных по одному адресу.

Истец также в апелляционной жалобе оспаривает вывод суда о недоказанности исковых требований.

Истец пояснил, что он не обязан доказывать факты совместного проживания с гражданами, имеющими право на получение льгот, лиц не являющимися льготополучателями, с целью корректировки расчета стоимости потребленной энергии.

Областное государственное учреждение “Центр социальной поддержки населения“ возражает против апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, считая решение арбитражного суда правильным.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Материалами дела, установлено, что 08.02.2008 года Областное государственное учреждение “Центр социальной поддержки населения“ и ОАО “Янтарьэнерго“ заключили договор N 1-л/2008, в соответствии с условиями которого явилось возмещение ОГУ “Центр социальной поддержки населения“ расходов предприятия от предоставления в 2008 году гражданам, проживающим на территории Калининградской области, мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 31.01.2008 года N 34 “О порядке финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета“, а также нормативными правовыми актами, перечисленными в перечне категорий граждан, имеющих право на получение льгот по оплате потребленной электроэнергии (в соответствии с приложением к названному договору). Возмещение расходов предприятию производится в размере фактически предоставляемых им льгот по оплате потребленной электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, перечисленных в приложении N 1 к договору при наличии бюджетного финансирования.

Согласно разделу 2 договора предприятие обязано предоставлять указанным в договоре гражданам меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами на основании предоставленного гражданами документа подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, паспорта и других документов, предусмотренных действующим законодательством.

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, предоставлять в районные подразделения центра сведения в электронном виде, содержащие список граждан, получивших в отчетном месяце льготу по оплате потребленной электроэнергии, и счет на возмещение расходов от предоставления льгот. Корректировать собственную базу данных на основании изменений, внесенных центром в список граждан, получивших льготу в соответствии с пунктом 2.2.1 договора.

Истец предъявляет исковые требования в отношении возмещения льгот лицам, подвергшимся радиации и инвалидам 1, 2, 3 группы на сумму 5 807 333,47 рубля.

Согласно Закону РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ от 15.05.1991 года N 1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в виде мер социальной поддержки производится оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - предоставление скидки в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Согласно статье 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 года N 42-О-О было определено, что предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

Что касается предоставления аналогичных льгот членам семьи инвалида, то этот вопрос, как связанный с расширением круга лиц, на которых распространяются нормы, относится к исключительной компетенции законодателя.

В свою очередь Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 года N 491-О-О было отмечено, что проверка конституционности толкования положений пункта 4 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции 1995 года), данного в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2005 года, в соответствии с которым льгота в виде скидки в размере 50% от установленной платы за пользование коммунальными услугами предусматривалась только для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, на членов их семьи не распространялась, в связи с чем новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами.

Учитывая изложенное, следует считать, что право пользования льготой по оплате потребленной электроэнергии распространяется только на льготоносителя.

Как видно из материалов дела, из ответов по запросам Правительства Калининградской области полученных из Минрегионразвития от 02.04.2008 года N 7640-АД/07 и Минздравсоцразвития от 01.04.2008 года N 960-18 следует, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю оплаты жилого помещения и потребленных коммунальных услуг, приходящихся на инвалида, рассчитанных исходя из показаний приборов учета в равных долях с учетом количества проживающих в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок предоставления платежных документов.

В соответствии с п. п. ж. п. 38 названного Постановления в платежном документе указываются сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме).

Согласно указанному Постановлению и разъяснениям Минрегионразвития России (письмо от 02.05.2007 года N 8167-ЮТ/07 “О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги“) расчет размера платы за коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов и т.п. является обязанностью управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Данное положение содержится и в договоре от 08.02.2008 года N 1-л/2008 о возмещении ОГУ “Центр социальной поддержки населения“ расходов ОАО “Янтарьэнерго“ на предоставление в 2008 году льгот отдельным категориям граждан по оплате потребленной электроэнергии. Согласно п. п. 2.1.1 ОАО “Янтарьэнерго“ обязано предоставлять гражданам, перечисленным в Приложении N 1 к указанному договору, меры социальной поддержки на основании предоставленных ими документа, подтверждающего права на получение льгот, паспорта и других документов, предусмотренных действующим законодательством, следовательно центр не может дополнять списки, предоставленные ОАО “Янтарьэнерго“ не имея сведений об обращении граждан за предоставлением льгот и фактическом их получении.

В соответствии с п. 2.1.2 договора на возмещение расходов от 08.02.2008 года N 1-л/2008 ОАО “Янтарьэнерго“ обязано было предоставлять в электронном виде в районные подразделения центра списки граждан, получивших в отчетном месяце льготу по электроэнергии.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражным судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела и установлено, что истцом предъявляются к возмещению расходы по лицам, подвергшимся радиации, за период июль, август 2008 года в размере 210 249,90 рубля, однако доказательств проживания их отдельно либо с иными членами семьи, не имеющими права на льготы истцом не представлено и сделан правильных вывод о том, что расчет истца на эту сумму не подтверждается материалами дела.

Истец заявил требование о взыскании суммы невозмещенных расходов от предоставления льгот по оплате электроэнергии за июль, август 2008 года инвалидам 1, 2, 3 группы в сумме 5 597 083,57 рубля. Однако как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом не представлено обоснования указанной суммы, предоставленный расчет в соответствии с условиями заключенного с ответчиком договора, исходя из размера 50% размера фактически потребленной электроэнергии по приборам учета, не мог быть принят судом во внимание.

А также не представлены данные о количестве лиц, проживающих совместно с льготоносителями, но не имеющими права на получение льготы.

При таких обстоятельствах, представленные истцом расчеты без наличия надлежащего обоснования и доказательств не могут быть приняты во внимание арбитражным судом.

При этом, по численному составу данных льготных категорий граждан, отраженных в актах сверки (акт N 07/2008/1 от 15.12.2008 года, акт N 08/2008/1 от 15.12.2008 года разногласия у сторон в спорном периоде, как указано в исковом заявлении и установлено материалами дела, отсутствуют и возмещение расходов по данной категории граждан было произведено ответчиком в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что определением от 07.10.2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд определил истцу и ответчику произвести сверку по вторым и последующим льготникам, зарегистрированным (проживающим) по одному адресу, которые ранее не были учтены центром при расчетах по возмещению ОАО “Янтарьэнерго“ расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан в спорный период с составлением соответствующего акта сверки. Однако, указанное определение сторонам выполнить не представилось возможным.

При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции в удовлетворении рассматриваемых исковых требований отказано обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца в арбитражном суде первой инстанции, не дают оснований для отмены решения арбитражного суда, которое подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ГОРШЕЛЕВ В.В.

Судьи

КАШИНА Т.А.

МЕЛЬНИКОВА Н.А.