Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу N А21-1579/2009 Вывод суда первой инстанции, сделанный в мотивировочной части решения, о несоответствии сделки приватизации имущества действующему законодательству и, как следствие, о ее ничтожности является обоснованным, если установлено, что спорное имущество не подлежит включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2010 г. по делу N А21-1579/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Я.В.Баркановой,

судей И.А.Сериковой, И.А.Тимухиной,

при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю.Олехнович,

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15303/2009) ОАО “Янтарьэнерго“



на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.09 г. по делу А21-1579/2009 (судья Н.В.Емельянова), принятое

по иску Заместителя прокурора Калининградской области в защиту государственных и общественных интересов

к

1 - Территориальному управлению “Росимущества“ по Калининградской области,

2 - ОАО “Янтарьэнерго“,

3 - ОАО “Калининградская генерирующая компания“,

4 - ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“,

5 - ОАО “Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний“,

3-и лица:

1 - Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области,



2 - Администрация городского округа г. Калининград

о признании недействительной сделки приватизации общежития и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

при участии:

от истца: представитель не явился, уведомления N 11117, 11118,

от ответчиков: 1 - представитель не явился, уведомление N 11119,

2 - представитель не явился, уведомление N 11120,

3 - представитель не явился, уведомление N 11121,

4 - представителя Гвоздь А.В. по доверенности от 28.12.09 г.,

5 - представитель не явился, уведомление N 11125,

от 3-х лиц: 1 - представитель не явился, уведомление N 11122,

2 - представитель не явился, уведомление N 11126,

установил:

заместитель прокурора Калининградской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению “Росимущества“ по Калининградской области (далее - Росимущество), ОАО “Калининградская генерирующая компания“ (далее - Компания), Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - Регистрационная служба) о признании недействительной сделки приватизации государственного имущества в части включения в уставный капитал ОАО “Янтарьэнерго“ (далее - Общество) здания общежития, о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем передачи здания общежития в муниципальную собственность, а также о признании свидетельства о государственной регистрации права собственности на общежитие за Компанией недействительным.

При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции по ходатайству Прокурора к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Общество, ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ (далее - Сетевая компания), ОАО “Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний“ (далее - Холдинг); Регистрационная служба исключена из числа ответчиков, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Кроме того, при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Прокурор заявил об уточнении иска, просит суд признать недействительной сделку приватизации государственного имущества в части включения в состав приватизированного имущества здания общежития для семейных, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Звездная 27-31; признать недействительным акт приема-передачи основных средств Общества (филиал ТЭЦ-1), передаваемых в уставный капитал Компании от 05.06.08 г. в части передачи указанного здания общежития; применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Компанию передать в государственную собственность Российской Федерации названное здание общежития; признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности на общежитие за Компанией от 04.07.08 г. N 39-АА 604588.

Заявленное уточнение принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.09 г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 24.09.09 г. изменить, исключив из мотивировочной части слова “сделка приватизации общежития, не соответствующая законодательству о приватизации, действующему в период ее совершения, является ничтожной, все последующие сделки с имуществом являются ничтожными“ (абзац 6 страница 3 решения). В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что включение в уставный капитал РАО “ЕЭС России“, а затем в уставный капитал преобразованного в акционерное общество ПО “Калининградэнерго“ спорного общежития не противоречит действовавшему в период приватизации законодательству и не влечет ничтожности оспариваемой сделки приватизации. Кроме того, Общество указывает на то, что действовавшим законодательством не предусматривалось условий и порядка приема-передачи жилищного фонда муниципальными органами, а также обязанности последних принимать такой фонд.

Также Общество полагает, что суд, сделав вывод о пропуске истцом срока исковой давности, был не вправе оценивать обстоятельства дела по существу.

В судебное заседание апелляционного суда представители Общества, Прокурора, Росимущества, Компании, Холдинга, Регистрационной службы и Администрации не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.

Представитель Сетевой компании в судебном заседании апелляционного суда пояснений по существу спора не дал, оставил рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

В судебном заседании 28.01.10 г. объявлен перерыв до 13 час. 55 мин. 04.02.10 г.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда от 24.09.09 г. только в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Сетевой компании, апелляционный суд установил следующее.

Как следует из справки ОГУП “Институт “Калининградгражданпроект“ исх. N 108/02/08 от 14.02.01 г., спорное жилое здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, N 27-29-31, на момент ввода в эксплуатацию и в настоящее время является общежитием.

В соответствии с пп. 2 п. 8 Плана приватизации Дочернего АООТ “Калининградэнерго“ правопредшественником названного общества являлось Калининградское производственное объединение энергетики и электрификации Министерства топлива и энергетики РФ (далее - ПОЭиЭ “Калининградэнерго“) с организационно-правовой формой: государственное предприятие (пункт 5 Плана), собственность: федеральная (пункт 4 Плана). В качестве укрупненного перечня и стоимости объектов, не подлежащих приватизации указаны объекты жилищного и коммунально-бытового назначения - 3195 тыс. рублей.

Согласно п. 9 названного Плана жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

В Перечень зданий и сооружений ПОЭиЭ “Калининградэнерго“ по состоянию на 01.07.92 г., вошедших в уставный капитал РАО “ЕЭС России“, в том числе включено спорное здание общежития для семейных, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, д. 27-31.

Решением Государственного комитета по управлению имуществом РФ, Администрации Калининградской области и Министерства топлива и энергетики РФ от 15.02.93 г. решено внести в качестве вклада в уставный фонд РАО “ЕЭС России“ имущество ПО “Калининградэнерго“, учредив на базе имущества последнего дочернее АО “Калининградэнерго“.

В соответствии с п. 3.4. Устава АООТ “Калининградэнерго“ последнее является правопреемником Государственного предприятия Калининградского производственного объединения энергетики и электрификации “Калининградэнерго“.

В дальнейшем АООТ “Калининградэнерго“ преобразовано в ОАО “Янтарьэнерго“.

05.06.08 г. по Акту приема-передачи основных средств Общества спорное общежитие передано в уставный капитал Компании на основании протокола собрания учредителей и договора о создании Компании от 19.05.08 г.

Согласно свидетельству 39-АА 604588 от 04.07.08 г. Компания зарегистрировала право собственности на спорное общежитие.

Ссылаясь на то, что приватизация спорного общежития проведена в нарушение действовавшего законодательства, Прокурор обратился в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов с настоящим иском о признании недействительной сделки приватизации общежития, акта приема-передачи основных средств Общества в уставный капитал Компании, о применении последствий недействительности указанной сделки, а также о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности Компании на спорное общежитие.

Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным ввиду следующего.

Не оспаривая правомерности принятого судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований, Общество обратилось с апелляционной жалобой, не согласившись с указанием в мотивировочной части решения на то, что сделка приватизации общежития, не соответствующая законодательству о приватизации, действующему в период ее совершения, является ничтожной, все последующие сделки с имуществом являются ничтожными.

Апелляционный суд, делая вывод о необоснованности доводов Общества, исходит из следующего.

Преобразование производственных объединений энергетики и электрификации в акционерные общества проводилось комитетами по управлению государственным имуществом, обладающими правами территориальных агентств Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом на основании Распоряжения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 25.12.92 г. N 1233-р.

При этом предусматривалось, что 49% акций акционерных обществ, создаваемых путем такого преобразования, подлежат передаче в уставный капитал РАО энергетики и электрификации “ЕЭС России“.

Указанное распоряжение было издано во исполнение Указа Президента РФ от 14.08.92 г. N 922 “Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества“, а также Указа Президента РФ от 15.08.92 N 923 “Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации“, которые, в свою очередь, установили, что преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента РФ, а также иные особенности приватизации таких предприятий.

Также п. 2 Указа Президента РФ от 15.08.92 г. N 923 было установлено, что предприятия, входящие в состав производственных, научно-производственных объединений и трестов, перечисленные в Приложении N 1, при приватизации учреждаются как дочерние акционерные общества этих объединений и трестов.

Учитывая то, что Калининградское производственное объединение энергетики и электрификации “Калининградэлектро“ было включено в перечень, содержащийся в названном приложении, последнее приватизировалось не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как дочернее предприятие РАО “ЕЭС России“.

Указанные обстоятельства также подтверждаются данными Плана приватизации.

Исходя из изложенного, АООТ “Калининградэнерго“, вопреки доводам Общества, было создано в процессе приватизации. Довод Общества об учреждении АООТ “Калининградэнерго“ РАО “ЕЭС России“ не обоснован и не подтверждается материалами дела.

Также апелляционный суд, соглашаясь с выводом арбитражного суда первой инстанции, считает необоснованным довод Общества о правомерности приватизации общежития.

При этом апелляционный суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.91 г. N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“ жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.92 г. N 4199-1 “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“ в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

При этом пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 г. N 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий“, утратившего силу с 29.03.03 г., установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Исходя из положений названных норм, а также в соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ от 27.12.91 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Исходя из изложенного, спорное общежитие, вопреки доводам Общества, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, в связи с чем апелляционный суд считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции, сделанный в мотивировочной части решения, о несоответствии сделки приватизации общежития действующему законодательству, что влечет ее ничтожность.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

БАРКАНОВА Я.В.

Судьи

СЕРИКОВА И.А.

ТИМУХИНА И.А.