Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 07.09.2010 N 7-379/2010 Судебное решение об отмене постановления уполномоченного органа о привлечении главы администрации муниципального образования к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях лица состава правонарушения подлежит отмене, поскольку судом в достаточной степени не исследован вопрос о том, в чьей собственности находились отходы, выявленные на несанкционированной свалке, и из каких источников они образовались.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2010 г. N 7-379/2010

Судья Толмачев Н.Н.

Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,

при секретаре Ф.,

рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах, главного государственного санитарного врача по Кингисеппскому, Волосовскому, Сланцевскому районам В. на решение судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 29 июля 2010 года, принятое в отношении Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах, главного государственного санитарного врача по Кингисеппскому, Волосовскому, Сланцевскому районам Ленинградской области В. (далее - постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора) от 12.07.2010 г. Л., глава администрации муниципального образования “Большеврудское сельское поселение“ Волосовского муниципального района Ленинградской области, привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 29 июля 2010 года постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 12.07.2010 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Л. состава административного правонарушения.

В жалобе начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора содержится просьба об отмене решения судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 29 июля 2010 года и о возврате дела в суд на новое рассмотрение. В жалобе указывается на несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела, основанного на противоречивых, по мнению заявителя, доказательствах.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав Л., а также главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора Д., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного решения.

Из постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 12.07.2010 г. усматривается, что в ходе проведения проверки 20.05.2010 г. соблюдения на территории муниципального образования “Большеврудское сельское поселение“ Волосовского района Ленинградской области природоохранного законодательства были установлены несанкционированные свалки бытового и производственного мусора, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу заболевания населения. Данные факты имели место вследствие невыполнения главой администрации Большеврудского сельского поселения требований Федерального закона N
7-ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды“, Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления“.

Принимая решение об отмене постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 12.07.2010 г., суд исходил из того, что земельный участок, где была обнаружена несанкционированная свалка отходов, а именно: по левой стороне дороги Волосово - Вруда - Летошицы - Сабск в 1850 метрах от перекрестка автодорог Волосово - Вруда - Каложицы и Вруда - Летошицы - Сабск, в 50 метрах от дорожного полотна, “не принадлежит МО “Большеврудское сельское поселение“ Волосовского муниципального района Ленинградской области“.

Вместе с тем, судом не было учтено следующее.

В ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено, что выявленная несанкционированная свалка отходов находится на территории муниципального образования “Большеврудское сельское поселение“ Волосовского муниципального района Ленинградской области. Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании Л.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По смыслу данной нормы объективную
сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае
- сельского поселения. При этом принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.

Помимо собственно полномочий по установлению порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, как элемента организации деятельности в области обращения с отходами, органы местного самоуправления реализуют также и иные полномочия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды.

Так, в частности, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Согласно Методическим рекомендациям по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 “О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля“) муниципальный земельный контроль включает в себя контроль за своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию.

Судом, кроме того, не был исследован вопрос о том, в чьей собственности находились отходы, выявленные на несанкционированной свалке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов,
иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

По общему правилу право собственности на отходы, которые находятся на земельном участке, возникает у его собственника.

В то же время, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном порядке (ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В ходе производства по делу вопрос о том, из каких источников образовались отходы, выявленные на несанкционированной свалке, и кому они принадлежат, в достаточной степени не выяснен. В материалах дела имеются данные о том, что свалка отходов образовалась вследствие, в том числе, противоправных действий граждан (выбрасывания в не установленном для этих целей месте мусора), не являвшихся собственниками земельного участка, на котором находится свалка, а также по другим причинам.

Разрешая данный вопрос, необходимо иметь в виду, что отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.

Указанные обстоятельства, являющиеся существенными для правильного разрешения дела, не были исследованы и не получили надлежащей оценки со стороны суда, что не позволяет рассматривать принятое решение как законное и обоснованное.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 29 июля 2010 года, принятое в отношении Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.

Судья

ОСОЦКИЙ А.И.