Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N А56-56511/2009 Требование Пенсионного фонда РФ о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за определенный период не подлежит удовлетворению ввиду того, что по результатам проверки указанным фондом не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения предпринимателем инкриминируемого правонарушения.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2010 г. по делу N А56-56511/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А.

судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16864/2009) ГУ - УПФ РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2009 по делу N А56-56511/2009 (судья Пасько О.В.), принятое

по заявлению ГУ - УПФ РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области

к Ф.И.О. br>
о взыскании 787 руб. 50 коп.

при участии:

от заявителя:
не явились, извещены;

от ответчика: не явились, извещены.

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - Предприниматель) 787 руб. 50 коп. штрафа за нарушение срока предоставления индивидуальных сведений за 2008 год в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 (далее - Закон N 27-ФЗ).

Решением от 08.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. Податель жалобы считает, что Предприниматель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения за 2008 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Предпринимателем не представлены.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка Предпринимателя по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ.

В ходе проверки Фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Предпринимателем за 2008 год не представлены.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 21.05.2009 N 18, на основании которого вынесено решение от 16.06.2009 N 12 о привлечении Ф.И.О. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 787 руб. 50 коп.

На основании указанного решения Фонд направил Баринову В.В. требование от 16.06.2009 N 12 об уплате штрафа в сумме 787 руб. 50 коп. в срок до 06.07.2009.

Поскольку требование в установленный срок Предпринимателем не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях Предпринимателя состава вмененного ему правонарушения, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии у Предпринимателя наемных работников.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.

Статьями 9, 10 и 11 Закона N 27-ФЗ установлены соответствующие случаи и порядок представления сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона, как для страхователя, так и для физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы. При этом, указанными нормами данного Закона предусмотрен различный перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Так, согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не
позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице. Тогда как в порядке пункта 5 указанной статьи Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

При этом Законом N 27-ФЗ срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, не установлен. Однако указанный срок (до 1 марта) определен в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ (далее - Инструкция).

В качестве объективной стороны состава правонарушения Предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Индивидуальный предприниматель Баринов В.В. может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Поскольку положениями Закона N 27-ФЗ не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Кодексом для
привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Из материалов дела следует, что в нарушение статьи 100, пункта 8 статьи 101 Кодекса ни в акте проверки от 21.05.2009 N 18, ни в решении о привлечении к ответственности от 16.06.2009 N 12 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель привлекается к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

В силу статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4). При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам,
самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.

В пункте 2 статьи 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ говорится о том, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пенсионный фонд неправомерно исчислил размер штрафа, подлежащего взысканию с Предпринимателя, на основании данных расчета авансовых платежей по страховым взносам на ОПС за 3 квартал 2008 года (л.д. 7, 15 - 16). Пенсионным фондом не представлены сведения о том, что им затребована информация о размере сумм страховых взносов ответчика, причитающихся к уплате за 2008 год в целом.

Фонд не доказал правильности расчета и размера суммы штрафа, подлежащей взысканию с Предпринимателя.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение о взыскании с Предпринимателя штрафа не мотивировано, не подтверждено документально, в связи с чем, заявленные требования о взыскании штрафа правомерно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2009 по делу N А56-56511/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ДМИТРИЕВА И.А.

Судьи

ПРОТАС Н.И.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.