Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А42-4381/2009 Не производится регистрация юридического лица, имеющего обособленное подразделение, в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, по месту нахождения данного подразделения, если к заявлению о регистрации не приложены документы, содержащие распоряжение о создании обособленного подразделения, документы налогового органа о его постановке на учет и справка об исполнении обязанностей по уплате соответствующих платежей.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 г. по делу N А42-4381/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.П.Загараевой,

судей М.В.Будылевой, В.А.Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15598/2009) ООО “Юридическая помощь +“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2009 г. по делу N А42-4381/2009 (судья Л.Е.Беляева), принятое

по иску (заявлению) ООО “Юридическая помощь +“

к Мурманскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования

о признании незаконным бездействия

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 092403);

от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление N
092410);

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Юридическая помощь +“ (далее - ООО “Юридическая помощь +“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ответчик) о признании незаконным бездействия, выраженного в неосуществлении регистрации в качестве страхователя в Фонде.

Решением суда первой инстанции от 28.09.2009 г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО “Юридическая помощь +“ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и судебной практике и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что из статьи 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления им выплат и вознаграждений в пользу физических лиц; ссылается на пункт 2 статьи 11 НК РФ, на то, что страхователь обязан зарегистрироваться в ТО ФОМС в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. N 570, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения; все необходимые для регистрации организации, имеющей обособленные подразделения, документы были представлены в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 27.04.2009 г. Общество уже обращалось в Мурманский ТФОМС с заявлением о регистрации, письмом от 07.05.2009 г. Обществу было сообщено об отсутствии оснований для регистрации в качестве страхователя в Фонде; Общество создало обособленное подразделение, которое не является филиалом или
представительством, и не указано таковым в учредительных документах организации согласно ГК РФ, в связи с чем не было положения, на основании которого оно могло действовать; незаконное бездействие (нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом Фонда) привело к тому, что работники предприятия были лишены возможности обращаться в медицинские учреждения.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением директора ООО “Юридическая помощь +“ от 28.03.2009 г. N 1 было создано обособленное подразделение Общества в г. Мурманске (ул. Полярный круг, д. 1).

Общество 27.04.2009 г. обратилось в Фонд с заявлением о регистрации организации, имеющей обособленное подразделение, в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по месту нахождения обособленного подразделения при обязательном медицинском страховании.

Общество приложило к заявлению распоряжение N 1 от 28.03.2009 г. о создании обособленного подразделения в г. Мурманске.

Фонд письмом от 07.05.2009 г. N 1106/10 сообщил об отсутствии оснований для регистрации, поскольку к заявлению приложен не полный пакет документов. Обществом не были представлены: учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении; документ налогового органа о постановке на учет обособленного подразделения и справка об исполнении обособленным подразделением обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206@; свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде ОМС по
месту ее нахождения.

Пакет документов был возвращен заявителю для оформления в соответствии с пунктом 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. N 570 (далее - Правила).

26.05.2009 г. Общество снова обратилось в Фонд для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения с приложением согласно описи следующих документов: сопроводительное письмо от 26.05.2009 г.; заявление о регистрации в качестве страхователя в Фонд (по месту нахождения обособленного подразделения); нотариально заверенная копия распоряжения N 1 о создании обособленного подразделения; нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; справка N 6122 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 30.03.2009 г.

Письмом от 03.06.2009 г. N 1367/10 Фонд сообщил об отсутствии оснований для регистрации в связи с непредставлением полного пакета документов; заявление с пакетом документов было возвращено Обществу.

В соответствии со статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется в ТФОМС, страхователей-организаций и индивидуальных предпринимателей в пятидневный срок с момента представления в ТФОМС федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и представляемых в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, предусмотрено, что организация, имеющая обособленные подразделения, обязана зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения каждого обособленного подразделения при обязательном медицинском страховании на основании заявления по форме согласно Приложению 1.

Указанное заявление представляется
в территориальный фонд не позднее 30 дней с даты создания обособленного подразделения с представлением копий следующих документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке: документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении); документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования; свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, поскольку в уставе ООО “Юридическая помощь+“ не содержится сведений о создании соответствующего обособленного подразделения, для целей регистрации в качестве страхователя в Фонде в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, Обществом должны были быть представлены распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении.

Материалами дела подтверждается, что при обращении Общества 26.05.2009 г. в Фонд к заявлению о регистрации в качестве страхователя из документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, Обществом была представлена только нотариально заверенная копия распоряжения N 1 от 28.03.2009 г. о создании обособленного подразделения. Положение об обособленном подразделении представлено не было, что Обществом не отрицается.

При этом ссылка подателя жалобы на то, что у обособленного подразделения не могло быть положения, поскольку оно не является филиалом или представительством, подлежит отклонению, так как в пункте 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. N 570, приведен закрытый перечень документов, представление которых необходимо для регистрации в качестве страхователя. Расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Понятие обособленного подразделения, приведенное в пункте 2
статьи 11 НК РФ, используется для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, и к рассматриваемым правоотношениям не применяется.

Ссылки Общества на то, что из статьи 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 г. N 1499-1 не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления им выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку в данном случае суд первой инстанции положил в основу обжалуемого решения факт непредставления Обществом в Фонд всех необходимых для регистрации в качестве страхователя документов, а не иные обстоятельства.

Кроме того, документом, подтверждающим исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды ОМС, является документ налогового органа о постановке на учет обособленного подразделения и исполнения обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу) по месту его нахождения.

Соответствующее уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о постановке на учет Общества в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (от 04.05.2009 г. N 2340606), как следует из материалов дела, у Общества имеется, однако к заявлению, в соответствии с пунктом 5 Правил, указанный документ приложен не был.

Ссылка заявителя на то, что Фондом не было указано на необходимость данного документа, опровергается материалами дела. С соответствующим запросом о разъяснении перечня документов, необходимых для представления в данном случае, Общество в Фонд не обращалось.

Таким образом, Обществом к заявлению от 26.05.2009 г. не был представлен полный пакет документов в соответствии с пунктом 5 Правил, в связи с чем у Фонда
не имелось оснований для регистрации Общества в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения обособленного подразделения.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездействие государственного органа, его должностных лиц может быть признано незаконным только при одновременном соблюдении следующих условий: несоответствия бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на нее каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае указанных в пункте 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания бездействия Фонда незаконным не имеется.

Кроме того, пункт 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на сторону, ссылающуюся на определенные обстоятельства в обоснование своих требований, бремя доказывания таких обстоятельств, что не противоречит этому же пункту статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности по доказыванию государственных органов и пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку Общество ссылается на представление им всех необходимых документов для регистрации в качестве страхователя в Фонд, на него возлагается обязанность доказать, что все документы, предусмотренные действующим законодательством, были в Фонд предоставлены, а истребование иных документов неправомерно. Таких доказательств Общество не представило.

Кроме того, ссылка в апелляционной жалобе на то, что незаконное бездействие выразилось в нерассмотрении обращения заявителя уполномоченным лицом Фонда, является несостоятельной, поскольку заявление Общества было рассмотрено и заявителю дан ответ письмом от 03.06.2009 г. N 1367/10.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества не имеется.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой
инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 сентября 2009 года по делу N А42-4381/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.