Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 N 17АП-9122/2010-ГК по делу N А60-17098/2010 Поскольку заявитель, являясь собственником объекта недвижимости, имеет исключительное право на приобретение земельного участка под ним, требования о понуждении к заключению договора купли-продажи этого земельного участка подлежат удовлетворению.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 г. N 17АП-9122/2010-ГК

Дело N А60-17098/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гребенкиной Н.А.,

судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,

при участии:

от истца - индивидуального предпринимателя Ахметгареева Фаниля Фаизовича: Жаркова Ю.В. по доверенности от 09.09.2010, Соколов О.Б. по доверенности от 09.09.2010,

от ответчика - Администрации города Екатеринбурга: Плеханов М.В. по доверенности от 28.12.2009 N 221,

от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,

(лица, участвующие в деле, о времени
и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании арбитражное дело N А60-17098/2010

по иску индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Администрации города Екатеринбурга,

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

установил:

Индивидуальный предприниматель Ахметгареев Фаниль Фаизович (далее - ИП Ахметгареев Ф.Ф.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110008:17, площадью 13 724 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 2к, на условиях проекта договора от 23.03.2010.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2010 исковые требования удовлетворены. Арбитражный суд первой инстанции изложил пункт 3.2 договора купли-продажи земельного участка от 23.03.2010 в редакции истца: “Стоимость земельного участка составляет 349 389 (триста сорок девять тысяч триста восемьдесят девять) руб. 58 коп. Стоимость участка определена в соответствии с расчетом выкупной цены участка (приложение N 3) к настоящему договору“.

Ответчик с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В апелляционной жалобе указано на нарушение арбитражным судом первой инстанции норм материального права. По мнению Администрации, оснований для обращения в суд с иском о понуждении к заключению договора на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется. Ответчик также считает, что арбитражным судом размер выкупной цены земельного участка определен ненадлежащим образом. Кроме того, в апелляционной жалобе заявитель
указывает на то, что судом первой инстанции было отклонено ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Истец направил в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь при этом на несостоятельность ее доводов.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 14.09.2010 представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции установлено, что дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (в составе судей Гребенкиной Н.А., Зелениной Т.Л., Романова В.А.) арбитражный суд перешел к рассмотрению арбитражного дела N А60-17098/2010 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебное разбирательство по делу было отложено на 06.10.2010.

05.10.2010 в суд апелляционной инстанции от истца поступили дополнения, в которых данная сторона указывает на то, что изменение вида разрешенного использования произошло на основании постановления главы Екатеринбурга от 01.07.2009 N 2767, вынесенного с целью предоставления земельного участка ИП Ахметгарееву Ф.Ф. в собственность под уже существующие объекты недвижимости, а не с целью устранения кадастровой ошибки. Истец также полагает, что поскольку кадастровая стоимость
определяется на дату подачи заявления, последующее изменение Администрацией разрешенного использования земельного участка правового значения не имеет.

Ответчик также представил суду пояснения, в которых обосновывает свою позицию относительно невозможности использования при расчете выкупной цены земельного участка значения удельного показателя кадастровой стоимости, указанного в кадастровом паспорте от 21.07.2009.

На основании и в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нахождения судьи Романова В.А. в очередном отпуске 06.10.2010 сформирован иной состав суда (Гребенкина Н.А., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.), после чего рассмотрение дела апелляционным судом начато сначала.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 06.10.2010 представитель истца просил заявленные требования удовлетворить; представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать. Кроме того, представители сторон пояснили, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, были приобретены не из государственной или муниципальной собственности.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, приведенные ими в обоснование своих требований и возражений, проанализировав нормы материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ахметгареев Фаниль Фаизович является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 2к (свидетельства о государственной регистрации права от 15.06.2007, л.д. 11-18). Эти объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 13 724 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110008:17, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская. 2 к.

Из материалов дела следует и то, что земельный участок площадью 13 724 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110008:17, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская. 2к, на основании договора аренды земельного участка от 01.03.2001 был предоставлен Администрацией города
Екатеринбурга (арендодатель) предпринимателю Ахметгарееву Ф.Ф. (арендатор) в аренду.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.03.2010 (л.д. 29) следует, что правообладатель спорного земельного участка не зарегистрирован.

11.03.2009 Ахметгареев Ф.Ф. обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о выкупе за плату земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.

01.07.2009 главой Екатеринбурга было издано постановление N 2767 о предоставлении Ахметгарееву Ф.Ф. указанного земельного участка за плату под здания и сооружения производственного назначения (л.д. 28).

20.01.2010 года Ахметгарееву Ф.Ф. был направлен проект договора купли-продажи земельного участка, по условиям которого цена выкупа земельного участка, рассчитанная исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 4 567 руб. 10 коп./кв. м в соответствии с данным кадастрового паспорта земельного участка от 13.11.2009, составляет 7 740 841 руб. 73 коп.

24.03.2010 Ахметгареев Ф.Ф. направил в Администрацию письмо с приложением проекта договора купли-продажи земельного участка, по условиям которого выкупная цена земельного участка составляет 349 389 руб. 58 коп. Указанная цена определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 206 руб. 14 коп./кв. м согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 21.07.2009, т.е. с учетом сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости на день обращения с заявлением о выкупе.

01.04.2010 Администрация направила в адрес предпринимателя Ахметгареева Ф.Ф. письмо N 23.5-02/5/887, в котором сообщалось, что подготовленный истцом проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене 349 389 руб. 58 коп. отклонен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИП Ахметгареев Ф.Ф. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса
Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“).

В силу изложенных выше норм права Ахметгареев Ф.Ф.
как собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка под ними с кадастровым номером 66:41:0110008:17, площадью 13 724 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 2 к.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ определено, что рассмотрение заявления собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность, для органов местного самоуправления является обязательным, а в случае уклонения от заключения договора, договор заключается в порядке статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Из смысла вышеназванной нормы закона следует, что при уклонении стороны, обязанной заключить договор, от направления проекта договора или от совершения иных действий по его заключению противоположная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении заключить договор. При этом закон предусматривает возможность обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор лишь в
случае соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, а именно - направления оферты (предложения о заключении договора).

Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Как следует из материалов дела, истец обращался к ответчику с предложением о заключении договора купли-продажи земельного участка; проект договора, подготовленный Администрацией (оферта), не был принят ИП Ахметгареевым Ф.Ф.; в ответ на указанную оферту ответчик направил истцу свой проект договора купли-продажи земельного участка.

Поскольку стороны не пришли к соглашению по определению стоимости цены земельного участка, разногласия по соответствующему пункту договора купли-продажи земельного участка были переданы на рассмотрение арбитражного суда.

Доводы Администрации о том, что уполномоченный орган местного самоуправления от заключения договора купли-продажи не уклонялся, подлежит отклонению. В данной части арбитражный суд исходит из того, что настоящий иск заявлен о понуждении к заключению договора, заключение которого для Администрации является обязательным. Фактически спор между сторонами возник относительно цены выкупаемого земельного участка, следовательно, соответствующее требование может быть рассмотрено в рамках настоящего дела.

При этом арбитражный суд не может принять во внимание довод Администрации о несоблюдении противоположной стороной досудебного порядка урегулирования спора, поскольку разногласия переданы на рассмотрение суда по истечении предусмотренного законом 30-тидневного срока на принятие или отклонение акцепта на иных условиях.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению
сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.

На основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), принимается во внимание следующее.

Исходя из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации N 478 от 11.05.95 “О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации“ выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос (Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 28.11.2003). Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11.05.95 N 478 был отменен.

Исходя из принципов государственного регулирования приватизации земли (абзац 13 пункта 1
статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и разграничения гражданского законодательства и законодательства о приватизации (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации), вопросы, связанные с выкупом государственного и муниципального имущества (в том числе земельных участков), в силу своей специфики и необходимости обеспечения баланса законных публичных и частных интересов должны являться предметом специального правового регулирования. До законодательного урегулирования рассматриваемого вопроса либо появления официальных разъяснений правовой позиции высших судебных инстанций необходимо обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, а также исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.

В условиях отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган (Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 11.11.2005 N 2).

Из содержания пункта 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.

Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, ИП Ахметгареев Ф.Ф. обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о выкупе за плату земельного участка 11.03.2009.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления соответствующего заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Соответствующее решение о предоставлении Ахметгарееву Ф.Ф. указанного земельного участка было принято главой Екатеринбурга 01.07.2009.

Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“, утверждена кадастровая стоимость и спорного земельного участка в размере 2 829 065 руб. 36 коп.

Сведения об указанной кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт спорного земельного участка от 21.07.2009 (л.д. 35), из которого усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110008:17, площадью 13 724 кв. м, составляет 2 829 065 руб. 36 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 206 руб. 14 коп./кв. м. Указанные обстоятельства подтверждаются также письмом Территориального отдела N 15 Управления Роснедвижимости от 19.10.2009 N 9283.

Таким образом, поскольку постановление главы Екатеринбурга о предоставлении земельного участка было издано 01.07.2009, постольку на указанную дату кадастровый паспорт земельного участка, а также иные необходимые документы должны были быть оформлены и представлены в уполномоченный орган, иного суду в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления о выкупе с приложением всех необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которое было подано в период с 11.03.2009 по 01.07.2009.

При определении выкупной цены земельного участка, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, следует исходить из методики, установленной Порядком определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП.

Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП выкупная цена земельного участка, рассчитываемая в кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка, определяется по следующей формуле:

ВЦ = ПЗУ x СЗН x К, где:

ВЦ - выкупная цена земельного участка;

ПЗУ - площадь земельного участка в квадратных метрах;

СЗН - ставка земельного налога за единицу площади земельного участка (сумма земельного налога за единицу площади земельного участка за календарный год, исчисленная в установленном порядке);

К - коэффициент кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.

Приложением к этому же правовому акту определен размер кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка, который применительно к земельным участкам, расположенным в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ (в границах населенного пункта город Екатеринбург) составляет - 9,5.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 “Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования “город Екатеринбург“ для земельных участков под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности установлена ставка земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 1,3.

Таким образом, ставка земельного налога за единицу площади земельного участка в рассматриваемом случае составляет 2,68 (2 829 065 руб. 36 коп. x 1,3% / 13 724 кв. м).

Соответственно, выкупная цена спорного земельного участка составляет 349 413 руб. 04 коп. (13 724 кв. м x 2,68 x 9,5).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может принять во внимание представленный истцом арбитражному суду расчет выкупной цены земельного участка, поскольку он произведен не в соответствии с указанной судом и подлежащей применению методикой, в результате чего привел к появлению арифметической ошибки в определении выкупной цены спорного земельного участка.

Необоснованным является и указание Администрацией на то, что в кадастровом плане земельного участка от 21.07.2009 удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка указан неверно ввиду наличия кадастровой ошибки относительно вида разрешенного использования, в связи с чем такая ошибка была устранена и был составлен новый кадастровый паспорт земельного паспорта с удельным показателем кадастровой стоимости 4 567 руб. 10 коп./кв. м.

Как следует из материалов дела, изменение сведений государственного кадастра недвижимости относительно вида разрешенного использования спорного земельного участка (вместо “земли промышленности“ согласно данным кадастрового паспорта от 24.07.2009 на “под здания и сооружения производственного назначения“ согласно данным кадастрового паспорта от 13.11.2009) произошло на основании Постановления главы Екатеринбурга от 01.07.2009 N 2767 о предоставлении Ахметгарееву Ф.Ф. указанного земельного участка за плату под существующие объекты недвижимости, а не в целях исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. Соответствующее основание изменения вида разрешенного использования подтверждается также письмом Территориального отдела N 15 Управления Роснедвижимости от 27.02.2010 N 1362. При этом в материалы дела не представлены доказательства исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“).

Произведенный Администрацией расчет выкупной стоимости земельного участка также не может быть принят во внимание, поскольку для спорного земельного участка Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП была определена непосредственно его кадастровая стоимость в размере 2 829 065 руб. 36 коп., которую и следует применять при расчете выкупной цены земельного участка. Соответствующие изменения в указанный нормативный правовой акт, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в установленном законом порядке внесены не были, доказательства обратного суду не представлены. Кроме того, недостоверность данных государственного кадастрового учета не является предметом рассмотрения при разрешении преддоговорного спора. Применение Администрацией при расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 66:41:01 10 008 (для 9 группы видов разрешенного использования) в размере 4 567 руб. 10 коп./кв. м с учетом данного обстоятельства является недопустимым.

Более того, соответствующий показатель был определен Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 01.02.2010 N 122-ПП, т.е. уже после подачи истцом соответствующего заявления о выкупе земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что также является необоснованным с учетом изложенного выше.

С учетом того обстоятельства, что Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП была определена непосредственно кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 2 829 065 руб. 36 коп., расчет стоимости выкупной цены спорного земельного участка должен быть произведен именно с учетом кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере, действовавшей на момент обращения предпринимателя в Администрацию с соответствующим заявлением.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, пункт 3.2 договора купли-продажи земельного участка от 23.03.2010 следует изложить в следующей редакции: “Стоимость земельного участка составляет 349 413 (триста сорок девять тысяч четыреста тринадцать) руб. 04 коп.“.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права - рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что является безусловным основанием к отмене вынесенного по делу судебного акта, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2010 по настоящему делу подлежит отмене.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле,