Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 N 17АП-10459/2010-АК по делу N А60-20702/2010 Недостоверные сведения относительно причины смерти военнослужащего предоставлены военным комиссариатом, удостоверение о праве на льготы выдано им же. Следствием указанных действий явилось причинение убытков пенсионному органу в виде излишне выплаченной третьему лицу суммы пенсии по потере кормильца.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2010 г. N 17АП-10459/2010-АК

Дело N А60-20702/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борзенковой И.В.

судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,

при участии:

от истца ГУ УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области - не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика Государственного учреждения Военного комиссариата Свердловской области - не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населении Министерства социальной защиты населения Свердловской области по
г. Карпинску - не явился, извещен надлежащим образом;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца

ГУ УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 августа 2010 года

по делу N А60-20702/2010,

принятое судьей Колосовой Л.В.

по иску ГУ УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области

к Государственному учреждению Военного комиссариата Свердловской области

третье лицо Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населении Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Карпинску

о взыскании 19 587,05 руб.,

установил:

УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Государственного учреждения Военного комиссариата Свердловской области 19 587,05 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что при выдаче справки военкомату было достоверно известно о причине смерти военнослужащего. Учитывая, что Фоминых Л.А. с заявлением о назначении ЕДВ не обращалась до 2007 г. и в феврале 2004 г. такого понятия, как ЕДВ, не существовало, утверждение суда о том, что Фоминых Л.А. знала об отсутствии права
на ЕДВ, нельзя признать обоснованным.

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 “О ветеранах“ с 10.08.2007 г. была назначена единая денежная выплата (далее - ЕДВ) Ф.И.О. как матери погибшего военнослужащего. Размер ежемесячной выплаты был установлен в размере 228,81 руб. (с учетом набора социальных услуг - 741,81 руб.), с последующим индексированием в соответствии с действующим законодательством.

Основанием для назначения ЕДВ послужило письменное заявление Фоминых Л.С., удостоверение <...>, выданное на имя Фоминых Л.С. Отделом социальной защиты населения г. Карпинска 19.07.2007 г., справка и извещение из военкомата о том, что смерть Ф.И.О. связана с обязанностями военной службы.

В октябре 2009 г. Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Карпинску обратился к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области с заявлением о недействительности удостоверения <...>, поскольку Государственным учреждением Военный комиссариат Свердловской области (ранее называвшимся Военным комиссариатом городов Краснотурьинск и Карпинск Свердловской области) были представлены недостоверные сведения о причинах гибели Фоминых
А.Н., в связи с чем удостоверение <...> о праве на льготы выдано Фоминых Л.С. неправомерно, ЕДВ назначена незаконно.

Поскольку, по мнению заявителя, оснований для выплат гражданке Фоминых Л.С. ЕДВ не имелось, и, соответственно, переплата ЕДВ за период с 01.08.2007 г. по 30.10.2009 г. составила 19 587,05 руб., заявитель обратился в суд с требованием о взыскании названной суммы с Государственного учреждения Военного комиссариата Свердловской области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не доказана совокупность условий необходимых для привлечения заинтересованного лица к ответственности ввиду непредставления им однозначных и бесспорных доказательств того, что именно по вине Военного комиссариата Свердловской области совершены действия в виде начисления и выплаты ЕДВ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“ N 5-ФЗ от 12.01.1995 меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 21 Федерального закона N 5-ФЗ, а не пункт 3 статьи 31.

Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются также на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3 ст. 31 ФЗ N 5-ФЗ).

Таким
образом, исходя из смысла данных норм, право лиц на льготы, предусмотренные названной статьей, возникает в случае гибели военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

В соответствии с п. 6 Порядка осуществления ежемесячно денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 г. N 294 (далее Порядок), при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации;

принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами;

дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов;

регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“;

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;

сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;

производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;

производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.

Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен приложением N 3 к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Согласно
приложению N 3 Порядка, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“, должны быть приложены документы, в том числе удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем; подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.

Начисление сумм ежемесячной денежной выплаты в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела и иных документов, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, включая исполнительные документы (п. 26 Порядка).

В п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения, причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду, возникает при предоставлении юридическими лицами недостоверных сведений, если эти сведения повлекли за собой выплату излишних сумм трудовой пенсии и есть вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

Под “недостоверными“ сведениями понимается несоответствие информации, содержащейся в документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.

Порядок и
условия возмещения причиненного ущерба установлены гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации “Обязательства вследствие причинения вреда“.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Таким образом, наличие вины, ее степень, наличие причинно-следственной связи между действиями лица, к которому заявлены требования о возмещении вреда, и размером требуемой суммы являются существенными для дела обстоятельствами.

При этом, в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как следует из материалов дела, основанием для назначения и выплаты ЕДВ, послужило удостоверение <...>, выданное на имя Ф.И.О. отделом социальной защиты населения г. Карпинска 19.07.2007 г., в соответствии с утвержденной Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. N 209 и Постановлением Государственного комитета СССР по
труду и социальным вопросам от 18.10.1989 г. N 345 формой бланка (л.д. 18).

Данное удостоверение выдано на основании, в том числе справки военкомата г. Карпинска от 18.06.2007 г. N 53, в которой указано, что смерть Фоминых А.Н. связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 22).

08.10.2009 г. Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Карпинску сообщило, что в связи с вновь открывшимися фактами удостоверение, выданное Фоминых Л.С., считать недействительным (л.д. 24). Установлено, что Фоминых А.Н. - сын Фоминых Л.С. умер 04.10.2003 г., причина смерти - повешение, смерть наступила в период прохождения военной службы в мирное время.

Удостоверение <...>, выданное 19.07.2007 г. Фоминых Л.С., было изъято.

Таким образом, факт гибели Фоминых А.Н. при выполнении им боевой задачи в период прохождения военной службы не подтвержден, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что у Фоминых Л.С. не имелось права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“.

Данное обстоятельство, а также размер выплаченной пенсии сторонами не оспариваются.

Из материалов дела следует, что в соответствии с выпиской из приказа по войсковой части N 45142 за N 207 от 04.10.2003 г. следует, что смерть Фоминых А.Н. связана с исполнением обязанностей военной службы.

Военным комиссариатом г. Карпинска были направлены документы, в том числе список военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей на получение удостоверений о праве на льготы их родителей по ВК г. Карпинска и постановление о прекращении уголовного дела в военный комиссариат Свердловской области для выдачи удостоверение родителям погибшего военнослужащего по призыву Фоминых А.Н.

05.02.2004 г. документы по Фоминых Л.С. вернулись без исполнения с резолюцией “удостоверения
о праве на льготы не положены, так как сын покончил жизнь самоубийством в результате употребления алкоголя и наркотика“, в связи с чем военный комиссариат Свердловской области указал на отсутствие оснований для выдачи удостоверения родителям погибшего военнослужащего Фоминых А.Н.

09.02.2004 г. с отказом в выдаче удостоверения была ознакомлена Фоминых Л.С. (л.д. 12).

При этом, согласно письма Военного комиссариата Свердловской области от 27.02.2010 г. за N 340, из архивного дела N 16 из переписки по погибшему Фоминых А.Н. выяснилось, что первоначально в выписке приказа командира в/ч 45142 от 04.10.2003 г. смерть Фоминых А.Н. была не связана с исполнением обязанностей военной службы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата Приказа Министерства обороны РФ N 455, имеется в виду 10.10.1998.

Для того, чтобы получить денежные средства за военнослужащего по Приказам Министра обороны N 455 от 10.10.2998 г. и N 55 от 02.02.1999 г., военкомат г. Карпинска направил письмо в адрес командира в/ч 45142 от 14.10.2003 г. с просьбой переделать документы, смерть связать с исполнением обязанностей военной службы. Произошла замена документа, так как из войсковой части пришла выписка из приказа командира в/ч 45142 от 04.10.2003 г. с указанием, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 11).

На основании этого в извещении от 11.11.2003 г. N 23 и в справке от 18.06.2007 г. N 53 была сделана запись, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

Таким образом, по причине предоставления военным комиссариатом недостоверных сведений Пенсионным фондом была произведена излишняя выплата пенсии.

Факты предоставления недостоверных сведений о причине смерти военнослужащего, как и незаконность выдачи удостоверения о праве на льготы
ответчиком не оспариваются.

На момент назначения пенсии по потери кормильца пенсионный фонд располагал только сведениями о том, что военнослужащий погиб при прохождении срочной военной службы и смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Формально пакет документов для назначения пенсии по потери кормильца был предоставлен и соответствовал действующему законодательству.

Доказательств того, что фонд располагал сведениями о том, что смерть не связана с исполнением обязанностей военной службы материалы дела не содержат.

Также судом апелляционной инстанции не установлено, что в данном случае фонд должен был проверить обоснованность выдачи представленных документов в соответствии с Порядком осуществления ежемесячно денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 г. N 294.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что факт причинения убытков пенсионному органу, а также их размер подтверждены материалами дела, имеется причинно-следственная связь между наступившими убытками и представлением ответчиком недостоверных сведений.

При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в данном случае отсутствуют признаки причинения вреда со стороны Фоминых Л.С., поскольку, как следует из материалов дела, ущерб был причинен представлением недостоверных сведений в справке военного комиссариата N 53 от 18.06.2007 г., выданной ответчиком, а не Фоминых Л.С., то есть в результате представления таких сведений, ответственность за достоверность которых несет ответчик.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований о взыскании с военного комиссариата Свердловской области убытков в сумме 19 587,05 руб., в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.

Согласно п. 2 ст. 333.22 НК РФ с учетом имущественного положения организации-должника, являющейся государственным учреждением, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 266, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2010 г. по делу N А60-20702/2010 отменить.

Взыскать с Государственного учреждения Военного комиссариата Свердловской области (зарегистрированного по адресу: <...>) в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации убытки в сумме 19 587 (девятнадцать тысяч пятьсот восемьдесят семь) рублей 05 коп.

Взыскать Государственного учреждения Военного комиссариата Свердловской области (зарегистрированного по адресу: <...>) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 500 (пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи

С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

С.Н.САФОНОВА