Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 N 17АП-9677/2010-ГК по делу N А60-15819/2010 Бездействие уполномоченного органа, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка в собственность и ненаправлении в его адрес проекта договора купли-продажи участка с предложением его заключения, при том что требования закона в части представления необходимых документов заявителем соблюдены, признано незаконным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. N 17АП-9677/2010-ГК

Дело N А60-15819/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дюкина В.Ю.,

судей Зелениной Т.Л., Гребенкиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - Крестьянского хозяйства Аникьева Анатолия Владимировича: Костюкова Е.Ю., доверенность N 3-ю от 28.04.2010, паспорт,

от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: не явились,

от третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены
надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 июля 2010 года

по делу N А60-15819/2010,

принятое судьей Горбашовой И.В.,

по заявлению Крестьянского хозяйства Ф.И.О. br>
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,

третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

о признании незаконным бездействия,

установил:

Крестьянское хозяйство Ф.И.О. обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Свердловской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Свердловской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:59:000000018 общей площадью 615248 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/4; о возложении на заинтересованных лиц обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу вопрос о предоставлении заявителю земельного участка, принятии и направлении заявителю соответствующего решения.

В судебном заседании 31.05.2010 в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования, заявив ходатайство об исключении из числа заинтересованных лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В порядке статьи 51
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (определение от 15.06.2010).

В порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил характер требований - просит признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Свердловской области, выразившееся в уклонении от вынесения в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:59:000000018 общей площадью 615248 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/4, местоположение установлено относительно ориентира: свинокомплекс, расположенного в границах участка; возложить на Территориальное управление Росимущества в Свердловской области обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка общей площадью 615248 кв. м с кадастровым номером 66:59:000000018 и в пятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

Решением суда от 28.07.2010 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Свердловской области, выразившееся в уклонении от вынесения в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:59:000000018 общей площадью 615248 кв. м, категория земель - земли населенных
пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/4, местоположение установлено относительно ориентира: свинокомплекс, расположенного в границах участка. На Территориальное управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка общей площадью 615248 кв. м с кадастровым номером 66:59:000000018 и в пятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить КХ Аникьева А.В. проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

Суд первой инстанции исходил из того, что в результате допущенного заинтересованным лицом бездействия нарушены права и законные интересы заявителя - созданы препятствия для реализации заявителем принадлежащего ему права на приобретение в собственность земельного участка.

Территориальное управление Росимущества в Свердловской области с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба содержит указание на обстоятельства, свидетельствующие, о том, что Территориальное управление Росимущества в Свердловской области в силу п.п. ж п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества в Свердловской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, не уполномочено осуществлять продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в связи с чем бездействие незаконным признано быть не может.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам
суда первой инстанции. Заявитель указал на то, что бездействие Территориального управления Росимущества в Свердловской области, выразившееся в уклонении от вынесения в установленный срок решения о предоставлении Крестьянскому хозяйству Ф.И.О. на праве собственности земельного участка, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации; обязанность по заключению договоров купли-продажи нормативными правовыми актами возложена на указанный орган государственной власти.

Заинтересованное и третье лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом с соблюдением требований ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, Крестьянское хозяйство Ф.И.О. является собственником объектов недвижимого имущества: здание административно-бытового корпуса, литер А (нежилое), общая площадь 958,1 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ N 498432); сооружение - силосная траншея, литер 1 (складское), общая площадь 251 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ N 498640);объект незавершенного строительства - здание свинарника-откормочника на 1200 голов, литер 2, общая площадь 2027,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ N 498436); здание свинарника на 500 голов, литер 1 (нежилое), общая площадь 1807,8 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ N 498433); здание корнеплодохранилища, литер 3 (нежилое), общая площадь 435,2 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АБ N 498431).

Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 615248 кв. м с
кадастровым номером 66:59:000000018.

Земельный участок площадью 615248 кв. м с кадастровым номером 66:59:000000018, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/4, местоположение установлено относительно ориентира: свинокомплекс, расположенного в границах участка, находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии 66-АГ N 351194) - л.д. 25.

Заявитель 08.12.2009 обратился в Территориальное управление Росимущества в Свердловской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества (л.д. 36).

В ответ на просьбу о предоставлении в собственность земельного участка Территориальное управление Росимущества в Свердловской области сообщило заявителю о том, что представленные документы соответствуют ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, указав, что в соответствии с п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества в Свердловской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, данная заявка с документами направлена для рассмотрения и выдачи соответствующего поручения в Росимущество (л.д. 51).

Заявитель, полагая, что органом государственной власти допущено бездействие, выразившееся в уклонении от вынесения в установленный срок решения о предоставлении на праве собственности земельного участка, что препятствует ему - заявителю, в реализации прав на приобретение в собственность земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту
и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении ответчиком положений Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.

Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении
земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суд первой инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу, что заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в Территориальное управление Росимущества в Свердловской области полный пакет документов, предусмотренных перечнем документов, а Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не приняло, не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка с предложением о его заключении.

Ссылку Территориального управления Росимущества в Свердловской области на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества суд, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, обоснованно признал несостоятельной.

В соответствии с п. 5.3 и п. 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно п. 1.4 Регламента Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом, утвержденного Приказом Росимущества N 172 от 20.07.2006 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На основании п. 8.1 Регламента территориальные органы образуются приказом Росимущества для осуществления полномочий Росимущества на определенной территории.

В силу п. 8.16 Регламента в территориальном органе Росимущества рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан. В случае если у территориального органа недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в Росимущество.

Из содержания вышеперечисленных норм следует, что заявка на приватизацию земельного участка подана заявителем в надлежащий орган, в силу чего соответствующий довод апелляционной жалобы не имеет правового значения, так как удовлетворение апелляционной жалобы не влечет.

Суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требования заявителя, возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Не выявлено арбитражным судом апелляционной инстанции и нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной
инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2010 по делу N А60-15819/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

В.Ю.ДЮКИН

Судьи

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Н.А.ГРЕБЕНКИНА