Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 N 17АП-8940/2010-АК по делу N А71-5073/2010 В случае если должником в установленный срок не исполнены требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о предупреждении его об уголовной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2010 г. N 17АП-8940/2010-АК

Дело N А71-5073/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Борзенковой И.В., Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.

при участии:

от заявителя Дочернего открытого акционерного общества “Ижевский оружейный завод“: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Степановой Л.Н.: не явилась, извещена надлежащим образом;

взыскатели: 1) ОАО “Удмуртская энергосбытовая компания“, 2) ООО НОП “Байкал-щит“, 3) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (пенсионный фонд), 4) ООО “Урожай“, 5) Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, 6) Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике, 7) ООО “Современные технологии машиностроения“, 8) Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике, 9) ООО “ИжМото“, 10) ООО “Квалитет“, 11) ООО “Пик-инжиниринг“, 12) ООО “Ильпласт“, 13) ООО “Крезол-Уфа“, 14) Федеральное государственное унитарное предприятие “Ижевский механический завод“, 15) ЗАО “Торгово-закупочная компания “Ремакс“, 16) ОАО “Автомобильный завод“ г. Ижевск, 17) Федеральное казенное предприятие “Амурский патронный завод “Вымпел“, 18) ООО “СТАМ“, 19) ООО “Производственно-коммерческая фирма “Центр-Строй“, 20) ООО “Вертикаль“, 21) Муниципальное унитарное предприятие “Трест Дормостстрой“, 22) ООО “Ижпромхим“, 23) ЗАО “Техноком“, 24) ООО “Дельта Ай-Ти“, 25) ООО фирма “Интерпартнер“, 26) ООО “АСПЭК-Нефтепродукт“, 27) ООО “Хольстер“, 28) ОО “Уральский электрометаллургический завод“, 29) Зарипова А.Р., 30) ООО “Бином“, 31) ООО “ПКП “Фейс“, 32) Абзалтдинова Х.И., 33) ЗАО “ИжСпецСервис“, 34) ЗАО “Полимерсервис“, 35) ООО “УдмуртПромКомплект“, 36) ЗАО “Ижтрансстрой“, 37) ОАО “Барнаульский станкостроительный завод“, 38) ОАО “Новотроицкий завод хромовых соединений“, 39) ЗАО “Химпроект“, 40) ООО “Прогресс-АвтоТехОборудование“, 41) ООО “ПКФ “Ижевские ружья - Тур“, 42) ЗАО “РОСИНСТРУМЕНТ“, 43) ЗАО “ГАММАХИМ-ПЛАСТИК“, 44) ООО “Иж-Рэст“, 45) ООО “Иж-Тех-Бумага“, 46) ООО “Аква-Плюс“, 47) Дочернее открытое акционерное общество “ИЖМАШ-ЖКУ-13“, 48) АООТ “Чековый инвестиционный фонд “ОХТА“: не явились, извещены надлежащим образом;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ДОАО “Ижевский
оружейный завод“ (заявителя по делу)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2010 года

по делу N А71-5073/2010,

принятое судьей Коньковой Е.В.

по заявлению ДОАО “Ижевский оружейный завод“

к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Степановой Л.Н.

взыскатели: 1) ОАО “Удмуртская энергосбытовая компания“, 2) ООО НОП “Байкал-щит“, 3) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (пенсионный фонд), 4) ООО “Урожай“, 5) Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, 6) Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике, 7) ООО “Современные технологии машиностроения“, 8) Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике, 9) ООО “ИжМото“, 10) ООО “Квалитет“, 11) ООО “Пик-инжиниринг“, 12) ООО “Ильпласт“, 13) ООО “Крезол-Уфа“, 14) Федеральное государственное унитарное предприятие “Ижевский механический завод“, 15) ЗАО “Торгово-закупочная компания “Ремакс“, 16) ОАО “Автомобильный завод“ г. Ижевск, 17) Федеральное казенное предприятие “Амурский патронный завод “Вымпел“, 18) ООО “СТАМ“, 19) ООО “Производственно-коммерческая фирма “Центр-Строй“, 20) ООО “Вертикаль“, 21) Муниципальное унитарное предприятие “Трест Дормостстрой“, 22) ООО “Ижпромхим“, 23) ЗАО “Техноком“, 24) ООО “Дельта Ай-Ти“, 25) ООО фирма “Интерпартнер“, 26) ООО “АСПЭК-Нефтепродукт“, 27) ООО “Хольстер“, 28) ОО “Уральский электрометаллургический завод“, 29) Зарипова А.Р., 30) ООО “Бином“, 31) ООО “ПКП “Фейс“, 32) Абзалтдинова Х.И., 33) ЗАО “ИжСпецСервис“, 34) ЗАО “Полимерсервис“, 35) ООО “УдмуртПромКомплект“, 36) ЗАО “Ижтрансстрой“, 37) ОАО “Барноульский станкостроительный завод“, 38) ОАО “Новотроицкий завод хромовых соединений“, 39) ЗАО “Химпроект“, 40) ООО “Прогресс-АвтоТехОборудование“, 41) ООО “ПКФ “Ижевские ружья - Тур“, 42) ЗАО “РОСИНСТРУМЕНТ“, 43) ЗАО “ГАММАХИМ-ПЛАСТИК“, 44) ООО “Иж-Рэст“,
45) ООО “Иж-Тех-Бумага“, 46) ООО “Аква-Плюс“, 47) Дочернее открытое акционерное общество “ИЖМАШ-ЖКУ-13“, 48) АООТ “Чековый инвестиционный фонд “ОХТА“,

о признании недействительным постановления судебного пристава о предупреждении об уголовной ответственности от 21.04.2010 г. по исполнительному производству

установил:

Дочернее открытое акционерное общество “Ижевский оружейный завод“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления о предупреждении об уголовной ответственности от 21.04.2010 г., вынесенного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. в рамках в рамках исполнительных производств N 17-4657/2582/7/2007 от 02.03.2007 г., N 94/17/103/6/2003 от 25.09.2003 г., N 94/17/210/6/2005 от 12.04.2005 г., N 17/11148/3745/7/2007 от 24.12.2007 г., N 17/7713/1655/7/2008 от 08.02.2008 г., N 17/7718/1654/7/2008 от 08.02.2008 г.

Определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2010 г. и 18.05.2010 г. дела N А71-5071/2010, N А71-5073/2010, N А71-5074/2010, N А71-5075/2010, N А71-5087/2010, N А71-5088/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общего номера N А71-5073/2010.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ДОАО “Ижевский оружейный завод“ (заявитель по делу), не согласившись с решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд нарушил нормы процессуального права, а именно: не учел, что сводное исполнительное производство включает в себя требования кредиторов 1, 2, 3, 4 очереди, должником по которому является заявитель. Однако оспариваемое постановление вынесено только по исполнительным производствам, возбужденным по требованиям кредиторов 4 очереди. По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель в силу
ст. 113 ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“ должен был вынести предупреждение, а не постановление, в связи с чем, оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“ и положениям Приказа ФССП N 26 от 30.01.2008.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Степановой Л.Н. (заинтересованное лицо) и взыскатели отзывы на апелляционную жалобу не представили.

ФГУП “Ижевский механический завод“ и Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике (взыскатели) представили заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительных листов N 09536 от 05.02.07 г., б/н от 17.03.2005 г., N 16709 от 18.12.2007 г., N 19005 от 21.12.2007 г., N 14448 от 23.11.2007 г. и б/н от 22.09.2003 г., выданных Арбитражным судом Удмуртской Республики, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств N 17-4657/2582/7/2007 от 02.03.2007 г., N 94/17/103/6/2003 от 25.09.2003 г., N 94/17/210/6/2005 от 12.04.2005 г., N 17/11148/3745/7/2007 от 24.12.2007 г., N 17/7713/1655/7/2008 от 08.02.2008 г., N 17/7718/1654/7/2008 от 08.02.2008 г. и установлены сроки для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по взысканию налогов и сборов УФССП по УР
указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство N 17/46/39/7/2006-СД от 25.06.2008 г.

Поскольку в установленный срок, требования исполнительного документа не были исполнены, судебный пристав-исполнитель 21.04.2010 г. вынес постановление о предупреждении директора ДОАО “Ижевский оружейный завод“ об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 177 Уголовного кодекса РФ.

Полагая, что данное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о предупреждении об уголовной ответственности не допущено нарушений Федерального закона “Об исполнительном производстве“ и оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, указывает, что судебный пристав-исполнитель в силу ст. 113 ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“ должен был вынести предупреждение, а не постановление, в связи с чем, оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“ и положениям Приказа ФССП N 26 от 30.01.2008.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений ст. 198 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного
правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ N 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон об исполнительном производстве) невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьями 12, 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах“ предусмотрены права и обязанности судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных указанным Законом, в частности обязанность по принятию мер к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также обязательность требований судебного пристава-исполнителя для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В силу п. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания
принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

Пунктом 11.4 Приказа ФССП России от 30.01.2008 N 26 предусмотрено, что при неисполнении представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вручает указанному лицу предупреждение об уголовной ответственности.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Приказа ФССП России от 30.01.2008 N 26 утверждены прилагаемые Методические рекомендации о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что по своему содержанию и форме постановление судебного пристава-исполнителя от 21.04.2010 г. соответствует форме процессуального документа, утвержденной данным Приказом, а также положениям ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Следовательно, оформление предупреждения должника, его должностного лица, об уголовной ответственности по статье 177 Уголовного кодекса Российской Федерации постановлением, а не предупреждением, не противоречит Закону об исполнительном производстве, в частности п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

С учетом вышеизложенного, подлежит отклонению довод заявителя об обязательности вынесения в рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем предупреждения, а не постановления.

Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя.

Данное постановление с учетом длительного неисполнения судебного акта должником и значительности суммы взыскания вынесено в соответствии с предоставленными судебному приставу-исполнителю полномочиями и в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве.

Ссылка заявителя на то, что суд нарушил нормы процессуального права, а именно: не учел, что сводное исполнительное производство включает в себя требования
кредиторов 1, 2, 3, 4 очереди, должником по которому является заявитель, а оспариваемое постановление вынесено только по исполнительным производствам, возбужденным по требованиям кредиторов 4 очереди, не принимается судом апелляционной инстанции, так как обществом не доказано, что при указанных обстоятельствах нарушаются его права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, решение суда от 21 июня 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ДОАО “Ижевский оружейный завод“ - без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2010 года по делу N А71-5073/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ДОАО “Ижевский оружейный завод“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

И.В.БОРЗЕНКОВА

С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА