Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 N 17АП-8136/2010-ГК по делу N А71-2659/2010 При заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является муниципальное образование.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2010 г. N 17АП-8136/2010-ГК

Дело N А71-2659/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рубцовой Л.В.,

судей Дружининой Л.В., Лихачевой А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Минкович И.А.,

при участии:

от истца, Общества с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“ - представители не явились;

от ответчика, Муниципального образования “город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска - представители не явились;

от ответчика, Муниципального образовательного учреждения “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ - представители не явились;

от ответчика, Управления финансов Администрации города Ижевска - представители не
явились;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца - Общества с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 28 июня 2010 года

по делу N А71-2659/2010,

принятое судьей Погадаевым Н.Н.,

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“

к Муниципальному образованию “город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска, Муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“, Управлению финансов Администрации города Ижевска,

о взыскании задолженности по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения, неустойки,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“ (далее - истец) обратилось Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию “город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска, Муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ о взыскании солидарно 14 660 281 руб. 76 коп. долга по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01.01.2009 года N К523, неустойки 125 412 руб. 25 коп., а также неустойки по день фактического исполнения решения.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 марта 2010 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МО “Город Ижевск“ в лице Управления финансов города Ижевска.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2010 года Управление финансов Администрации города Ижевска исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве
соответчика.

Истец до принятия решения уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков субсидиарно долг в размере 2 670 604 руб. 33 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 331 542 руб. 16 коп.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года исковые требования удовлетворены частично: с Муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования, г. Ижевск в пользу истца взыскан долг в размере 2 670 604 рубля 33 коп., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 33 813 руб. 02 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к Муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“, Управлению финансов Администрации города Ижевска отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина 61 989 руб. 27 коп.

Истец с решением не согласен по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение изменить в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и взыскать проценты в размере 331 542 руб. 16 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 29 мая 2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства

Управление финансов Администрации города Ижевска в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

От истца, ответчиков в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и Муниципальным образовательным учреждением “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ (абонент) заключен муниципальный контракт на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2009 г. N К523, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а Абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и теплоноситель (горячую сетевую воду), не возвращенный на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации.

Муниципальный контракт N К523 перезаключен сторонами 01.01.2010 г. (далее - муниципальный контракт).

Во исполнение условий муниципального контракта истец в спорный период (ноябрь 2009 г. - январь 2010 г.) поставил Муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ тепловую энергию, предъявил к оплате счета-фактуры.

Пунктом 4.1.2 муниципального контракта в редакции протокола разногласий стороны установили, что оплата тепловой энергии производится абонентом путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет энергоснабжающей организации до 30-го числа месяца, следующего за расчетным.

Муниципальное образовательное учреждение “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ обязательство по оплате полученной тепловой энергии и теплоносителя исполнило ненадлежащим образом, по расчету истца задолженность за спорный период составила 2 670 604 руб. 33 коп.

Ссылаясь на неисполнение обязанности по оплате стоимости принятой тепловой энергии и теплоносителя, а также нарушение сроков оплаты, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исследовав материалы дела в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив
представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Частью 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Факт поставки, стоимость и объемы поставленной тепловой энергии подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Поскольку доказательств оплаты потребленного энергоресурса не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования в части взыскания 2 670 604 руб. 33 коп. основного долга подлежали удовлетворению.

Однако муниципальный контракт заключен
в целях удовлетворения муниципальных нужд по организации теплоснабжения.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Согласно ст. 9 названного Закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Следовательно, поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование.

Из положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ следует, что несение собственником имущества муниципального учреждения субсидиарной ответственности допускается применительно к обязательствам, стороной которых является бюджетное учреждение.

Между тем при заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является муниципальное образование.

Поскольку при исполнении муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, обязательство по оплате поставленной
истцом тепловой энергии по муниципальному контракту, не может быть признано обязательством учреждения, в связи с чем к сложившимся правоотношениям не подлежат применению положения ст. 120 ГК РФ. В данном случае не могут быть удовлетворены требования истца и солидарно.

Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.

При таких обстоятельствах, должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства, то есть МО “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска.

Согласно ч. 1, 3 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими
условиями и смыслом договора в целом.

Обязательства предъявления счетов-фактур Энергоснабжающей организацией непосредственно Муниципальному образованию “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации города Ижевска условия муниципального контракта не содержат.

Факт получения счетов-фактур в установленные контрактами сроки Абонентом - МОУ “Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района“ г. Ижевска не оспаривается, в связи с чем, арбитражный апелляционный суд считает обоснованным начисление истцом процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2009 г. по 28.05.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту с продолжением начисления процентов, начиная с 29.05.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства по ставке 8% годовых.

Представленные в дело платежные поручения в графе “назначение платежа“ содержат указание на спорные счета-фактуры и контракты.

Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденного Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от 27.03.2008 г. N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами банка России, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства Российской Федерации.

После проверки документы, служащие основанием платежа, визируются специалистом отдела платежей и предварительного контроля штампом “Принято“ и возвращаются получателю средств (п. 40 указанного Порядка).

Исполнение платежных поручений производится с учетом наличия средств на текущем счете бюджета путем формирования из представленных платежных поручений распоряжения на финансирование. Распоряжение на финансирование формируется уполномоченным работником отдела платежей и с приложением платежных поручений передается в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписям начальника Управления финансов, главного
бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля (п. 43 указанного Порядка).

В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Материалы дела не содержат доказательств того, что счета-фактуры были предъявлены истцом Абоненту с нарушением сроков, установленных муниципальным контрактом.

Факт непредъявления данных счетов Абонентом Управлению финансов Администрации города Ижевска не освобождает последнего от ответственности за несвоевременную оплату данных счетов. Кроме того, как усматривается из материалов дела, все документы направлялись для оплаты в финансовое управление. Оно производило частичную оплату со ссылкой на счета-фактуры. Однако оплата производилась с нарушением сроков, установленными контрактами. В частности, оплата за ноябрь 2009 г. и не в полном объеме произведена только в феврале 2010 г., за декабрь - в феврале 2010 г., за январь 2010 г. только в мае 2010 г.

Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен, является верным, ответчиками не оспорен, контррасчет процентов в материалы дела не представлен.

Поскольку источником оплаты являются средства городского бюджета (казна муниципального образования), то взыскание процентов, как и основного долга, должно производиться с Муниципального образования “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования “город Ижевск“.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе относятся на Муниципальное образование “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, в связи с
чем, с него за счет казны муниципального образования “город Ижевск“ в пользу истца подлежит взысканию 38 010 руб. 73 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску и 2 000 руб. по апелляционной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года по делу N А71-2659/2010 изменить.

Резолютивную часть изложить в следующей редакции:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Муниципального образования “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования г. Ижевск в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“ г. Ижевск долг в размере 2 670 604 (два миллиона шестьсот семьдесят тысяч шестьсот четыре) руб. 33 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 331 542 (триста тридцать одна тысяча пятьсот сорок два) руб. 16 коп. за период с 21.12.2009 г. по 28.05.2010 г. Начисление процентов производить с 29 мая 2010 г. по день фактической уплаты по ставке 8% годовых, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску 38 010 (тридцать восемь тысяч десять) руб. 73 коп., апелляционной жалобе 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп.

В удовлетворении иска к Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска, Муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“ из федерального бюджета 61 989 (шестьдесят одну тысячу девятьсот восемьдесят девять) руб. 27 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 4727 от 30.11.2009 г.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.В.РУБЦОВА

Судьи

Л.В.ДРУЖИНИНА

А.Н.ЛИХАЧЕВА