Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 N 17АП-10999/2009-ГК по делу N А50-7416/2009 Поскольку в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности истец не обращался, в удовлетворении требований о признании права собственности на спорный объект отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2010 г. N 17АП-10999/2009-ГК

Дело N А50-7416/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дюкина В.Ю.,

судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,

при участии:

от истца - Общества с ограниченной ответственностью “Аква-Сервис“: Касьянов О.А., конкурсный управляющий, на основании решения Арбитражного суда Пермского края от 12.05.2010 по делу N А50-34688/2009, паспорт; Стяжкин А.В., доверенность от 05.05.2010, паспорт,

от ответчика - Муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“: Ковина Т.П., доверенность N 119/1 от 02.09.2009, паспорт; Постовалова Ю.Р., доверенность N 119/2 от 02.09.2009,
паспорт,

от ответчиков - Главы Муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“, Муниципального учреждения “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились,

от третьего лица - Муниципального образования “Лысьвенское городское поселение“ в лице Администрации Муниципального образования “Лысьвенское городское поселение“: не явились,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общества с ограниченной ответственностью “Аква-Сервис“

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 17 июня 2010 года

по делу N А50-7416/2009,

принятое судьей Кощеевой М.Н.,

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Аква-Сервис“

к Муниципальному образованию “Лысьвенский муниципальный район“, Главе Муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“, Муниципальному учреждению “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,

третье лицо: Муниципальное образование “Лысьвенское городское поселение“ в лице Администрации Муниципального образования “Лысьвенское городское поселение“,

о признании права собственности, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (общество, ООО) “Аква-Сервис“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (Управление) о государственной регистрации перехода права собственности к ООО “Аква-Сервис“ на основании договора купли-продажи от 31.03.2002 N 227 на: водозаборную скважину N I (1121), инв. N 18294, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18294/А; водозаборную скважину N II (1122), инв. N 18295,
лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18295/А; водозаборную скважину N III (1123), инв. N 18296, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18296/А; водозаборную скважину N 1124 (IV), инв. N 18297, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18297/А; водозаборную скважину N 1125 (V), инв. N 18298, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18298/А; водозаборную скважину N 1125а (Vа), инв. N 18303, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18303/А; водозаборную скважину N 1126 (VI), инв. N 18299, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18299/А; водозаборную скважину N 1126а (VIа), инв. N 18304, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18304/А; водозаборную скважину N 1127 (VII), инв. N 18300, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18300/А; водозаборную скважину
N 1123а (VIIIа), инв. N 18302, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18302/А; наблюдательную скважину N 1137, инв. N 18305, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18305/А; наблюдательную скважину N 1139, инв. N 18306, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18306/А; наблюдательную скважину N 1143, инв. N 18307, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18307/А; наблюдательную скважину N 1144, инв. N 18308, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18308/А; наблюдательную скважину N 1145, инв. N 18309, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18309/А; наблюдательную скважину N 1146, инв. N 18310, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18310/А; водозаборную скважину N 1130, инв. N 18301, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18301/А (с учетом уточнения
исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное учреждение (МУ) “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, Муниципальное образование (МО) “Лысьвенский муниципальный район“ в лице Администрации Муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“, МО “Лысьвенское городское поселение“ в лице Администрации Муниципального образования “Лысьвенское городское поселение“ (определение от 03.06.2009).

Возбуждение производства по делу N А50-16646/2009 определением от 15.07.2009 явилось следствием принятия Арбитражным судом Пермского края искового заявления ООО “Аква-Сервис“ к МО “Лысьвенский муниципальный район“, Главе МО “Лысьвенский муниципальный район“, МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании распоряжения N 64-р от 22.01.2009 “О передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципальному учреждению “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ в части включения в перечень передаваемых в оперативное управление указанных выше объектов незаконным; о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления муниципального учреждения “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ на данные объекты.

Определением от 17.07.2009 дело N А50-7416/2009 и дело N А50-16646/2009 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А50-7416/2009.

Решением суда от 25.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 решение Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2009 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2010 решение Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2009, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

В порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принят отказ от
требования о признании незаконным распоряжения N 64-р от 22.01.2009 “О передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципальному учреждению “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ в части включения в перечень передаваемых в оперативное управление спорных объектов.

В порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил характер иска, заявив требование о признании права собственности ООО “Аква-Сервис“ на следующие объекты недвижимости: водозаборную скважину N I (1121), инв. N 18294, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18294/А; водозаборную скважину N II (1122), инв. N 18295, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18295/А; водозаборную скважину N III (1123), инв. N 18296, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18296/А; водозаборную скважину N 1124 (IV), инв. N 18297, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18297/А; водозаборную скважину N 1125 (V), инв. N 18298, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18298/А; водозаборную скважину N 1125а (Vа), инв. N 18303, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18303/А;
водозаборную скважину N 1126 (VI), инв. N 18299, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18299/А; водозаборную скважину N 1126а (VIа), инв. N 18304, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18304/А; водозаборную скважину N 1127 (VII), инв. N 18300, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18300/А; водозаборную скважину N 1123а (VIIIа), инв. N 18302, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18302/А; наблюдательную скважину N 1137, инв. N 18305, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18305/А; наблюдательную скважину N 1139, инв. N 18306, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18306/А; наблюдательную скважину N 1143, инв. N 18307, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18307/А; наблюдательную скважину N 1144, инв. N 18308, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый
номер: 59:0:0:0:18308/А; наблюдательную скважину N 1145, инв. N 18309, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18309/А; наблюдательную скважину N 1146, инв. N 18310, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18310/А; водозаборную скважину N 1130, инв. N 18301, лит. А, адрес объекта: Пермский край, Лысьвенский район, 4 км к юго-востоку от г. Лысьва, 1 км выше д. Каменный лог. Кадастровый номер: 59:0:0:0:18301/А;

Истец просит возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности к ООО “Аква-Сервис“ на основании договора купли-продажи от 31.03.2002 N 227 на указанное выше имущество; истребовать указанное имущество из незаконного владения МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, возложить на МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ обязанность передать данное имущество истцу.

Судом первой инстанции произведена замена ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю).

Решением суда от 17.06.2010 производство по делу в части требования о признании незаконным распоряжения N 64-р от 22.01.2009 “О передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципальному учреждению “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Суд первой инстанции исходил из того, что спорное имущество на момент рассмотрения спора в фактическом владении истца не находится,
право оперативного управления Муниципального учреждения “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ зарегистрировано в установленном порядке. При наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве оперативного управления Муниципального учреждения “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ в отношении спорного имущества требования истца о государственной регистрации перехода права собственности на то же имущество не могут быть удовлетворены. Установление факта нахождения спорного имущества во владении Муниципального учреждения “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ на законных основаниях, повлекло отказ в удовлетворении требования об истребовании этого имущества из владения ответчика.

Кроме того, суд указал на то, что Управление Росреестра по Пермскому краю не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество, действия, либо решение государственного регистратора истец не оспаривает, заявителем избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав.

ООО “Аква-Сервис“ с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новый судебный акт, иск удовлетворить.

В апелляционной жалобе ссылается на допущенное, по его мнению, неправильное применение норм материального права. Апелляционная жалоба содержит указание на обстоятельства, свидетельствующие, по мнению истца, об отсутствии оснований для применения при рассмотрении настоящего спора положения п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, поскольку действующее законодательство не содержит требований о государственной регистрации сделки купли-продажи недвижимости.

МО “Лысьвенский муниципальный район“, МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ (ответчики) с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на нее, считают
решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приведенные в отзывах на апелляционную жалобу доводы соответствуют мотивам, содержащимся в обжалуемом судебном акте.

В отзыве МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ указано на то, что право оперативного управления на спорные объекты в установленном порядке зарегистрировано, имущество находится в фактическом владении у МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“, начиная с 27.08.2009 данная организация фактически осуществляет деятельность по отпуску питьевой воды из сетей водоснабжения и прием сточных вод в сети канализации и является единственной на территории г. Лысьва организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В отзыве МО “Лысьвенский муниципальный район“ на апелляционную жалобу истца содержится указание на обстоятельства и соответствующие этим обстоятельствам доказательства, свидетельствующие, по мнению ответчика, о том, что договор купли-продажи имущества от 31.03.2002 N 227, заключенный между истцом и МУУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ является ничтожной сделкой.

Управление Росреестра по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы соответствуют мотивам, содержащимся в обжалуемом судебном акте.

Иные лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом с соблюдением требований ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, и по сути не оспаривается, между обществом “Аква-Сервис“ (покупатель) и муниципальным унитарным предприятием “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ (продавец) подписан договор купли-продажи от 31.03.2002 N 227, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить имущество в соответствии с перечнем, указанным в приложении N 1 к договору, на общую сумму 1 676 396 руб. 30 коп., в том числе спорное имущество.

По актам (накладным) приемки-передачи основных средств от 01.04.2002 имущество передано покупателю.

Согласно актам приема-передачи векселей от 20.06.2002 N 1, 2 приобретенное по договору купли-продажи имущество было оплачено покупателем векселями со сроком платежа по предъявлении, но не ранее 01.07.2027.

По решению суда муниципальное унитарное предприятие “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ ликвидировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.03.2009.

Распоряжением главы МО “Лысьвенский муниципальный район“ от 22.01.2009 N 64-р из муниципальной казны по актам приемки-передачи в оперативное управление МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ переданы поименованные в приложении спорные объекты водоснабжения.

Управлением произведена государственная регистрация права оперативного управления МУ “Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг“ на спорные объекты недвижимости, что подтверждается соответствующими свидетельствами от 05.03.2009.

Поскольку переход прав по договору купли-продажи от 31.03.2002 N 227 не был в установленном порядке зарегистрирован, а продавец в настоящее время ликвидирован, общество “Аква-Сервис“ обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя по договору возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Сделка купли-продажи, не имеющая признаков недействительности и незаключенности, в силу статей 8, 153, 218, 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации порождает у покупателя право потребовать от продавца совершения действий по регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ определен следующий подход к применению положений гражданского законодательства в спорах о правах на недвижимое имущество.

В силу пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ разъяснено, что при ликвидации продавца - юридического лица покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о регистрации прав) от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 9 Закон о регистрации прав).

Статьей 10 Закон о регистрации прав предусмотрены полномочия федерального органа в области государственной регистрации.

Поскольку Управление Росреестра по Пермскому краю не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество, не имеет притязаний на недвижимое имущество, по поводу которого возник спор, и, являясь органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу своих полномочий не может оспаривать права истца на объекты недвижимого имущества, следовательно, Управление Росреестра по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком по спору о признании права собственности на недвижимое имущество, заявителем избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав.

Суд первой инстанции установив, что действия регистрирующего органа истцом не оспариваются, с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в регистрирующий орган истец не обращался, правомерно указал на то, что требования, предъявленные к Управлению Росреестра по Пермскому краю не могут быть удовлетворены.

Арбитражным судом апелляционной инстанции исследован довод заявителя апелляционной жалобы о том, что отказывая в иске, суд первой инстанции не обоснованно применил п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, посчитав, что договор купли-продажи, на который истец ссылается как на правовое основание возникновения права собственности, является незаключенным, так как не был зарегистрирован в установленном порядке. Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация сделки купли-продажи нежилых объектов недвижимого имущества.

Доводы, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, не являются основанием для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие (ликвидация) продавца спорного имущества является не единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к истцу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Поскольку пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены иные специальные правила в отношении недвижимости, право хозяйственного ведения или оперативного управления на которую подлежит государственной регистрации, данное вещное право возникает с момента такой регистрации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Предметом исследования судом первой инстанции явился договор от 11.03.1997 N 48.

Предметом данного договора являлась передача Комитетом по управлению имуществом города Лысьва МУУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ и закрепление за последним на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.

Перечень такого имущества по состоянию на 11.03.1997 является Приложением N 2 к этому договору.

В указанном перечне в числе объектов значатся объекты, указанные в предмете иска.

Однако, как следует из представленных ответчиком в арбитражный суд апелляционной инстанции и принятых судом в качестве дополнительных доказательств (ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), приведенный в обоснование иска перечень объектов муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, не соответствует тому перечню, который действительно был оформлен Комитетом имущественных отношений в 1997 году; в последнем отсутствует указание на передачу спорных объектов.

Принятыми арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных являются следующие доказательства: предоставленная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 03.08.2010 по запросу ответчика от 14.05.2010 копия договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение N 48 от 11.03.1997 с перечнем муниципального имущества, передаваемого в хозяйственное ведение. Эти документы, как следует из доводов ответчика и не оспаривается (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), были предоставлены в регистрационную службу представителем истца в 2003 году для осуществления государственной регистрации перехода от МУУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ в соответствии с условиями сделки купли-продажи права собственности в отношении других муниципальных объектов недвижимого имущества.

Эти документы соответствуют имеющимся в материалах рассмотренного арбитражным судом дела N А50-1893/2004 копии договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение N 48 от 11.03.1997 с перечнем муниципального имущества, передаваемого в хозяйственное ведение.

Ходатайство ответчика о приобщении данных документов в качестве дополнительных доказательств содержит обоснование невозможности представления их в суд первой инстанции - документы были получены ответчиком после принятия обжалуемого решения, соответствующее письмо о предоставлении необходимой информации ответчиком в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю было направлено в период рассмотрения дела судом первой инстанции. Кроме того, значимым в этой части арбитражным судом апелляционной инстанции признается и то, что в последнем судебном заседании суда первой инстанции имело место изменение истцом предмета иска.

Таким образом, результатом оценки представленных доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является вывод о том, что указанные в предмете рассматриваемого иска объекты МУП “Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства“ на праве хозяйственного ведения не передавались, соответственно, отчуждение истцу спорных объектов, не соответствует требованиям закона (ст. 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации),

Суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требования истца, возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, не являются основанием для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2010 по делу N А50-7416/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

В.Ю.ДЮКИН

Судьи

Л.Ф.ВИНОГРАДОВА

Ю.А.ГОЛУБЦОВА