Решения и постановления судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 N 17АП-7020/2010-АК по делу N А50-263/2010 Исходя из материалов дела судом сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков, понесенных истцом в спорном периоде в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам и по региональным и муниципальным социальным проездным документам.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2010 г. N 17АП-7020/2010-АК

Дело N А50-263/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Грибиниченко О.Г.,

судей Мещеряковой Т.И., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,

при участии:

от истца индивидуального предпринимателя Усовой И.Г. - не явились, извещены;

от ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Половникова Р.З., удостоверение, доверенность от 22.01.2010 N 12-18/8; Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края, - Микова С.А., паспорт, доверенность от 29.12.2009;

от третьих лиц: Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми - Полевой В.А., паспорт, доверенность от 12.07.2010;

Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края - Татаурова М.С., паспорт, доверенность от 01.04.2010; Собакаев А.И., паспорт, доверенность от 12.04.2010;

Департамента финансов администрации г. Перми - Мурина Н.В., удостоверение, доверенность от 11.01.2010;



МУ “Городское управление пассажирского транспорта“, Министерства социального развития Пермского края - не явились, извещены;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2010 года

по делу N А50-263/2010,

принятое судьей Белокрыловой О.В.,

по иску индивидуального предпринимателя Усовой И. Г.

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края,

третьи лица: Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Департамент финансов администрации г. Перми, МУ “Городское управление пассажирского транспорта“, Министерство социального развития Пермского края

о взыскании убытков 1 931 615 рублей,

установил:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 446 344 руб., понесенных истцом в 2006 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам; к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края о взыскании за счет средств казны Пермского края убытков в размере 1 485 271 руб., понесенных истцом в 2006 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по региональным и муниципальным социальным проездным документам.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2010 г. (резолютивная часть решения объявлена 21.05.2010 г.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее Минфин России), Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края (далее - Минфин Пермского края) обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.



Предприниматель, Департамент финансов Администрации города Перми (далее - Департамент финансов), Департамент дорог и транспорта Администрации города Перми (далее - Департамент дорог) представили письменные отзывы на апелляционные жалобы.

Российская Федерация в лице Минфина России просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу предпринимателя убытков в сумме 446 344 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере 4 889 руб. 06 коп.

По мнению Минфина России в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2006 году в полном объеме выделялись субвенции из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Минфин России указывает, что при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание, что в спорный период соответствующим федеральным законом были отменены нормы, которые предусматривали льготный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте; разграничены полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по установлению льгот различным категориям граждан, определены по данным категориям расходные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием были изданы соответствующие нормативные правовые акты, такие как Указ Губернатора Пермской области от 02.02.2005 года N 15 “О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области“ (далее - Указ Губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. N 15), а также Порядок определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения в 2006 году, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 29.03.2006 года N 398 “Об утверждении порядка определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения в 2006 г. (далее - Постановление Администрации г. Перми от 29.03.2006 г. N 398). Таким образом, обязанность по компенсации убытков была исполнена в полном объеме. Минфин России также полагает, что взыскание с Российской Федерации судебных расходов по оплате государственной пошлины, является неправомерным.

Представитель Минфина России доводы апелляционной жалобы в суде поддержал в полном объеме.

Пермский край в лице Минфина Пермского края с вынесенным решением суда первой инстанции в части взыскания с Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу предпринимателя убытков в сумме 1 485 271 руб., а также судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 16 269 руб. 02 коп. не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе. Просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В обоснование жалобы Минфин Пермского края указывает, что суд неправомерно возложил на краевой бюджет расходы по муниципальным социальным проездным документам (далее - СПД). Кроме того считает, что суд первой инстанции неверно пришел к выводу об отсутствии механизма компенсации выпадающих доходов от перевозки пассажиров с использованием СПД, поскольку Постановлением Администрации г. Перми от 29.03.2006 г. N 398 утвержден Порядок определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения в 2006 году. Минфин Пермского края также указывает, что перевозки пассажиров в режиме “маршрутного такси“ не относятся к перевозкам в обычных автобусах, в связи с чем расчет суммы убытков должен производиться без учета пассажиров маршрутных такси.

Представитель Минфина Пермского края в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Указал, что представленный с исковым заявлением расчет суммы убытков является недоказанным и не соответствующим установленному механизму компенсации перевозчикам выпадающих доходов.

Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ответа Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (далее - Минград Пермского края) от 12.07.2010 г.

Данное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Истец с доводами апелляционных жалоб не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным. Указывает, что судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что Российская Федерация и Пермский край не обеспечили в полном объеме в 2006 году финансирование мероприятий, связанных с обеспечением равной транспортной доступности и не проконтролировали целевое использование переданных субвенций. Ссылка подателей жалобы на Постановление Администрации г. Перми от 29.03.2006 г. N 398 не состоятельна, поскольку данный нормативный правовой акт не регулирует порядок компенсации перевозчику убытков от перевозки льготных категорий граждан, не содержит требований к расчету либо порядка определения размера убытков (выпадающих доходов). Истец также не согласен с доводами жалоб о том, что возмещение убытков по перевозке льготных категорий пассажиров в маршрутных такси не подлежит возмещению.

Минград Пермского края отзывы на апелляционные жалобы не представил.

В судебном заседании представители Минграда Пермского края полностью поддержали позицию Минфина Пермского края.

В обоснование своей позиции представили расчет убытков с доказательством направления указанного расчета лицам, участвующим в деле.

Указанный расчет приобщен к материалам дела в порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ, в отсутствие возражений сторон.

Департамент финансов представил отзыв на апелляционные жалобы. В части доводов апелляционных жалоб относительно того, что компенсация выпадающих доходов от использования “Муниципальных СПД“ лицами, имеющими право на трудовую пенсию по старости является расходным обязательством муниципального образования г. Перми, а также убытков по перевозке пассажиров в маршрутных такси не согласен. В части удовлетворения исковых требований указывает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для их удовлетворения, поскольку выплата компенсаций убытков от перевозки пассажиров по СПД осуществлена в полном объеме в соответствии с Постановлением Администрации г. Перми от 29.03.2006 г. N 398

Представитель Департамента финансов в судебном заседании доводы отзыва поддержал в полном объеме.

Департамент дорог представил письменный отзыв и письменные пояснения на апелляционные жалобы. С доводами апелляционных жалоб согласен в части выводов ответчиков относительно того, что истцу выпадающие доходы в установленном порядке были компенсированы. Кроме того, указывает на то, что истцом пропущен срок исковой давности. В части доводов относительно необоснованного включения в состав расчета данных по муниципальным социальным проездным билетам, а также маршрутных такси считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными и не подлежащими изменению. В целом указывает на наличие оснований для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель Департамента дорог в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объеме.

В судебном заседании Департаментом дорог заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений по делу, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено.

В обоснование письменных пояснений для обозрения суду представлены уточненные расчеты сумм компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения за январь - декабрь 2006 г. в размере маршрутов и перевозчиков по форме приложений N 1 и N 2 к Постановлению Администрации города Перми от 29.03.2006 г. N 398, отчеты о распределении доходов от реализации федеральных, региональных и муниципальных СПД за январь - декабрь 2006 года, утвержденные Председателем комитета по транспорту администрации и подписанными начальником МУ “Горпассажиртранс“.

Учреждение и Министерство социального развития Пермского края отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Предприниматель, Министерство социального развития Пермского края, Учреждение, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части, проверены апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истец в 2006 г. осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения города Перми по утвержденным в установленном порядке тарифам на основании договора от 01.01.2006 г. с дополнительным соглашением, заключенным между Муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми и предпринимателем, N 31-06 (по Форме, утвержденной Постановлением администрации г. Перми от 12.01.2006 г. N 8) (л.д. 7-13). Согласно условий данного договора выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров, в том числе с использованием СПД, подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, города Перми (п. 6.3).

Поскольку сумма компенсации из регионального и федерального бюджета в 2006 году, по мнению истца, не в полном объеме покрыла сумму фактически понесенных обществом расходов на перевозку пассажиров по СПД, предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу. В качестве правового основания иска указаны ст. 15, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов, а также размер неполученного дохода подтвержден материалами дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов, заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу пунктов 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Понятие убытков и порядок возмещения убытков причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов урегулирован положениями ст. 15 16, 1069, 1071 ГК РФ.

Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий для наступления ответственности, предусмотренных законом, для удовлетворения иска о взыскании убытков истцом должны быть доказаны факт наличия у него убытков и их размер, неправомерность и виновность действий ответчика, причинная связь между этими действиями и причиненным вредом (убытками).

Проанализировав материалы дела по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, в том числе с учетом позиции ответчиков по делу, суд апелляционной инстанции считает, что виновность, как обязательное условие для взыскания с Российской Федерации и Пермского края заявленных сумм убытков судом первой инстанции не установлена и в целом отсутствует, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Судом первой инстанции указано, что виновность ответчиков усматривается в недостаточном финансировании средств для компенсации соответствующих расходов, связанных с перевозкой граждан по СПД, а также отсутствие соответствующей системы, реализующей на практике права истца на полное возмещение его убытков.

Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочными, противоречащим представленным в материалы дела доказательствам и действующим в спорный период нормам материального права.

Из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 56-О следует, что в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Вопросы предоставление субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в 2006 г. были Ф.И.О. федерального законодательства: ст. 44 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 г. N 827 “Об утверждении Правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на 1 квартал 2006 г.“ (далее - Правила), Приказом Минфина России от 30.03.2006 г. N 49н, которым утверждены Правила отчетности о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также рекомендации по их применению (Приложение N 2).

Согласно указанным нормативным правовым актам в бюджет Пермской области поступило субвенций из федерального бюджета в общей сумме 69 290 110 руб. Переданные из федерального бюджета Пермской области средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными районами (городскими округами) Пермской области.

Так, в соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2005 г. N 2741-613 “О бюджете Пермской области на 2006 год“ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на оказание мер социальной поддержки в бюджет Пермского городского округа из субвенций бюджета Пермской области было выделено 27 009 000,00 руб. и 2 756 000, 00 соответственно, в общей сумме 29 765, 82 тыс. руб.

Платежными поручениями соответствующие субвенции были перечислены Департаменту финансов Администрации г. Перми.

Решением Пермской городской Думы от 31.01.2006 г. N 7 был утвержден муниципальный бюджет на 2006 год, согласно которому в бюджет города Перми предусмотрено поступление из регионального фонда софинансирования социальных расходов на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения (раздел 04 08 “Транспорт“). Согласно приложению N 1 к указанному решению предусмотрено поступление субвенций в бюджет города на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в размере 29 765,000 тыс. руб.

В соответствии со статьей 32 решения Пермской Городской Думы от 31.01.2006 г. N 7 Департаменту финансов Администрации города разрешено направлять средства, поступающие из краевого бюджета в виде дотации, а также средства бюджета города по расходам, возмещаемым из регионального фонда софинансирования социальных расходов на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения (раздел 0408 “Транспорт“).

Согласно вышеуказанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортных организаций при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предоставленные льготы по проезду. Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.п. 5, 6).

На уровне субъекта Российской Федерации в спорный период действовали Указ Губернатора Пермской области от 19.07.2005 г. N 112 “О распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан“, Указ Губернатора Пермского края от 30.06.2006 г. N 119 “О распределении средств на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан“.

Данными нормативными правовыми актами устанавливался порядок определения и использования средств федерального бюджета и соответствующих субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также предусматривал механизм расчета суммы компенсации перевозчикам расходов на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Кроме того, устанавливались соответствующие показатели для определения объема средств, передаваемых транспортным организациям, вне зависимости от организационно-правовой формы собственности, в том числе индивидуальным предпринимателям, на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Пермского края. Соответствующими правовыми нормами установлено, что органы местного самоуправления имеют право направить поступившие субвенции на расчеты с перевозчиками за предоставление социальных проездных документов в случае заключения с перевозчиками муниципального договора (контракта).

Также, при реализации своих полномочий, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления руководствовались Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 года N 15, которым было утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области.

В целях исполнения соответствующего Указа 01.02.2005 г. между Пермским областным фондом социальной поддержки населения, Комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми и МУ “Горпассажиртранс“ был заключен договор N 2 на организацию услуг по перевозке пассажиров с использование СПД, согласно которому Учреждение, являясь оператором, распределяло между перевозчиками и перечисляло им денежные средства, поступающие из Фонда в соответствии с порядком распределения денежных средств, утвержденным Комитетом.

Кроме того, в целях объективного и экономически обоснованного финансирования работы перевозчиков на городских маршрутах регулярного сообщения принято Постановление Администрации города Перми от 29.03.2006 г. N 398, которым утвержден Порядок определения компенсации и убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения в 2006 году (далее - Порядок), согласно которому компенсация убытков перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на очередной финансовый год, при условии заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на городских маршрутах регулярного сообщения города Перми с организатором пассажирских перевозок (п. 4.1, п. 4.2). В п. 1 настоящего Постановления установлено, что утвержденный Порядок применяется при расчете с перевозчиками с 01.01.2006 г.

Из материалов дела следует, что с предпринимателем был заключен муниципальный договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения (договор от 01.01.2006 г. N 31-06 с соответствующими приложениями).

Пунктами 1.3, 1.4 Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок разработан с целью объективного и экономически обоснованного финансирования работы пассажирского транспорта на городских маршрутах регулярного сообщения с учетом эксплуатационных особенностей и предназначен для решения следующих задач: экономически обоснованного определения убытков и распределения средств между видами перевозок по маршрутам и перевозчикам; создания экономической заинтересованности перевозчиков. Порядок применяется для определения компенсационных выплат перевозчикам различных организационно-правовых форм.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что все необходимые для соблюдения соответствующих прав перевозчиков нормативные правовые акты Ф.И.О. Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования. Данными актами установлен механизм определения и распределения размеров расходов от предоставления льгот по проезду в городском общественном транспорте и возмещения убытков (неполученных доходов) перевозчикам.

Запрошенные муниципальным образованием в установленном бюджетным законодательством порядке денежные средства выделены с учетом представления финансовыми органами соответствующих расчетов, в том числе с учетом данных перевозчика, участвующего в процессе перевозки граждан.

В нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, недостаточности выделяемых ему денежных средств в разрезе отчетного периода, его соответствующих действий по разрешению данного вопроса до момента обращения в Арбитражный суд Пермского края и бездействий со стороны компетентных органов по решению вопроса о компенсации убытков.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела не представлено безусловных доказательств обоснованности расчет с точки зрения порядка формирования бюджета, и исполнения требований соответствующих Указов Губернатора Пермского края, указывающих на недостаточность выделенных со стороны ответчиков денежных средств в виде субвенций.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что противоправность поведения ответчиков в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации выпадающих доходов не установлена и не доказана.

Относительно вопроса выделения денежных средств на покрытие соответствующих убытков из бюджета муниципального образования следует отметить, что в данном случае затрагиваются межбюджетные отношения, вопросы целевого использования бюджетных средств, которые к предмету настоящего спора отношения не имеют.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, непосредственно представляющие потребителям услуги бесплатно, или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы.

Таким образом, необходимо оценивать вред не исходя из тех фактических расходов, которые понес перевозчик в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право на льготный проезд, а отталкиваясь от неполученной перевозчиком в полном объеме цены реализации проездных билетов.

Такой вред следует расценивать не как упущенную выгоду, а как реальный ущерб с учетом установления того, что сумма неполученной перевозчиком платы за проезд не была надлежаще возмещена за счет соответствующей казны вследствие незаконного бездействия компетентного государственного органа. Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 г. N 2992/09.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что истец документально не подтвердил размер выпадающих доходов.

При этом, исходя из заявленных требований, правовых норм, регулирующих порядок возмещения перевозчикам расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, представленных в материалы дела документов, усматривается, что перевозчиком заявляется, по своей сути, не реальный ущерб, а упущенная выгода.

В то же время, любое заявленное требование должно быть документально обоснованным и подтвержденным, а наличие и размер убытков подтверждены соответствующими доказательствами со стороны истца.

Согласно представленного истцом расчета сумма убытков предпринимателя в 2006 году составила 1 931 615 рублей.

При произведении соответствующего расчета, истец использовал следующие показатели: количество проданных льготных проездных документов всего на территории субъекта (отдельно по федеральным, региональным и муниципальным), количество поездок по одному проездному документу в месяц по каждому виду СПД (по данным обследования пассажиропотока), доходы от реализации социальных проездных документов по автомобильному транспорту всего по каждому виду СПД.

При этом истцом были использованы данные предоставленные муниципальным учреждением “Горпассажиртранс“, относительно пассажиропотока, удельного веса истца среди перевозчиков, а также данные о распределении средств от продажи СПД. Судом первой инстанции правомерно указано, что при расчете истцом учтены соответствующие суммы выплат по СПД.

В то же время, суд апелляционной инстанции считает, что предложенный истцом расчетный метод, в данном случае не применим, Ф.И.О. субъекта Российской Федерации и муниципального образования утвержден порядок возмещения транспортным организациям соответствующих расходов нормативными правовыми актами, которые не оспорены и являлись действующими в спорный период.

Ссылка истца, что выпадающие доходы, которые он предъявляет к взысканию как реальный ущерб, рассчитаны по формуле, установленной п. 3.16.3 Транспорт (0408) Методики формирования бюджета города Перми, утвержденной решением Пермской городской Думы от 29.11.2005 г. N 203, являются необоснованными, поскольку применение Методики, предназначенной для формирования бюджета города, к расчету своих убытков истец ничем не обосновывает и правовых оснований для ее применения не приводит.

Так, производя соответствующие действия, истец расчетным путем выводит фактическую стоимость 1 проездного документа, которая не может быть принята за основу при соответствующем расчете, поскольку фактическая стоимость установлена Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. N 15. Указывая в графе 4 количество поездок по 1 проездному документу истец использует усредненные данные пассажиропотока, утвержденные председателем муниципального комитета по транспорту с учетом суммирования поездок пассажиров, как на автомобильном, так и горэлектротранспорте, без дифференциации количества перевезенных пассажиров автотранспортом истца на каждом маршруте, что является недопустимым и приводит к искажению расчета. Соответственно предложенная предпринимателем формула для установления выпадающих доходов, как Цнорм. - Ц.факт. x Кбил, является необоснованной и не соответствующей установленному механизму реализации выпадающих доходов перевозчиков от перевозки пассажиров по СПД.

Также истцом не опровергнуты доводы ответчиков и третьих лиц о соответствующих расхождениях в указанных в расчете показателях, несостоятельность предложенной истцом примененной методики расчетов убытков. В нарушении ст. 65 АПК РФ истцом не представлено документальных до