Решения и постановления судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 N 17АП-7020/2010-АК по делу N А50-263/2010 Исходя из материалов дела судом сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков, понесенных истцом в спорном периоде в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам и по региональным и муниципальным социальным проездным документам.

азательств о наличии убытков на конец 2006 года, которые бы нашли свое отражение в соответствующих документах перевозчика (бухгалтерских балансах, отчетах о прибылях и убытков и т.п.) за спорный период.

Кроме того, представленный истцом расчет является порочным, поскольку при его подготовке не учтены суммы выплаченные предпринимателю в Порядке, установленном Постановлением Администрации города Перми от 29.03.2006 г. N 398, который в том числе предусматривает возмещение перевозчику соответствующих убытков в связи с перевозкой льготных категорий граждан по СПД.

Соответствующие выводы суда первой инстанции в части невозможности применения указанного Порядка к рассматриваемым отношениям является неправомерным.

В свою очередь суд апелляционной инстанции считает, что все недополученные истцом доходы компенсированы ему за счет бюджетных средств в полном объеме.

Выплаченные предпринимателю компенсации превышают размер возможного дохода истца от деятельности по перевозке пассажиров. При этом, для оценки наличия или отсутствия у истца убытков виде выпадающих доходов правового значения не имеет уровень бюджетных средств за счет которого выплачены компенсации.

Данный вывод подтверждается, представленными расчетами Минграда Пермского края и Департамента дорог, являющихся в спорный период главными распорядителями бюджетных средств, связанных с вопросами перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси).

Изучив материалы дела, представленные дополнительные расчеты и отчетные данные, представленные для обозрения суду Департаментом дорог суд апелляционной инстанции считает, что обобщенные показатели по перевозчикам по городу Перми с учетом данных по пассажиропотоку и билетной выручке, представляемые самими перевозчиками, могут быть взяты за основу при соответствующих расчетах.

Из представленных в материалы дела доказательств (платежных поручений) следует, что предпринимателем от реализации льготных проездных билетов и СПД получено 736 914 руб. и в целях реализации Постановления Администрации города Перми от 29.03.2006 г. N 398 истцу были компенсированы убытки от перевозки пассажиров за 2006 год в сумме 6 398 444 рублей.

При этом, перечисленные в соответствии с указанным нормативным правовым актом убытки от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения денежные средства являются компенсацией всех убытков общества, в том числе от перевозки льготной категории пассажиров.

Данное обстоятельство подтверждено данными Департамента дорог, производящего соответствующие расчеты по выплатам и указывающие в составе выплаченных сумм убытков, в том числе выпадающие доходы, связанные с перевозкой по СПД.

При этом каких-либо доказательств того, что в рамках действующего договора от 01.01.2006 г. N 31-06 в соответствии с условиями п. 3.1.17, а также п. 3.1.18 перевозчик указывал на недостаточность компенсации в течение 2006 года, в материалы дела также не представлено. Наличие договорных споров, связанных с неисполнением условий данного договора, в части неисполнения Организатором пассажирских перевозок п. 6.3, п. 6.4 суду не представлено.

Таким образом, все недополученные истцом доходы были компенсированы в полном объеме, что подтверждается соответствующими документами.

При отсутствии доказательств иного, с учетом количества перевезенных пассажиров и билетной выручки требования истца к Российской Федерации и Пермскому краю направлены на получение неосновательного обогащения за счет казны соответствующих публично-правовых образований.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, истцу были возмещены убытки, связанные с перевозкой граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в виде возмещения реального ущерба в полном объеме.

Оценивая обстоятельства связанные с определением и доказыванием истцом размера понесенных убытков, совокупность оснований для их взыскания в порядке установленном ГК РФ считает, что исковые требования истца удовлетворены неправомерно.

Доводы Минфина России относительно того, что федеральными законами льготный проезд на транспорте для установленных федеральными законами на 01.01.2006 года был отменен, или вообще не вводился, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.



В спорный период на территории Российской Федерации действовали льготы для отдельных категорий граждан установленные Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“; Федеральным законом “О ветеранах“; преамбулой Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“; Федеральным законом “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“; Федеральным законом “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“. Расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан в соответствии с перечисленными выше федеральными законами являются обязанностью Российской Федерации.

Российская Федерация, установив законодательно льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя обязанность полного возмещения перевозчикам расходов по предоставлению данных льгот за счет федерального бюджета.

Также подлежат отклонению доводы Минфина Пермского края относительно необоснованного возложения на субъект Российской Федерации выплат компенсации выпадающих доходов от перевозки пассажиров по муниципальным СПД.

Согласно Указу Губернатора от 02.02.2005 г. N 15 к числу граждан, причисленных к льготной категории, обладающих правом приобретения социальных проездных документов, отнесены, в том числе, граждане имеющие право на трудовую пенсию по старости.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативно правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

Судом первой инстанции установлено, что в 2006 г. Пермский городской округ не принимал нормативных правовых актов, устанавливающих льготы для граждан, имеющих право на трудовую пенсию по старости (мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет).

Решение Городской Думы от 22.02.2005 г. N 18 “Об установлении компенсационных выплат за проезд в общественном транспорте пенсионерам города Перми“, принятое во исполнение требований Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ устанавливало ежемесячные компенсационные выплаты исключительно на 2005 год.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Указанным правом муниципальное образование г. Пермь воспользовалось только в 2009 г. - Постановлением Администрации г. Перми от 27.01.2009 г. N 26 был утвержден Порядок оформления, реализации проездных документов для отдельных категорий пассажиров на маршрутах городского сообщения (автобус, трамвай, троллейбус) в г. Перми и проезда с использованием проездных документов.

В то же время из Положения о порядке приобретении социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края (п. 1.2), утвержденного Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. N 15 (далее - Положение), следует, что граждане, имеющие право на трудовую пенсию по старости, имеют право приобретать социальные проездные документы. Данным указом установлена стоимость таких проездных документов для данной категории граждан. Положение (п. 2.4) предусматривало, что реализация социальных проездных документов для лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, осуществляется при условии заключения договора на организацию проезда с использованием социальных проездных документов между фондом социальной поддержки, органом местного самоуправления и операторами, определенными органами местного самоуправления.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что понятие “муниципальный социальный проездной документ“ введен не муниципальным образованием, а органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Это подтверждается Методикой распределения денежных средств, поступивших от реализации социальных проездных документов, предприятиям, оказывающим услуги по организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, разработанной комитетом по транспорту и связи аппарата администрации Пермской области.

01.02.2005 г. между Пермским областным фондом социальной поддержки населения, администрацией г. Перми и МУ “Горпассажиртранс“ был заключен договор N 2, что сторонами по существу не оспаривается, в связи с чем было выполнено необходимое условие для введения на территории Пермского городского округа муниципальных социальных проездных документов, изготавливаемых и реализуемых Пермским областным фондом социальной поддержки населения на основании Указа Губернатора.

Проанализировав данные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Указ Губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. N 15 был принят во исполнение вышеперечисленных федеральных и региональных законов, а также (при отсутствии нормативного правового акта муниципального образования г. Пермь) установил меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на трудовую пенсию по старости.

На основании изложенного меры социальной поддержки граждан, предоставленные в соответствии с федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки граждан, предоставленные региональными законами и указом Губернатора (гражданам, имеющих право на трудовую пенсию по старости) - расходными обязательствами Пермского края.

Соответствующие доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании изложенного.



Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчиков о том, что расчет компенсации выпадающих доходов от реализации СПД должен производиться без учета пассажиров по маршрутам, номер которых содержит букву “т“, поскольку относятся к категории “такси“.

Как следует из Положения, утвержденного Указом губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. N 15, данное Положение регулирует порядок приобретения социальных проездных документов и условия проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что под понятием “такси“ понимается вид общественного городского транспорта, а именно: легковой или грузовой автомобиль для перевозки пассажиров и грузов с оплатой согласно счетчику (таксометру). В соответствии с пунктом 167 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200 “Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте“ основным признаком маршрутного такси является перевозка пассажиров по количеству сидячих мест и посадка (высадка) в пути следования по требованию пассажира в любом месте (не нарушая правил дорожного движения).

Доказательств того, что данный перевозчик работал на маршруте именно в таком режиме Минфином Пермского края не представлено.

Действительно, в период спорных отношений в городе Перми до 01.08.2006 г. действовала Единая сеть регулярных городских маршрутов пассажирского транспорта города Перми, утвержденная Постановлением Администрации г. Перми от 30.01.2004 г. N 264, согласно которой номера автобусных маршрутов обозначались, в том числе, с использованием буквы “т“. С 01.08.2006 г. на территории города Перми действовала Единая сеть маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми, утвержденная Постановлением Администрации города Перми от 04.07.2006 г. N 1148, из анализа положений которой следует, что законодатель выделил маршруты, в номерах которых используется буква “т“ в категорию “маршрутное такси“. Поскольку истец осуществлял перевозки, в том числе на маршрутах с буквой “т“ и получал компенсацию убытков и денежные средства от реализации СПД, соответствующие доводы апелляционных жалоб правового значения не имеют.

На основании вышеизложенного, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не имеющие правового значения.

Также подлежит отклонению довод Департамента дорог, содержащийся в отзыве на апелляционные жалобы относительно пропуска истцом срока исковой давности.

При исчислении срока исковой давности необходимо руководствоваться БК РФ. В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 БК РФ). Денежные средства на компенсацию соответствующих льгот перечислялись истцу из средств соответствующего бюджета, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, поэтому финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. О нарушении права на возмещение компенсации за предоставленные льготы в 2006 году истец мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2007 г. С этой даты согласно статье 200 ГК РФ и с учетом требований статьи 12 БК РФ следует исчислять срок исковой давности.

Таким образом, соответствующий иск по требованию за 2006 г. мог быть предъявлен до истечения трехгодичного срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, т.е. 01.01.2010 г. (а с учетом переноса праздничного дня на рабочий последним днем окончания срока следует считать 11.01.2010 г.).

Исковое заявление предпринимателя поступило в Арбитражный суд Пермского края 11.01.2010 г. о чем свидетельствует соответствующая отметка суда на исковом заявлении.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, у суда апелляционной инстанции имеется достаточно оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов.

В части указания на возврат предпринимателю из федерального бюджета государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 521526 от 29.12.2009 г. в размере 1 253 руб. 15 коп., решение суда следует оставить без изменения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе разрешению не подлежит, поскольку ответчики в силу п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1, 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2010 года по делу N А50-263/2010 отменить в части удовлетворения исковых требований индивидуального предпринимателя Ф.И.О. и распределения судебных расходов по иску.

В удовлетворении иска отказать полностью.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Л.Х.РИБ