Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 N 17АП-3017/2010-АК по делу N А50-41442/2009 Поскольку школой представлены все необходимые для государственной регистрации документы, отказ регистрирующего органа в регистрации юридического лица является незаконным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2010 г. N 17АП-3017/2010-АК

Дело N А50-41442/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Грибиниченко О.Г.

судей Васевой Е.Е., Мещеряковой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.

при участии:

от заявителя МОУ “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“: не явились,

от заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края: Голумбиевская Ж.В., удостоверение, доверенность от 12.04.2010, Никитина Е.М., удостоверение, доверенность от 12.01.2010,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания
на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2010 года

по делу N А50-41442/2009,

принятое судьей Тюриковой Г.А.

по заявлению МОУ “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“

к ИФНС России по г. Добрянке Пермского края

о признании решения незаконным,

установил:

Муниципальное образовательное учреждение “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ (далее - заявитель, школа) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения ИФНС России по г. Добрянке Пермского края (далее - инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 03.11.2009, обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2010 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 03.11.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица, на инспекцию возложена обязанность устранить нарушения прав заявителя немедленно.

Не согласившись с решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что из представленных заявителем на государственную регистрацию документов следует, что изменения организационно-правовой формы не происходит. По мнению инспекции, создание учреждения путем изменения статуса существующего государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией как юридического лица. Кроме того, инспекция указывает на то, что Земским собранием Добрянского муниципального района от 14.08.2009 N 836 принято решение о реорганизации МОУ “Нижнелуховская СОШ“ путем изменения статуса муниципального образовательного учреждения в МОУ “Нижнелуховская ООШ“. По мнению инспекции, указанные обстоятельства не свидетельствуют о реорганизации
Муниципального образовательного учреждения “Нижнелуховская общеобразовательная школа“.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании представители инспекции на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Земским собранием Добрянского муниципального района Пермского края принято решение от 14.08.2009 N 836 о реорганизации МОУ “Нижнелуховская СОШ“ путем изменения статуса муниципального образовательного учреждения в МОУ “Нижнелуховская ООШ“ (л.д. 17).

Во исполнение указанного решения главой администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 25.08.2009 N 966 принято постановление о проведении реорганизации муниципального образовательного учреждения “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ путем изменения статуса в муниципальное образовательное учреждение “Нижнелуховская основная общеобразовательная школа“ (л.д. 18).

Школа 23.10.2009 обратилась в инспекцию с заявлением - уведомлением о начале процедуры реорганизации.

Решением инспекции от 03.11.2009 заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с отсутствием заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации (л.д. 9). При этом инспекция указала на то, что организационно-правовая форма и статус МОУ “Нижнелуховская основная общеобразовательная школа“ сохранены, поэтому решение о реорганизации МОУ “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ от 14.08.2009 N 836 путем изменения статуса нельзя признать реорганизацией в форме преобразования.

Не согласившись с решением инспекции, школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования,
суд первой инстанции пришел к выводу, что изменение статуса школы является реорганизацией в форме преобразования, оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем
реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.

Из материалов дела усматривается, что школой регистрирующему органу были представлены заявление, решение Земского собрания Добрянского муниципального района от 14.08.209 N 836, Постановление главы администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 25.08.2009 N 966, приказ Управления образования администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 28.08.2009 N 195, на основании которых внесены изменения в Устав школы.

Указанными актами было принято решение о реорганизации МОУ “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ путем изменения статуса в муниципальное образовательное учреждение “Нижнелуховская основная общеобразовательная школа“

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании) образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ. Согласно пункту 6 этой же статьи Закона об образовании государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Инспекция, принимая решение об отказе в регистрации юридического лица, исходила из того, что организационно-правовая форма и статус МОУ “Нижнелуховская основная общеобразовательная школа“ сохранены, поэтому решение о реорганизации МОУ “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ от 14.08.2009 N 836 путем изменения статуса нельзя признать реорганизацией в форме преобразования.

Однако под реорганизацией в форме преобразования образовательных учреждений в
силу п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 34 Закона об образовании понимается не только изменение его организационно-правовой формы, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, но и изменение типа существующего образовательного учреждения и его статуса (абз. 2 п. 2 ст. 34 Закона об образовании).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изменение статуса школы является реорганизацией в форме преобразования.

Аналогичная позиция изложена в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1992 N С13/ОС3-355 “О разрешении арбитражными судами споров, связанных с принятием Закона Российской Федерации “Об образовании“.

В силу статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в двух случаях: при непредставлении определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов либо представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Поскольку школой были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, поэтому выводы суда о том, что незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица, являются правильными. Требования школы удовлетворены судом правомерно.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что изменение статуса образовательного учреждения не является реорганизацией в форме преобразования, отклоняются на основании вышеизложенного.

Ссылки инспекции на то, что Земским собранием Добрянского муниципального района Пермского края принято решение об изменении статуса МОУ “Нижнелуховская СОШ“, а решение о реорганизации Муниципального образовательного учреждения “Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа“ не принималось, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 18, 19).

При совокупности установленных обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.

В силу рассмотренных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение.

Исследование
доказательств произведено арбитражным судом, надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.

Арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2010 года по делу N А50-41442/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Добрянке - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи

Е.Е.ВАСЕВА

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА