Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 N 17АП-1907/2010-АК по делу N А50-43077/2009 Поскольку у заявителя отсутствовала возможность исполнить предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам надлежащим образом и в установленный срок, но обществом по получении предписания принимались меры для его исполнения, и в конечном итоге предписание было исполнено, отсутствует вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2010 г. N 17АП-1907/2010-АК

Дело N А50-43077/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Риб Л.Х.,

судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,

при участии:

от заявителя (ОАО “Ремтехснаб“) - представитель не явился;

от заинтересованного лица (Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) - представитель не явился;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел
в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 21 января 2010 года по делу N А50-43077/2009,

принятое судьей О.В.Вшивковой

по заявлению Открытого акционерного общества “Ремтехснаб“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

В Арбитражный суд Пермского края обратилось ОАО “Ремтехснаб“ с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 02.11.2009 г. N 11-09-631/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда от 21.01.2010 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и принять новое решение по делу. В обоснование жалобы административный орган указывает на ошибочность вывода суда о недоказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, просит оставить его без изменения, считает, что в его действиях состав вменяемого административного правонарушения отсутствует,

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.

Как следует из материалов дела, РО ФСФР России в ВКР на основании поручения от 24.06.2009 г. N 11-09-119/пч была проведена камеральная проверка на предмет соблюдения ОАО “Ремтехснаб“ требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах при подготовке и проведении общих собраний акционеров.

По результатам проверки Обществу выдано предписание от 17.08.2009 г. N 11-09-СВ-03/1351-т с требованием в срок до 17.09.2009 г. устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: обеспечить формирование счетной и ревизионной комиссий Общества; утвердить аудитора Общества; обеспечить рассмотрение вопроса о распределении прибыли Общества за 2008 г. (в т.ч. объявление (выплата) дивидендов); обеспечить формирование совета директоров Общества. Отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений с заверенными копиями подтверждающих документов представить в РО ФСФР России в ВКР в срок до 18.09.2009 г. (л.д. 9).

Указанное предписание получено Обществом 26.08.2009 г. (л.д. 92).

Письмом от 01.09.2009 г. N 57 Общество сообщило административному органу о том, что им будут приняты соответствующие меры для устранения нарушений, указанных в предписании (л.д. 93).

Неисполнение Обществом в установленный срок предписания от 17.08.2009 г. N 11-09-СВ-03/1351-т послужило основанием для составления в отношении него протокола от 19.10.2009 г. N 11-09-841/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 101-105).

По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, постановлением РО ФСФР России в ВКР от 02.11.2009 г. N 11-09-631/пн Общество привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в сумме
550 000 руб. (л.д. 6).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частями 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает
наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Пунктом 3 ст. 42, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 66, п.п. 1, 2 ст. 85, п.п. 1, 2 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ установлено следующее.

Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами
Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества.

Таким образом, требование предписания об исполнении Обществом вышеперечисленных норм закона является обоснованным.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона (т.е. в т.ч. в случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества) сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 55 указанного Федерального закона, внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.

Внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.

Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, то
такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

В случаях, когда в соответствии со статьями 68-70 настоящего Федерального закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 90 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества.

С учетом вышеизложенного, поскольку предписание от 17.08.2009 г. N 11-09-СВ-03/1351-т содержало требование об его исполнении в срок до 17.09.2009 г., фактически получено Обществом 26.08.2009 г., у заявителя отсутствовала возможность исполнить предписание надлежащим образом и в установленный срок. Кроме того, как видно из материалов дела, Обществом по получении предписания были принимались меры для его исполнения, в конечном итоге предписание было исполнено. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности постановления Регионального отделения Федеральной
службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 02.11.2009 г. N 11-09-631/пн, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Административный орган был заблаговременно надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайство об отложении судебного разбирательства было им направлено и поступило в суд 19.01.2010 г. в 11 час. 40 мин., т.е. уже после рассмотрения судом дела по существу, поэтому ссылка на направления этого ходатайства не принимается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 января 2010 года по делу N А50-43077/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Х.РИБ

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Е.Е.ВАСЕВА