Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 N 17АП-1540/2010-ГК по делу N А71-13937/2009 Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим субъектом Российской Федерации.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N 17АП-1540/2010-ГК

Дело N А71-13937/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рубцовой Л.В.,

судей Шварц Н.Г., Соларевой О.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Заривчацкой О.В.,

при участии:

от истца, Открытого акционерного общества “Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта“ - Копосов А.М., паспорт, доверенность от 06.08.2009 г. N 942;

от ответчика, Муниципального образования “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации города Ижевска - представители не явились;

от третьего лица, Управления социальной защиты населения Администрации города Ижевска - представители не явились:

Лица, участвующие в деле, о времени и месте
рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика - Муниципального образования “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации города Ижевска

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 декабря 2009 года

по делу N А71-13937/2009,

принятое судьей Лиуконен М.В.,

по иску Открытого акционерного общества “Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта“

к Муниципальному образованию “город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации города Ижевска

третье лицо: Управление социальной защиты населения Администрации города Ижевска

о взыскании ущерба,

установил:

Открытое акционерное общество “Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию “Город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (далее - ответчик) о взыскании 30 397 532 руб. 00 коп. ущерба в виде выпадающего дохода, образовавшегося в результате предоставления льгот на перевозку пассажиров в 2007 г.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2009 г. исковые требования удовлетворены: с ответчика за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“ в пользу истца взысканы убытки в сумме 30 397 532 руб. 00 коп. (л.д. 122-129).

Ответчик с решением не согласен по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить в части взыскания с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“, принять новый судебный акт. По мнению ответчика, он является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что он не является уполномоченным органом, у которого находятся выделенные для оплаты работ денежные средства. Ссылаясь на ст. 124 ГК РФ указывает, что
муниципальное образование как субъект гражданского права при отсутствии денежных средств в бюджете не может рассматриваться как причинитель вреда, удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик, третье лицо представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 28.12.2004 г. Администрацией города Ижевска принято Постановление N 578 “Об утверждении Порядка предоставления в 2007 году ежемесячных денежных выплат на проезд в городском общественном транспорте пенсионерам за счет бюджета г. Ижевска, социальная поддержка которых не финансируется из бюджета РФ и бюджета УР, и положения о порядке реализации, учета проездных билетов и возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с введением социальных проездных билетов“ (в редакции Постановления Администрации г. Ижевска N 24, от 17.01.2006 г. N 13/2, от 01.02.2007 г. N 38/3).

Во исполнение указанного Постановления 22 декабря 2005 г. между истцом и Министерством социальной защиты населения УР, Управлением социальной защиты населения администрации г. Ижевска, ГУ “Отделение ПФР по УР“, МУП “ИжГорЭлектроТранс“, ГУП УП “ИПОПАТ“, именуемые “Заказчики“ и ФГУП “Почта России“, именуемое в дальнейшем “Исполнитель“ заключен договор о порядке и условиях реализации социальных проездных билетов на территории г. Ижевска и Завьяловского района УР N 18-35/421/405/329П/05, с дополнительными соглашениями от 01.04.2006, от 29.12.2006, действующий до 01.10.2007, предметом, которого являются порядок и условия реализации на
территории г. Ижевска и Завьяловского района УР социальных проездных билетов (л.д. 31-33).

После окончания срока действия договора N 18-35/421/405/329П/05 между теми же сторонами, за исключением Управления социальной защиты населения администрации г. Ижевска, заключен договор о порядке и условиях реализации социальных проездных билетов на территории г. Ижевска и Завьяловского района УР N 488/1-18-35/1233 от 01.10.2007 г. (л.д. 42-44).

Во исполнение условий Договоров в спорный период (с января по декабрь 2007 г.) реализовано 175 356 штук социальных проездных документов, что подтверждается актами выполненных работ (л.д. 7-30). Общая сумма задолженности по выпадающим доходам составила 46 388 535 руб. 00 коп.

Городской думой города Ижевска установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 125 рублей с 1 января и 150 рублей с 1 февраля 2006 года на проезд в городском общественном транспорте пенсионерам, социальная поддержка которых не финансируется из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории города Ижевска; зарегистрированным в установленном порядке по месту пребывания на территории города Ижевска и одновременно зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Удмуртской Республики; зарегистрированным в установленном порядке по месту пребывания на территории города Ижевска при отсутствии у них регистрации по месту жительства (пункт 1 в ред. Решения Городской думы города Ижевска N 30 от 22.12.05.).

Постановлением Администрации г. Ижевска от 14.03.2006 N 82 “О порядке реализации и учета социальных проездных билетов и возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с реализацией социальных проездных билетов“ закреплено, что средневзвешенная цена одного проездного билета на год определяется в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Удмуртской Республики “О
порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов“.

В соответствии с положением о порядке реализации, учета проездных билетов возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с введением проездных билетов является Управление социальной защиты населения Администрации города Ижевска.

28.05.2007 г. между Управлением по социальной защите населения Администрации города Ижевска и истцом заключен договор на возмещение выпадающих доходов N 84, с дополнительным соглашением N 102 от 27.11.2007. (л.д. 50-51).

В соответствии с условиями договора от 28.05.2007 г. N 84 и дополнительного Соглашения к нему, Управление по социальной защите населения Администрации города Ижевска, приняло на себя обязательство возмещать истцу выпадающие доходы от реализации социальных проездных билетов на сумму 16 767 163 руб. 00 коп. за счет средств, поступающих из бюджета Удмуртской Республики при условии поступления денежных средств из Министерства Финансов Удмуртской Республики.

Управлением социальной защиты населения Администрации г. Ижевска осуществлено возмещение выпадающих доходов в сумме 16 767 163 руб. 00 коп., то есть в сумме, обусловленной договором.

Таким образом, сумма задолженности по возмещению выпадающих доходов за 2007 г., с учетом перехода выпадающих доходов по продаже проездных билетов в декабре 2006 года на январь 2007 года в сумме 776 160 руб. 00 коп., составила 30 397 532 руб. 00 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд на основании ст. 15, 16, 790, 1069, 1071 ГК РФ.

Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что муниципальное
образование, приняв законодательные акты о предоставлении льгот по проезду отдельным категориям граждан, приняло на себя соответствующие обязанности по возмещению расходов по предоставлению рассматриваемой льготы за счет средств муниципального образования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются как не основанные на нормах права.

Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Договором N 84 от 28.05.2007 г. на Управление социальной защиты населения Администрации г. Ижевска, возложено обязательство по возмещению выпадающих доходов.

Управление социальной защиты населения Администрации г. Ижевска свои обязательства по возмещению выпадающих доходов исполнило в пределах выделенных ему бюджетных средств.

Согласно п. 1, 2, 3, 5 Положения об Управлении финансов Администрации г. Ижевска, Управление финансов является распорядителем бюджетных средств.

В соответствии с подп. 1
п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Указанная позиция подтверждена Постановлением Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г. “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ“.

При таких обстоятельствах правомерно ответчиком суд признал муниципальное образование г. Ижевск в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска.

Ссылка ответчика на то, что удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц, в силу ст. 65 АПК РФ отклоняется.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца убытки в виде выпадающих доходов за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2009 года по делу N А71-13937/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте
Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.В.РУБЦОВА

Судьи

Н.Г.ШВАРЦ

О.Ф.СОЛАРЕВА