Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.11.2010 N Ф09-9500/10-С1 по делу N А50-39334/2009, А50-42397/2009, А50-40621/2009 Требование: Об отмене решения и предписаний антимонопольного органа. Обстоятельства: Орган местного самоуправления в лице учреждения в нарушение антимонопольного законодательства выдал созданной им автономной организации муниципальное задание и субсидию на разработку генерального плана города. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку размещение муниципального задания, относящегося к вопросам местного значения, без проведения торгов приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2010 г. N Ф09-9500/10-С1

Дело N А50-39334/2009

А50-42397/2009

А50-40621/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Лимонова И.В., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального автономного учреждения “Бюро городских проектов“ (далее - учреждение “Бюро городских проектов“), Архитектурно-планировочного управления администрации г. Перми (далее - архитектурно-планировочное управление), администрации г. Перми, Пермской городской Думы на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2010 по делу N А50-39334/2009, А50-42397/2009, А50-40621/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по указанному делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

учреждения “Бюро городских проектов“ - Галкина Н.Л. (доверенность от 11.01.2010 N 1);

архитектурно-планировочного управления - Немирова
О.В. (доверенность от 26.11.2009 N И-37-01-06-556);

прокурора г. Перми - Белина Е.Г. (удостоверение серии ТО N 064203);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольная служба) - Барабанова Д.Е. (доверенность от 11.01.2010 N 7), Махонин Д.Н. (руководитель, удостоверение от 31.08.2009 N 152, приказ от 08.06.2009 N 593-к);

администрации г. Перми - Селиванова А.В. (доверенность от 21.12.2009 N И-02-43-5654).

Представители Пермской городской Думы, участвующей в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Учреждение “Бюро городских проектов“, архитектурно-планировочное управление, администрация г. Перми обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании вынесенных антимонопольной службой решения и трех предписаний от 02.11.2009 по делу N 530-09-а.

Третьи лица: прокурор г. Перми, Пермская городская Дума.

Решением суда от 04.06.2010 (судья Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 (судьи Васева Е.Е., Мещерякова Т.И., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационных жалобах учреждение “Бюро городских проектов“ и архитектурно-планировочное управление просят указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положении Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов), Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, заявители ссылаются на нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения тайны совещания судей.

В кассационной жалобе администрация г. Перми просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, Закона о размещении заказов Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В кассационной жалобе Пермская городская Дума просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, Закона о размещении заказов, Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Пермской городской Думой 27.11.2007 принято решение N 300 “О бюджете города Перми на 2008 год и на период до - 2010 года“.

Решением Пермской городской Думы от 24.06.2008 N 198 утверждено Положение об Архитектурно-планировочном управлении администрации г. Перми. Администрации г. Перми поручено осуществлять функции учредителя архитектурно-планировочного
управления. Соответствующая запись о создании архитектурно-планировочного управления внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.09.2008.

Согласно п. 2.1.1, 2.1.3 названного Положения основными целями деятельности архитектурно-планировочного управления являются, в частности, разработка норм, правил, правовых актов в целях реализации единой политики в области градостроительства и архитектуры на территории города Перми по вопросам местного значения в пределах компетенции архитектурно-планировочного управления; координация и организация мероприятий по разработке и подготовке внесения изменений в Генеральный план города Перми, проект зон охраны объектов культурного наследия города Перми.

Пунктом 4.1.6 Положения об Архитектурно-планировочном управлении администрации г. Перми предусмотрено, что в целях реализации своих целей и задач архитектурно-планировочное управление имеет право, в том числе осуществлять функции муниципального заказчика при размещении муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд в пределах своей компетенции.

Постановлением администрации г. Перми от 30.09.2008 N 973 создано учреждение “Бюро городских проектов“. Согласно п. 2 названного постановления архитектурно-планировочное управление выступает от имени администрации г. Перми учредителем учреждения “Бюро городских проектов“, готовит, согласовывает и утверждает устав создаваемого учреждения, разрабатывает и размещает муниципальное задание в учреждении “Бюро городских проектов“.

На основании п. 1.4 Устава учреждения “Бюро городских проектов“ учредителем учреждения является муниципальное образование город Пермь, в лице архитектурно-планировочного управления. В соответствии с п. 2 Устава учреждения “Бюро городских проектов“ названное учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Основными видами деятельности учреждения “Бюро городских проектов“ являются научные исследования и разработки в сфере градостроительства
и архитектуры, инженерно-техническое проектирование, проектирование движения транспортных потоков, иные виды деятельности, связанные с решениями задач в области градостроительства для города Перми, в частности, подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана городского округа в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Администрация г. Перми письмом от 28.11.2008 просила Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации разъяснить, имеет ли право муниципальное автономное учреждение при выполнении задания заключать гражданско-правовые договоры, в том числе с иностранными организациями; распространяются ли в этом случае на автономное учреждение нормы Закона о размещении заказов; могут ли автономные учреждения выступать муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Министерства экономического развития и торговли РФ N Д04-90 имеет дату 18.01.2008, а не 02.02.2009.

Министерство экономического развития Российской Федерации письмом от 02.02.2009 сообщило, что автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона о размещении заказов.

Решением Пермской городской Думы от 25.11.2008 N 378 расширен Перечень получателей субсидий из средств городского бюджета (приложение N 19 к решению от 27.11.2007 N 300 “О бюджете города Перми на 2008 год и на период до - 2010 года“), за N 214 включено учреждение “Бюро городских проектов“.

На основании п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.10, 9.7 Порядка оказания муниципальных услуг автономными учреждениями в сфере градостроительства, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 10.12.2008 N
1178, выполнение работ, оказание муниципальных услуг в сфере градостроительства осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определенными законодательством Российской Федерации, и финансируется за счет средств бюджета города Перми, безвозмездных поступлений. Потребителями муниципальных услуг являются юридические лица любой организационно-правовой формы, физические лица. Исполнителями муниципальных услуг являются муниципальные автономные учреждения. Условия оказания муниципальных услуг определяются в муниципальном задании, соглашении, техническом задании. Автономное учреждение для выполнения муниципального задания имеет право заключать гражданско-правовые договоры от своего имени, но в пределах выделенных субсидий.

Пунктом 1.8 Порядка определения объема и предоставления субсидий автономным учреждениям на выполнение муниципального задания в сфере градостроительства, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 10.12.2008 N 1178, предусмотрено, что автономное учреждение самостоятельно распоряжается поступившими средствами и использует их для достижения целей, в соответствии с которыми оно создано.

Согласно Перечню муниципальных услуг в сфере градостроительства, утвержденному постановлением администрации г. Перми от 10.12.2008 N 1178, к муниципальной услуге отнесена подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта Генерального плана. При этом указано, что субъектом услуги являются юридические лица любой организационно-правовой формы, физические лица, объектом услуги - юридические лица любой организационно-правовой формы, физические лица.

Между архитектурно-планировочным управлением и учреждением “Бюро городских проектов“ заключено соглашение от 10.12.2008 N 1, согласно которому заказчик (архитектурно-планировочное управление) осуществляет финансовое обеспечение расходов (в виде субсидий) исполнителя (учреждения “Бюро городских проектов“) на выполнение муниципальных заданий, связанных с подготовительно-организационными мероприятиями по разработке проекта Генерального плана города Перми, разработкой этого проекта и подготовкой его к публичным слушаниям, а также подготовкой проекта Плана реализации Генерального плана города Перми. Финансовое обеспечение муниципального задания
осуществляется за счет средств бюджета города в рамках утвержденного бюджета города Перми.

Муниципальное задание N 1 на проведение подготовительно-организационных мероприятий по подготовке проекта Генерального плана города Перми составлено 10.12.2008, муниципальное задание N 2 на подготовку проекта Генерального плана города Перми выдано учреждению “Бюро городских проектов“ 22.12.2008. В качестве потребителя услуги в муниципальных заданиях указана администрация г. Перми.

Постановлением администрации г. Перми от 25.12.2008 N 1252 “О подготовке проекта Генерального плана города Перми“ утвержден календарный план основных мероприятий по подготовке проекта Генерального плана города Перми.

Согласно п. 3.2 названного постановления от 25.12.2008 N 1252 архитектурно-планировочному управлению поручено обеспечить подготовку проекта Генерального плана города Перми в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Календарным планом установлена обязанность архитектурно-планировочного управления направить в срок до 30.12.2008 в учреждение “Бюро городских проектов“ муниципальное задание на подготовку проекта Генерального плана города Перми, учреждению “Бюро городских проектов“ в срок до 25.01.2010 - подготовить проект Генерального плана города Перми в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю 25.12.2008 на счет учреждения “Бюро городских проектов“ перечислено 166 322 250 руб. с указанием в поле “назначение платежа“ - по соглашению от 10.12.2008 N 1 муниципальное задание от 22.12.2008 N 2, субсидии на разработку генплана г. Перми.

Учреждением “Бюро городских проектов“ 24.12.2008 составлены и 20.01.2009 подписаны три соглашения с иностранными субъектами на выполнение в комплексе научно-исследовательской работы по подготовке предложений к Генеральному плану города Перми.

Прокурор г. Перми 16.06.2009 обратился в антимонопольную службу с просьбой провести проверку названных соглашений и технического задания на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

Приказом антимонопольной службы от 31.08.2009 N
427-п возбуждено дело N 530-09-а, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 02.11.2009 N 530-09-а, согласно п. 1 которого в действиях администрации г. Перми признано наличие нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, а также созданию преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг (выполнения работ) по подготовке документов территориального планирования путем принятия постановления от 10.12.2008 N 1178 “Об утверждении перечня муниципальных услуг в сфере градостроительства, Порядка оказания муниципальных услуг автономными учреждениями в сфере градостроительства, Порядка определения объема и предоставления субсидий автономным учреждениям на выполнение муниципального задания в сфере градостроительства“, постановления от 25.12.2008 N 1252 “О подготовке проекта Генерального плана города Перми“, установивших безальтернативный порядок разработки проекта Генерального плана г. Перми посредством выдачи архитектурно-планировочным управлением, как распорядителем бюджетных средств, муниципальных заданий и их исполнения учреждением “Бюро городских проектов“ посредством заключения гражданско-правовых договоров без проведения процедуры торгов, ошибочно отнеся при этом деятельность по подготовке проектов документов территориального планирования к муниципальной услуге, оказываемой для категорий юридических и физических лиц, а также путем бездействия в виде непроведения надлежащего контроля действий архитектурно-планировочного управления и учреждения “Бюро городских проектов“ по расходованию бюджетных средств, что также способствовало непроведению торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

На основании названного решения антимонопольной службой выдано администрации г. Перми предписание от 02.11.2009 N 530-09-а, которым на последнюю возложена обязанность прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, Бюджетного кодекса Российской Федерации,
Закона о защите конкуренции нормативно-правовые акты администрации г. Перми, регулирующие порядок подготовки проекта Генерального плана города Перми, в том числе постановление администрации г. Перми от 10.12.2008 N 1178 “Об утверждении перечня муниципальных услуг в сфере градостроительства, Порядка оказания муниципальных услуг автономными учреждениями в сфере градостроительства, Порядка определения объема и предоставления субсидий автономным учреждениям на выполнение муниципального задания в сфере градостроительства“, постановление администрации г. Перми от 25.12.2008 N 1252 “О подготовке проекта Генерального плана города Перми“.

Пунктом 2 решения антимонопольной службы от 02.11.2009 N 530-09-а в действиях архитектурно-планировочного управления признано наличие нарушения ч. 1 и 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, а также созданию преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг (выполнения работ) по подготовке документов территориального планирования путем выдачи учреждению “Бюро городских проектов“ муниципальных заданий от 10.12.2008 N 1 и от 22.12.2008 N 2 и заключения с ним соглашения от 10.12.2008 N 1 в целях исполнения муниципальной услуги (работы) - “Подготовка проекта Генерального плана города Перми“, получателем которой фактически является и может являться только администрация, противоречащих Закону об автономных учреждениях, Бюджетному кодексу Российской Федерации, постановлениям администрации от 30.06.2006 N 1135 и от 30.11.2007 N 502, которые позволили учреждению “Бюро городских проектов“ заключить с компанией KCAP International B.V (Нидерланды), с компанией Poyry Infa Oy (Финляндия), с бюро Alle Hosper Ландшафтная архитектура и градостроительное проектирование (Нидерланды) без проведения процедур торгов возмездные соглашения на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке предложений по генплану города Перми, содействию в продвижении данных предложений и т.п.; путем бездействия
в виде непроведения надлежащего контроля действий учреждения “Бюро городских проектов“ по расходованию бюджетных средств, что также способствовало непроведению торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции; в наделении учреждения “Бюро городских проектов“ функциями и правами органа местного самоуправления.

На основании названного решения антимонопольной службой выдано архитектурно-планировочному управлению предписание от 02.11.2009 N 530-09-а, которым на последнего возложена обязанность прекратить нарушение части 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем принятия мер, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе путем отмены муниципальных заданий от 10.12.2008 N 1 и от 22.12.2008 N 2, выданных учреждению “Бюро городских проектов“, либо внесения в них изменений в части приведения их в соответствие Законом “Об автономных учреждениях“, Бюджетным кодексом Российской Федерации и антимонопольным законодательством.

Пунктом 3 решения антимонопольной службы от 02.11.2009 N 530-09-а в действиях учреждения “Бюро городских проектов“, осуществляющего согласно Устава, в том числе функции органа местного самоуправления, признано наличие нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, а также созданию преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг (выполнения работ) по подготовке документов территориального планирования путем заключения с компанией KCAP International B.V (Нидерланды), с компанией Poyry Infa Oy (Финляндия), с бюро Alle Hosper Ландшафтная архитектура и градостроительное проектирование (Нидерланды) без проведения процедур торгов возмездных соглашений на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке предложений по генплану города Перми, содействию в продвижении данных предложений и т.п., что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

На основании названного решения антимонопольной службой выдано учреждению “Бюро городских проектов“ предписание от 02.11.2009 N 530-09-а, которым на последнего возложена обязанность прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, а также по созданию преимущественных условий деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг (выполнения работ) по подготовке документов территориального планирования путем заключения с компанией KCAP International B.V (Нидерланды), с компанией Poyry Infa Oy (Финляндия), с бюро Alle Hosper Ландшафтная архитектура и градостроительное проектирование (Нидерланды) без проведения процедур торгов возмездных соглашений на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке предложений по генплану г. Перми, содействие в продвижении данных предложений и т.п., что привело или могло привести к ограничению конкуренции; принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе путем исполнения муниципальных заданий от 10.12.2008 N 1 и от 22.12.2008 N 2, выданных архитектурно-планировочным управлением в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, Бюджетного кодекса Российской Федерации, антимонопольного законодательства.

Считая вынесенные антимонопольной службой решение и три предписания от 02.11.2009 по делу N 530-09-а незаконными, нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учреждение “Бюро городских проектов“, архитектурно-планировочное управление и администрация г. Перми обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольной службы требованиям законодательства.

Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“ и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ “О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта“.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Как указано в ч. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Из содержания п. 1 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Частью 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Судами с учетом названных норм сделан вывод о том, что подготовка проекта генерального плана городского округа является вопросом местного значения и расходы, возникающие при подготовке и утверждении генерального плана городского округа, финансируются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Судами установлено, что решением Пермской городской Думы от 24.06.2008 N 198 утверждено Положение об Архитектурно-планировочном управлении администрации г. Перми. Администрации г. Перми поручено осуществлять функции учредителя архитектурно-планировочного управления.

Постановлением администрации г. Перми от 30.09.2008 N 973 создано учреждение “Бюро городских проектов“. Согласно п. 2 названного постановления архитектурно-планировочное управление выступает от имени администрации г. Перми учредителем учреждения “Бюро городских проектов“, готовит, согласовывает и утверждает устав создаваемого учреждения, разрабатывает и размещает муниципальное задание в учреждении “Бюро городских проектов“.

Между архитектурно-планировочным управлением и учреждением “Бюро городских проектов“ заключено соглашение от 10.12.2008 N 1, согласно которому заказчик (архитектурно-планировочное управление) осуществляет финансовое обеспечение расходов (в виде субсидий) исполнителя (учреждения “Бюро городских проектов“) на выполнение муниципальных заданий, связанных с подготовительно-организационными мероприятиями по разработке проекта Генерального плана города Перми, разработкой этого проекта и подготовкой его к публичным слушаниям, а также подготовкой проекта Плана реализации Генерального плана города Перми. Финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется за счет средств бюджета города в рамках утвержденного бюджета города Перми.

Учреждением “Бюро городских проектов“ 24.12.2008 составлены и 20.01.2009 подписаны три соглашения с иностранными субъектами на выполнение в комплексе научно-исследовательской работы по подготовке предложений к Генеральному плану города Перми.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды установили, что в данном случае размещение муниципального задания, относящегося к вопросам местного значения городского округа (подготовительно-организационные мероприятия по разработке проекта Генерального плана города Перми, разработка проекта и подготовка его к публичным слушаниям, а также подготовка проекта Плана реализации Генерального плана города Перми), осуществлено без проведения торгов.

При этом схема, в рамках реализации которой с целью, в частности, разработки проекта генерального плана г. Перми, создается учреждение “Бюро городских проектов“, учредителем которого от имени администрации г. Перми является архитектурно-планировочное управление, противоречит смыслу Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“, Закона о размещении заказов, фактически направлена на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о размещении заказов.

Кроме того, в данном случае создается ситуация, при которой учреждению “Бюро городских проектов“ и, соответственно, иным организациям, с которыми оно в последующем заключает гражданско-правовые договоры, предоставляются преимущественные условия осуществления деятельности в сфере разработки проекта Генерального плана города Перми. При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к названной сфере невозможен, что, в свою очередь, приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Судами сделан правильный вывод о том, что внешне эти действия носят законный характер, то есть не нарушают формальных требований права. Однако, согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом фактических обстоятельств дела, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения “Бюро городских проектов“, архитектурно-планировочного управления и администрации г. Перми нарушений ст. 15 Закона о защите конкуренции, что, в свою очередь, свидетельствует о соответствии оспариваемых решения и трех предписаний антимонопольной службы от 02.11.2009 по делу N 530-09-а требованиям действующего законодательства.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных учреждением “Бюро городских проектов“, архитектурно-планировочным управлением и администрацией г. Перми требований.

Ссылка учреждения “Бюро городских проектов“ и архитектурно-планировочного управления, изложенная в кассационных жалобах, на то, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушена тайна совещания судей, была предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получила надлежащую правовую оценку. При этом апелляционный суд сделал вывод о недоказанности материалами дела факта нарушения судом первой инстанции тайны совещания судей.

Довод учреждения “Бюро городских проектов“, изложенный в кассационной жалобе, о том, что обжалуемые судебные акты затрагивают права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.

Довод заявителей кассационных жалоб о том, что учреждение “Бюро городских проектов“ не является хозяйствующим субъектом, отклонен судами как не соответствующий положениям Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“ и Устава учреждения “Бюро городских проектов“.

Иные доводы заявителей кассационных жалоб направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется