Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.11.2010 N Ф09-9031/10-С5 по делу N А07-4735/2010 Требование: О взыскании штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза и за неочистку вагонов. Обстоятельства: Клиент не оплатил начисленный ему экспедитором штраф. Решение: В удовлетворении требования отказано ввиду отсутствия доказательств ненадлежащего исполнения клиентом обязательств, часть актов о недосливе цистерн, составленных с нарушением установленных требований, противоречат данным, содержащимся в транспортных железнодорожных накладных, и не приняты в качестве доказательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2010 г. N Ф09-9031/10-С5

Дело N А07-4735/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Митиной М.Г.,

судей Васильченко Н.С., Макарова В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Газпромтранс“ (далее - общество “Газпромтранс“) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2010 по делу N А07-4735/2010.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Общество “Газпромтранс“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому
акционерному обществу “Салаватнефтеоргсинтез“ (далее - общество “Салаватнефтеоргсинтез“) о взыскании 65 000 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза.

Решением суда от 15.06.2010 (судья Раянов М.Ф.) в удовлетворении исковых требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не пересматривалось.

В кассационной жалобе общество “Газпромтранс“ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами ст. 309, 310, 330, 401, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5.1.6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 25, п. 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила очистки вагонов от 18.06.2003 N 46). По мнению заявителя кассационной жалобы, факт недослива груза зафиксирован в актах общей формы ГУ-7а от 02.06.2009, который соответствует условиям заключенного договора транспортной экспедиции от 28.08.2008 N 800122 и является надлежащим доказательством по делу. Заявитель жалобы указывает на то, что к правоотношениям сторон не применяются положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав) и принятые в соответствии с ним Правила перевозок грузов.

Общество “Салаватнефтеоргсинтез“ в отзыве на кассационную жалобу указало на то, что считает доводы заявителя несостоятельными, решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в порядке,
предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не усматривает.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между обществом “Газпромтранс“ (экспедитор) и обществом “Салаватнефтеоргсинтез“ (клиент) заключены договоры транспортной экспедиции на вывоз грузов от 28.08.2008 N 800122 и доставку грузов от 28.08.2008 N 800461, в соответствии с условиями которых экспедитор обязался за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов (светлых, темных (в том числе вязких) нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и иных грузов по согласованию сторон) со станций Российских железных дорог в адрес клиента в собственном или привлеченном подвижном составе.

На основании п. 2.3.4 договора от 28.08.2008 N 800461, п. 2.3.11 договора от 28.08.2008 N 800122 клиент обязан обеспечивать выгрузку груза без очистки вагона внутри при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозок грузов.

Согласно п. 4.1.6 названных договоров при обнаружении в порожних вагонах остатков грузов, превышающих нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, ответчик уплачивает штраф (по договору от 28.08.2008 N 800461 в размере 4500 руб. за каждый вагон, по договору от 28.08.2008 N 800122 - 6500 руб.).

Ссылаясь на то, что в мае 2009 г. на станции Аксарайская-2 и Войновка прибыло 14 порожних вагонов, в которых обнаружен остаток груза более 1 см, общество “Газпромтранс“ начислило обществу “Салаватнефтеоргсинтез“ 58 500 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза и 6500 руб. штрафа за неочистку вагонов от перевозимого груза.

Неоплата ответчиком указанных штрафов
послужила основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявленных требований.

Выводы суда соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

В силу п. 1, 3 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Пунктом 8 Правил очистки вагонов от 18.06.2003 N 46 на грузополучателя или перевозчика в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, возложена обязанность при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях) на станциях составляется акт общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления (п. 3.1, 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов от 18.06.2003 N 45).

Правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции установлены в разделе VIII Правил составления актов от 18.06.2003 N 45.

Согласно п. 8.1 Правил
составления актов от 18.06.2003 N 45 в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции.

Акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составляется в четырех экземплярах на каждую цистерну (бункерный полувагон) с остатком груза, из которых три экземпляра вместе с пересылочной накладной, по которой прибыла цистерна (бункерный полувагон), направляются перевозчику, четвертый остается в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции и служит основанием для материального учета остатков груза, изъятых из цистерны (бункерного полувагона). При этом первый экземпляр акта перевозчиком прикладывается к документу, по которому производится взыскание штрафа, второй выдается грузополучателю, допустившему недослив цистерны (бункерного полувагона), третий остается на хранение в делах перевозчика.

Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом. Причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза без учета времени на пропарку и промывку цистерн (бункерных полувагонов).

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные истцом в обоснование исковых требований документы (в том
числе акты формы ГУ-7а о недосливе цистерн, железнодорожные накладные) по правилам, определенным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение обществом “Салаватнефтеоргсинтез“ обязательств по очистке вагонов и условий для возложения на него меры ответственности, предусмотренной п. 4.1.6 договоров от 28.08.2008 N 800461, от 28.08.2008 N 800122 в виде штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза.

При этом судом не приняты в качестве таких доказательств акты о недосливе цистерн формы ГУ-7а, поскольку они составлены с нарушением требований, предусмотренных разделом VIII Правил составления актов от 18.06.2003 N 45, противоречат данным, содержащимся в транспортных железнодорожных накладных.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что издаваемые в соответствии с Уставом Правила перевозок грузов не применимы к спорным правоотношениям, подлежит отклонению, поскольку отношения сторон возникли по поводу оказания услуг, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45, пункт 1 отсутствует, имеется в виду пункт 1.1.

Пунктом 1 Правил составления актов от 18.06.2003 N 45 предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в указанных Правилах.

Иные доводы заявителя
кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции.

Статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Предусмотренным процессуальным законодательством правом на обжалование судебного акта в суде апелляционной инстанции истец не воспользовался.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2010 по делу N А07-4735/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Газпромтранс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МИТИНА М.Г.

Судьи

ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

МАКАРОВ В.Н.