Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8345/10-С4 по делу N А60-45788/2009-С9 Требование: О возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Обстоятельства: Предприятием осуществлялась рубка деревьев за пределами лесосеки, причиненный ущерб в добровольном порядке не возмещен. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факты нарушения лесного законодательства и причинения ущерба подтверждены актом освидетельствования мест рубок, установлены после того, как Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации утратили силу, расчет размера ущерба произведен верно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. N Ф09-8345/10-С4

Дело N А60-45788/2009-С9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Крюкова А.Н.,

судей Дядченко Л.В., Шершон Н.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение“ (далее - предприятие “Лесохозяйственное производственное объединение“) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2010 по делу N А60-45788/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по тому же делу по иску государственного учреждения Свердловской области “Карпинское лесничество“ к предприятию “Лесохозяйственное производственное объединение“ о взыскании задолженности.

В судебном заседании приняли участие представители предприятия “Лесохозяйственное производственное объединение“ - Криницина Т.П. (доверенность от 01.03.2010 N 01-04/334),
Новоселов В.А. (доверенность от 11.01.2010 N 01-04/312).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Учреждение “Карпинское лесничество“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области иском к государственному унитарному предприятию Свердловской области “Североуральский лесхоз“ о возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, на основании ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом уточнений, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено предприятие “Лесохозяйственное производственное объединение“.

Определением арбитражного суда от 12.02.2010 удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика. Ответчиком по делу признано предприятие “Лесохозяйственное производственное объединение“.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2010 (судья Киселев Ю.К.) заявленные требования удовлетворены, с ответчика в доход федерального бюджета взыскан ущерб в размере 65 824 руб., государственная пошлина в размере 2 632 руб. 96 коп.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 (судьи Снегур А.А., Нилогова Т.С., Булкина А.Н.) решение от 27.04.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение от 27.04.2010, постановление от 06.07.2010, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению предприятия “Лесохозяйственное производственное объединение“, судами необоснованно указано на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства его невиновности в причинении ущерба. Ответчик считает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган. Заявитель
ссылается на то, что виновное лицо не установлено, поэтому взыскание с него ущерба неправомерно. Предприятие “Лесохозяйственное производственное объединение“ полагает, что поскольку истец при расчете размера ущерба руководствуется новыми нормативными актами, то и процедура освидетельствования должна проводиться в соответствии с новыми правилами.

Как следует из материалов дела, предприятие “Североуральский лесхоз“ (правопреемник - предприятие “Лесохозяйственное производственное объединение“) осуществляло заготовку древесины на основании лесорубочного билета от 28.12.2006 N 195 на проведение сплошных рубок леса в квартале N 93 выдел N 2 Черемуховского лесничества.

Комиссия, состоящая из представителей истца, в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ответчика 04.06.2008 провела освидетельствование мест рубок, в том числе, в квартале N 93 выдел N 2, по результатам которого составлен акт освидетельствования мест рубок.

В процессе освидетельствования установлено нарушение лесного законодательства, а именно, рубка деревьев за пределами лесосеки в объеме: сосна - 5,7 куб. м.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), постановлением Правительства от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“ (далее - Постановление от 08.05.2007 N 273) расчет причиненного ущерба составил 65 824 руб.

Учреждение “Карпинское лесничество“ в связи с тем, что в добровольном порядке ущерб ответчиком не был возмещен, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходили из того, что факт нарушения предприятием “Лесохозяйственное производственное объединение“ лесохозяйственных требований подтвержден материалами дела, расчет размера ущерба произведен верно, факт
правонарушения установлен после того, как Правила отпуска древесины на корню, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - правила отпуска древесины на корню), утратили силу.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела, имеющимся доказательствам.

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возложения ответственности необходима совокупность условий, представляющих собой состав правонарушения: факт причинения вреда и его размер, противоправность и вина причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.

Исследовав и оценив доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия “Лесохозяйственное производственное объединение“ состава правонарушения.

Согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Правительство Российской Федерации утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Во исполнение названных положений приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 утверждены правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

В силу данных правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок. При этом перечень лесонарушений, недопустимых при
заготовке древесины, закреплен в п. 8 правил, а именно пп. “б“ п. 8 названных правил запрещает повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек.

Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

Из п. 1 данного приложения усматривается, что за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста установлена ответственность в виде возмещения ущерба в 50-кратном размере стоимости древесины деревьев хвойных пород и лиственных пород исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Судами установлено, что порода незаконно срубленной древесины и ее объем в кубических метрах определены актом освидетельствования от 04.06.2008 и ведомостью материально-денежной оценки лесосек.

Вывод судов о том, что расчет ущерба, представленный истцом, является верным, обоснован, поскольку применены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с постановлением от 22.05.2007 N 310.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не доказан факт причинения вреда ответчиком, вина лесозаготовителя отсутствует, отклоняется, поскольку в акте освидетельствования мест рубок от 04.06.2008 зафиксирован факт нарушения лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев за пределом лесосеки, а, следовательно, и факт причинения ущерба.

Кроме того, судами верно указано на то, что ответчик не представил доказательств недостоверности сведений, содержащихся в указанном акте, осуществления лесозаготовительной деятельности на данном участке иными лицами. При этом надлежащим образом извещенный представитель предприятия “Лесохозяйственное производственное объединение“ на освидетельствование не явился и не представил свои возражения.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций
о том, что на момент выявления правонарушения (04.06.2008) постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, утвердившее правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, с 01.04.2008 утратило силу, в связи с чем данные правила не подлежат применению, является правильным.

При таких обстоятельствах и с учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования и взыскали с ответчика ущерб в размере 65 824 руб.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2010 по делу N А60-45788/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КРЮКОВ А.Н.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

ШЕРШОН Н.В.