Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8205/10-С1 по делу N А76-2262/2010-58-238 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган полагал, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении предпринимателю земельного участка в аренду ограничивает конкуренцию. Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный земельный участок снят с кадастрового учета, действия органа местного самоуправления обоснованы, признание отказа незаконным не влечет восстановления нарушенных прав.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2010 г. N Ф09-8205/10-С1
Дело N А76-2262/2010-58-238
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Слюняевой Л.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Увельского муниципального района (далее - администрация, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А76-2262/2010-58-238 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Дрожжина О.Н. (доверенность от 21.05.2010 N 1062);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Заводская М.А. (доверенность от 11.01.2010 N 8).
Представители третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения управления от 17.12.2009 по делу N 66-07/2009 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 17.12.2009 по делу N 66-07/2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Золкин Александр Александрович (далее - ИП Золкин А.А.) и индивидуальный предприниматель Васильев Василий Васильевич (далее - ИП Васильев В.В.).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2010 (судья Мрез И.В.) заявленные требования администрации удовлетворены. Оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными как не соответствующие ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает на правомерность отказа администрации в предоставлении ИП Золкину А.А. спорного земельного участка, поскольку указанный земельный участок на момент подготовки ответа на заявление ИП Золкина А.А. находился на стадии снятия с государственного кадастрового учета. Как отмечает заявитель, данный отказ администрации не нарушает права и законные интересы ИП Золкина А.А., поскольку признание его незаконным не влечет за собой восстановление нарушенных прав. Таким образом, по мнению администрации, у антимонопольного органа отсутствовали правовые и фактические основания для принятия оспариваемых решения и предписания.
Из материалов дела следует, что 26.12.2008 сведения о земельном участке площадью 1197 +/- 12 кв. м, расположенном примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 74:21:1308001:62, что подтверждается выпиской из Государственного кадастра недвижимости. Указанный земельный участок снят с кадастрового учета 27.11.2009, о чем свидетельствует соответствующая отметка в разделе 17 кадастровой выписки.
ИП Золкин А.А. 22.09.2009 обратился к Главе Увельского муниципального района Челябинской области с заявлением (вх. N 3390) о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, общей площадью 1197 кв. м, кадастровый номер 74:21:1308001:62, категория земель: земли населенных пунктов, сроком на 5 лет.
Администрация в ответ на данное заявление ИП Золкина А.А. направила в адрес предпринимателя письмо от 12.10.2009 N 2178, в котором, ссылаясь на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-12568/2009-51-218, сообщила, что земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв. м, не может быть предоставлен в аренду, поскольку данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета и не может быть объектом сделки (передачи в аренду).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009, вынесенным по делу N А76-12568/2009-51-218 по заявлению ИП Золкина А.А. и ИП Васильева В.В. к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области о признании незаконными действий данного управления по постановке на государственный кадастровый учет вышеназванного земельного участка и обязании указанного управления аннулировать запись в Едином государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 74:21:1308001:62, площадью 1197 кв. м, заявленные требования ИП Золкина А.А. и ИП Васильева В.В. удовлетворены. На Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области судом была возложена обязанность аннулировать запись о земельном участке с кадастровым номером 74:21:1308001:62 в Государственном кадастре недвижимости в течение 2-х недель с момента вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что указанное решение суда вступило в законную силу 20.10.2009.
В адрес антимонопольного органа поступила жалоба ИП Золкина А.А. на действия Главы Увельского муниципального района, выразившиеся в передаче вышеназванного спорного земельного участка в аренду Бендюг В.С. и впоследствии предоставлении указанного земельного участка для строительства, а также на действия администрации по отказу ИП Золкину А.А. в предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, общей площадью 1197 кв. м, кадастровый номер 74:21:1308001:62.
В связи с поступившей жалобой ИП Золкина А.А. управлением было возбуждено дело N 66-07/2009 по признакам нарушения администрацией ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией управления вынесено решение от 17.12.2009, в соответствии с которым действия администрации по направлению ИП Золкину А.А. необоснованного отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции; бездействие администрации, выразившееся в непроведении предусмотренных действующим законодательством действий по предоставлению испрашиваемого Золкиным А.А. земельного участка, признано нарушающим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения администрации управлением выдано предписание от 17.12.2009 по делу N 66-07/2009 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, обязывающее администрацию в срок до 01.02.2010 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в направлении ИП Золкину А.А. необоснованного отказа в предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка, а также в бездействии по непроведению предусмотренных действующим законодательством действий по предоставлению земельного участка, а именно: отозвать направленное ИП Золкину А.А. письмо администрации от 12.10.2009 N 2178; рассмотреть заявление ИП Золкина А.А. от 22.09.2009 (вх. N 3390 о предоставлении в аренду земельного участка) в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 предписания администрации необходимо в срок до 01.03.2010 направить в управление доказательства исполнения данного предписания путем представления надлежаще заверенных копий следующих документов: документа, подтверждающего отзыв письма администрации от 12.10.2009 N 2178; ответа администрации, свидетельствующего о повторном рассмотрении заявления ИП Золкина А.А. от 22.09.2009 N 3390, в порядке, установленном действующим законодательством; иных документов, подтверждающих рассмотрение заявления ИП Золкина А.А. от 22.09.2009 N 3390 в установленном действующим законодательством порядке (в том числе, публикацию в СМИ информации о предоставлении в аренду земельного участка, заявления граждан о предоставлении в аренду земельного участка, решение (протокол) о предоставлении в аренду земельного участка, договор о предоставлении в аренду земельного участка и другие).
Администрация, полагая, что вышеназванные решение и предписание управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают ее права, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, сделав вывод о недействительности оспариваемых ненормативных правовых актов управления, удовлетворил заявленные администрацией требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд указал на законность оспариваемых решения и предписания управления ввиду необоснованности отказа администрации в предоставлении ИП Золкину А.А. спорного вышеназванного земельного участка.
Изучив материалы дела, в том числе доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает данные выводы апелляционного суда ошибочными.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом лицо, принявшее ненормативный акт или совершившее действия, законность которых оспариваются в суде, должно доказать их соответствие закону (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации вменяется в вину нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка ИП Золкину А.А. и непроведении предусмотренных действующим законодательством действий по предоставлению предпринимателю данного земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“, при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что администрация в силу положений ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 Устава Увельского муниципального района, п. 4, 5.1 Положения о порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Главы Увельского муниципального района от 23.10.2006 N 544, осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 названного Кодекса.
Таким образом, ИП Золкин А.А. обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в уполномоченный орган.
Как следует из материалов дела, администрация, ссылаясь на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-12568/2009-51-218, отказала в предоставлении ИП Золкину А.А. испрашиваемого земельного участка, указав на то, что данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета и не может быть объектом сделки (передачи в аренду).
В рамках дела Арбитражного суда Челябинской области N А76-12568/2009 ИП Золкин А.А. и ИП Васильев В.В. оспорили действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области по постановке земельного участка с кадастровым номером 74:21:1308001:62, площадью 1197 кв. м на кадастровый учет.
Вступившим в законную силу 20.10.2009 решением арбитражного суда по указанному делу требования ИП Золкина А.А. и ИП Васильева В.В. были удовлетворены, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, выразившиеся в постановке на учет спорного земельного участка, признаны незаконными как не соответствующие Федеральному закону “О кадастре недвижимости“. Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 74:21:1308001:62 от 03.12.2009, данный земельный участок фактически снят с государственного кадастрового учета 27.11.2009.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора можно сделать вывод, что отказ администрации в предоставлении ИП Золкину А.А. спорного земельного участка не нарушает права и законные интересы данного предпринимателя, поскольку признание отказа незаконным не влечет за собой восстановление нарушенных прав.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым при рассмотрении настоящего спора принять во внимание постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А76-564/2010 Арбитражного суда Челябинской области.
Предметом рассмотрения спора по указанному делу были действия администрации, выразившиеся в отказе ИП Золкину А.А. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв. м.; в отсутствие после получения заявления ИП Золкина А.А. от 22.09.2009 публикации о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв. м; в отсутствие утверждения и выдачи ИП Золкину А.А. схемы указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также возложение обязанности на администрацию рассмотреть заявление ИП Золкина А.А. и предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв. м на основании ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской и заключить договор аренды на земельный участок.
Постановлением апелляционного суда от 15.07.2010 в удовлетворении заявленных требований ИП Золкину А.А. отказано. Апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа администрации в предоставлении ИП Золкину А.А. в аренду спорного земельного участка, испрашиваемого заявлением от 22.09.2009 N 3390.
Установленные апелляционным судом по делу N А76-564/2010 Арбитражного суда Челябинской области фактические обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.
Поскольку отказ администрации в предоставлении ИП Золкину А.А. спорного земельного участка был обоснованным, то в действиях администрации отсутствовали признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При названных обстоятельствах заявленные требования администрации о признании недействительными указанных ненормативных правовых актов управления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А76-2262/2010-58-238 Арбитражного суда Челябинской области отменить, решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2010 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий
СЛЮНЯЕВА Л.В.
Судьи
ПОРОТНИКОВА Е.А.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.