Постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2010 N Ф09-8066/10-С2 по делу N А50-8372/2010 Требование: О признании незаконным отказа в принятии исполнительного документа к исполнению. Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в принятии к исполнению постановления органа Пенсионного фонда РФ о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам, полагая, что оно подлежит исполнению в судебном порядке. Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент вынесения постановления положения закона, предусматривающие судебный порядок взыскания недоимки с организации, которой открыт лицевой счет, не действовали, указанная недоимка должна быть взыскана во внесудебном порядке.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. N Ф09-8066/10-С2
Дело N А50-8372/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Татариновой И.А., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2010 по делу N А50-8372/2010.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Пермского края (далее - министерство), выразившихся в отказе принять исполнительный документ - постановление управления от 28.07.2009 N 379 и его возвращении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Государственное краевое учреждение социального обслуживания населения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних“ (далее - третье лицо).
Решением суда от 09.06.2010 (судья Швецова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал на отсутствие у министерства оснований для принятия названного постановления к исполнению ввиду того, что в силу подп. 1 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон N 212-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке.
В кассационной жалобе управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что названное постановление является исполнительным документом, и до 01.01.2010 взыскание с организаций недоимки по страховым взносам на пенсионное страхование и пеням в сумме, не превышающей 50 тыс. руб., производилось во внесудебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением вынесено постановление от 28.07.2009 N 379 о взыскании с третьего лица недоимки и пеней по страховым взносам в сумме 175,33 руб. на основании решения о взыскании от 28.07.2009 N 379.
Заявитель 14.08.2009 направил названное постановление в Отдел судебных приставов по г. Добрянке, которым 17.08.2009 возбуждено исполнительное производство.
В ходе исполнительного производства установлено, что названное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджета, а за должником не зарегистрированы расчетные счета в кредитных учреждениях, в связи с этим 17.12.2009 исполнительное производство окончено, а исполнительный документ возвращен взыскателю.
В письме от 17.02.2010 N 329 заявитель направил постановление от 28.07.2009 N 379 в министерство для исполнения.
Министерство в письме от 27.02.2010 возвратило данное постановление заявителю без исполнения со ссылкой на то, что в силу п. 1 ст. 242.1, п. 1 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполнение судебных актов осуществляется министерством на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), в связи с чем представленное постановление не соответствует указанным требованиям.
На основании п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Статья 25.1 Закона об обязательном пенсионном страховании предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон об исполнительном производстве).
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, установленная ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Закона случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к нормам гл. 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению финансовым органом в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Кодекса.
Названный порядок исполнения постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании платежей применялся в 2009 году к правоотношениям, возникшим до 31.12.2009 включительно.
С 01.01.2010 вступил в силу Закон N 212-ФЗ, подп. 1 п. 4 ст. 18 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Поскольку в рассматриваемом случае правоотношения возникли до 31.12.2009 (постановление управления о взыскании недоимки вынесено 28.07.2009), министерству надлежало принять к исполнению спорное постановление учреждения.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 3 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2010 по делу N А50-8372/2010 отменить.
Заявленные требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края удовлетворить, признать незаконными действия Министерства финансов Пермского края, выразившиеся в отказе принять исполнительный документ - постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края от 28.07.2009 N 379 и его возвращении.
Председательствующий
СУХАНОВА Н.Н.
Судьи
ТАТАРИНОВА И.А.
МЕНЬШИКОВА Н.Л.