Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2010 N Ф09-8009/10-С1 по делу N А71-6266/2010-А17 Требование: О привлечении к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за реализацию в аптечном пункте наряду с лекарственными средствами товаров, не относящихся к фармацевтической деятельности. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения доказан.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. N Ф09-8009/10-С1
Дело N А71-6266/2010-А17
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Фармакон плюс“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2010 по делу N А71-6266/2010-А17.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.07.2010 (судья Валиева З.Ш.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на ошибочность вывода суда о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Управление в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 управлением на основании приказа от 14.05.2010 N 257 проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в помещении принадлежащего обществу аптечного пункта, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304.
В ходе проверки был выявлен факт осуществления обществом фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, в частности, выявлено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. “в“ п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416. В аптечном пункте наряду с лекарственными средствами реализуются товары, не относящиеся к фармацевтической деятельности, а именно: шорты фитнесс N 4 - согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 “Изделия швейные верхние“, санитарно-эпидемиологическое заключение от 24.01.2008 N 77.01.06.852.П.003432.01.08. (накладная N 2 от 27.01.2009 г.); станок Gillette Mach 3 Turbo с двумя кассетами - бритвенные системы, сертификат соответствия N РОСС US.АЯ85.В22294, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 “Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы“ (накладная от 20.01.2010 N 10000374). Кроме того, согласно письму Управления от 05.05.2010 был установлен факт реализации обществом в предыдущий период (до проведения проверки) набора “Вышивка бисером“ - игрушка, сертификат соответствия N РОСС RU.МД06.В05517 (накладная от 26.04.2010 N 855). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.05.2010 N 163ф.
По результатам проверки управлением составлен протокол от 25.05.2010 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса. При этом суд указал на недоказанность события в части реализации в предыдущий период (до проведения проверки) в аптечном пункте наряду с лекарственными средствами набора “Вышивка бисером“ - игрушка.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании п. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее - Закон N 86-ФЗ) розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 32 Закона N 86-ФЗ аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию.
Более подробно ассортимент товаров, разрешенных к реализации через аптечные организации, представлен в Приказе Минздрава России от 04.03.2003 N 80 “Об утверждении Отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003“.
Согласно п. 2.5 Отраслевого стандарта аптечные пункты могут осуществлять следующие функции: реализацию населению готовых лекарственных препаратов без рецептов врача и по рецептам врача (за исключением наркотических средств и психотропных веществ); реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены; изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией; отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями; предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения; предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах; оказание первой медицинской помощи.
Из представленных обществом в материалы дела документов, как установлено судом первой инстанции, шорты фитнесс N 4 не подпадают под изделия медицинского назначения, поименованные в п. 9 ст. 32 Закона N 86-ФЗ и п. 2.5 Отраслевого стандарта. Бритвенный станок Gillette Mach 3 Turbo с двумя кассетами также не входит в перечень товаров, разрешенных к реализации через аптечные организации, указанных в п. 9 ст. 32 Закона N 86-ФЗ и п. 2.5 Отраслевого стандарта.
Суд кассационной инстанции отмечает, что с 01.09.2010 вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств“, п. 7 ст. 55 которого устанавливает, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
Таким образом, событие вменяемого обществу административного правонарушения, выразившееся в реализации в аптечном пункте наряду с лекарственными средствами товаров, не относящихся к фармацевтической деятельности, а именно: шорт фитнесс N 4, станка Gillette Mach 3 Turbo с двумя кассетами, судом первой инстанции установлено правильно.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом на основании материалов дела установлено, что о вине общества в допущенном нарушении свидетельствует то, что общество, осуществляя деятельность в сфере торговли лекарственными средствами, имело возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции. Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного исполнения своей обязанности.
Таким образом, вывод суда о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, является правильным.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2010 по делу N А71-6266/2010-А17 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Фармакон плюс“ - без удовлетворения.
Председательствующий
ВАСИЛЕНКО С.Н.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ЯЩЕНОК Т.П.