Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2010 N Ф09-8006/10-С1 по делу N А76-7927/2010-51-274 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Миньярского городского поселения Ашинского муниципального района от 26.11.2009 N 148 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО “Миньяргорводоканал-сервис“ Миньярского городского поселения Ашинского муниципального района, на 2010 год“ с изменениями от 30.03.2010 N 42.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. N Ф09-8006/10-С1

Дело N А76-7927/2010-51-274

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Челябинской области (далее - прокурор, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2010 по делу N А76-7927/2010-51-274.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель прокурора - Войнова О.А., заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и
арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области (поручение от 16.09.2010 N 38-12/2-10).

Прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Миньярского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) о признании недействующим постановления администрации от 26.11.2009 N 148 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО “Миньяргорводоканал-сервис“ Миньярского городского поселения Ашинского муниципального района, на 2010 год“ (далее - постановление N 148) с изменениями, внесенными постановлением администрации от 30.03.2010 N 42.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственный комитет “Единый тарифный орган Челябинской области“ (далее - комитет, тарифный орган), общество с ограниченной ответственностью “Миньяргорводоканал-сервис“ (далее - общество).

Решением суда от 23.07.2010 (судьи Забутырина Л.В., Мрез И.В., Костылев И.В.) постановление N 148 признано соответствующим подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлению тарифного органа от 24.11.2009 N 40/72.

В кассационной жалобе прокурор просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также имеющимся доказательствам. Прокурор полагает, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением N 148, определены без учета требований подп. 7 п. 2 ст. 5, ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах
ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ (далее - постановление N 520) и постановления комитета от 24.11.2009 N 40/72, поскольку рост тарифов, составивший 132%, на территории Миньярского городского поселения Ашинского Муниципального округа Челябинской области превысил предельный индекс, определенный постановлением тарифного органа от 24.11.2009 N 40/72.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Миньярского городского поселения от 06.11.2008 N 94 утвержден Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений и организаций коммунального комплекса Миньярского городского поселения, который вступил в силу с 01.01.2009.

Советом депутатов Миньярского городского поселения 01.12.2008 принято решение N 100, в соответствии с которым с 01.01.2009 были утверждены среднеотпускные тарифы (НДС не предусмотрен) на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием “Миньярводоканал“ (далее - предприятие): водоснабжение - 22 руб. 30 коп. за куб. м, водоотведение - 9 руб. 31 коп. за куб. м. Установлено, что для эффективного функционирования предприятия экономически обоснованными являются тарифы по водоснабжению - 46 руб. 67 коп. за куб. м, водоотведению - 14 руб. 68 коп. за куб. м.

Комитетом было издано постановление от 24.11.2009 N 40/73 утвердившее предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Челябинской области на 2010 г. согласно приложению. Первоначальный текст данного документа был опубликован в издании “Южноуральская панорама“ от 31.12.2009 (спецвыпуск).

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Челябинской области на 2010 г. в редакции постановлений комитета от 28.01.2010 N 3/9, от 09.02.2010 N 4/26, от 24.03.2010 N 9/3 опубликованы в издании “Южноуральская панорама“ от 02.04.2010
N 78 и составили: для Ашинского муниципального района - 125, Ашинского городского поселения - 120, Миньярского городского поселения - 125.

Комитетом 24.11.2009 издано постановление N 40/72 установившее предельные индексы изменения утвержденных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к этим тарифам, в среднем по муниципальным образованиям Челябинской области на 2010 г. согласно приложению. В соответствии с приложением к указанному постановлению предельный индекс изменения установленных тарифов для Ашинского муниципального района составил 116,6 процентов. Данное постановление опубликовано в информационном бюллетене тарифного органа от 30.12.2009 N 4-2009.

Администрацией Миньярского городского поселения от 26.11.2009 со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ), Закон N 210-ФЗ, постановление N 520, Устав Миньярского городского поселения, решение Совета депутатов Миньярского городского поселения от 06.11.2008 N 94 “О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса“ издано постановление N 148, в соответствии с которым установлен метод регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для общества - утверждены и введены в действие с 01.01.2010 на срок не менее года тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом.

В соответствии с приложением к постановлению N 148 тарифы для населения на водоснабжение составили 25 руб. 69 коп. за куб. м, на водоотведение - 10 руб. 73 коп. за куб. м, для предприятий и организаций, находящихся на полном обеспечении федерального, областного и местного бюджетов - 30 руб. 81 коп., для прочих потребителей - 23
руб. 98 коп. за куб. м.

Постановление N 148 опубликовано в печатном издании “Стальная искра“ 28.11.2009 N 93.

Комитетом 10.12.2009 выдано предписание N 7-05 главе Миньярского городского поселения с требованием внести изменения в постановление N 148 в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством, а также утвержденным предельным индексом со сроком исполнения до 22.12.2009.

Администрация в письме от 21.12.2009 исх. N 1295 сообщила о том, что тарифы утверждены в соответствии с действующим законодательством.

Администрацией 30.03.2010 издано постановление N 42 о внесении изменений в постановление N 148, которым приложение к постановлению N 148 утверждено в новой редакции (опубликовано в печатном издании “Стальная искра“ от 17.04.2010 N 28).

В соответствии с приложением в новой редакции постановления тарифы для населения на водоснабжение составили - 25 руб. 43 коп. за куб. м, на водоотведение - 9 руб. 94 коп. за куб. м, для предприятий и организаций, находящихся на полном обеспечении федерального, областного и местных бюджетов, а также прочих потребителей - 31 руб. 44 коп. и 26 руб. 55 коп. за куб. м соответственно.

Постановлением от 08.06.2010 N 72 в постановление N 148 внесены изменения: п. 1 постановления N 148, устанавливающий метод регулирования тарифов путем установления предельных тарифов на услуги, исключен (изменения опубликованы в печатном издании “Стальная искра“ от 19.07.2010 N 43, 44).

Производственная программа по водоснабжению и водоотведению общества на 2010 г. утверждена директором общества и согласована главой Миньярского городского поселения.

Обществом во исполнение постановления от 30.03.2010 N 42 произведен перерасчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения для жителей Миньярского городского поселения в апреле, за I квартал 2010 г. на общую
сумму 70 210 руб. 07 коп.

Тарифным органом 28.05.2010 администрации выдано предписание N 3-05 с требованием внести изменения в постановление N 148 в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством, а также утвержденным предельным индексом (116,6) со сроком исполнения до 14.06.2010.

Из сведений, представленных комитетом, о предельных индексах изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в 2010 г. по Ашинскому муниципальному району Челябинской области следует, что по Миньярскому городскому поселению рост тарифа составил 132%.

Полагая, что постановление N 148 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с требованием о признании его недействующим.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого нормативного правового акта.

Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

По смыслу ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом N 210-ФЗ установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

По смыслу Закона 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за
производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования (ст. 2 Закона N 210-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в ч. 3 данной статьи: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Статья 14 Закона N 131-ФЗ определяет, какие вопросы относятся к вопросам местного значения поселения.

Так, в силу подп. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Статьей 15 Закона N 131-ФЗ установлены вопросы местного значения муниципального района. При этом указанной нормой организация водоснабжения и водоотведения к вопросам местного значения муниципального района не отнесена.

В соответствии с ч. 1
ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 4 данной статьи); регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Миньярское городское поселение с населенными пунктами, входящими в его состав, - городом Миньяр и поселком Волково, является самостоятельным муниципальным образованием, территориально входящим в состав Ашинского муниципального района исходя из Закона Челябинской области от 24.06.2004 N 239-ЗО “О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских
и сельских поселений в его составе“, ст. 2 Устава Ашинского муниципального района (зарегистрирован в Главном управлении Министерства Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 17.11.2005 N RU745030002005001), ст. 1, 2 Устава Миньярского городского поселения (зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому Федеральному округу от 23.11.2005 N ГРН RU 745031062005001).

При этом судом верно указано на отсутствие в материалах дела доказательств передачи полномочий по регулированию тарифов органами местного самоуправления Миньярского городского поселения органам местного самоуправления Ашинского муниципального района.

В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление N 148 издано администрацией в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанными нормами.

В силу п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что постановление N 148 является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - Миньярского городского поселения.

Как правильно указано судом, из содержания норм Законов N 210-ФЗ и N 131-ФЗ следует, что предельные индексы изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги
в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, должны устанавливаться для муниципальных образований - сельского поселения, городского поселения, городского округа.

Как следует из материалов дела, постановлением тарифного органа от 24.11.2009 N 40/72, в пределах соответствующих полномочий, утверждены предельные индексы изменения установленных тарифов, в том числе для Ашинского муниципального района. Предельный индекс изменения установленных для Ашинского муниципального района тарифов составил 116,6. Однако, указанным постановлением предельный индекс изменения утвержденных тарифов для такого муниципального образования как Миньярское городское поселение не устанавливался.

Доказательств наличия утвержденных предельных индексов изменения установленных для Миньярского городского поселения тарифов суду представлено не было.

Судом также определено, что комитет устанавливает предельные индексы для конкретных муниципальных образований, в том числе городских и сельских поселений муниципальных районов. Так, например, постановлением тарифного органа от 24.11.2009 N 40/73 установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Челябинской области на 2010 г.: для Ашинского муниципального района - 125, Ашинского городского поселения - 120, Миньярского городского поселения - 125. При этом суд верно отметил, что Ф.И.О. для различных муниципальных образований в пределах одного муниципального района.

Поскольку Миньярское городское поселение является муниципальным образованием, наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в отношении указанного муниципального образования не утверждены предельные индексы изменения установленных тарифов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для применения индексов, установленных постановлением комитета для Ашинского муниципального района, исходя из требований вышеуказанных норм не имеется.

Статья 3 Закона N 210-ФЗ определяет общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Частью 1 ст. 7 Закона 210-ФЗ предусмотрено, что финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.

Постановлением N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

В силу п. 2 Основ ценообразования установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.

При этом в силу п. 3 Основ ценообразования тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса для реализации производственной программы определяются с учетом достижения индикаторов деятельности организации коммунального комплекса, установленных на период действия производственной программы, характеризующих повышение эффективности и улучшение качества производимых товаров и услуг (п. 16 Основ ценообразования).

В соответствии с п. 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: 1) метод установления фиксированных тарифов; 2) метод установления предельных тарифов; 3) метод индексации установленных тарифов.

При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов (п. 20 Основ ценообразования).

В соответствии с п. 30 Основ ценообразования метод установления предельных тарифов предусматривает установление предельных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций.

Пунктом 1 постановления N 148 (в редакции до внесения в него изменений постановлениями администрации от 30.03.2010 N 42 и от 08.06.2010 N 72) было определено, что применяется метод установления предельных тарифов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что свою деятельность общество осуществляет с 01.01.2010.

Следовательно, оснований для применения метода установления предельных тарифов при установлении тарифов на 2010 г. у органа местного самоуправления не имелось.

Вместе с тем п. 1 постановления N 148, устанавливающий метод регулирования тарифов - установление предельных тарифов, исключен постановлением администрации от 08.06.2010 N 72.

Тарифы для общества устанавливались в соответствии с его производственной программой.

Судом определено, материалами дела подтверждается, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что производственная программа общества по водоснабжению и водоотведению согласована органом местного самоуправления.

При этом судом верно отмечено, что доказательств несоответствия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, установленных постановлением N 148, согласованной производственной программе, принятия их без учета расчетов финансовых потребностей организации, необходимых для реализации ее производственной программы и соответствующих этим потребностям, в материалах дела не содержится.

В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией при определении тарифов применен метод, установленный п. 20 Основ ценообразования.

С учетом вышеизложенного суд сделал правильный вывод о том, что постановление N 148 издано уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что свидетельствует об отсутствии условий для признания оспариваемого акта недействующим.

При таких обстоятельствах суд признал постановление N 148 соответствующим подп. 7 п. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ, постановлению комитета от 24.11.2009 N 40/72, Основам ценообразования, утвержденным постановлением N 520, в связи с чем правомерно отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда сделаны на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2010 по делу N А76-7927/2010-51-274 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокурора Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЛУКЬЯНОВ В.А.