Постановление ФАС Уральского округа от 05.10.2010 N Ф09-8254/10-С3 по делу N А50-4876/2010 Требование: О признании незаконными действий налогового органа, об обязании отозвать инкассовые поручения. Обстоятельства: В связи с возвратом первоначально предъявленных инкассовых поручений без исполнения по причине закрытия расчетного счета налогоплательщика налоговый орган повторно направил в банк инкассовые поручения о взыскании налогов, пеней, штрафов. Решение: Требование удовлетворено, так как налоговый орган не предпринял меры, направленные на взыскание налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика; повторные инкассовые поручения выставлены незаконно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. N Ф09-8254/10-С3
Дело N А50-4876/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Первухина В.М., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2010 по делу N А50-4876/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства “Гарант“ (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий инспекции по выставлению 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590 - 1703, 1705 - 1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней и штрафов на общую сумму 11 018 761 руб. 76 коп., а также об обязании налогового органа отозвать незаконно направленные инкассовые поручения.
Решением суда от 11.05.2010 (судья Виноградова А.В.) заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований предприятия отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Как указывает налоговый орган, основания для признания его действий по выставлению 178 инкассовых поручений на общую сумму 11 018 761 руб. 76 коп. незаконными отсутствуют, поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия пропуска установленного в п. 4 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) месячного срока для направления в банк поручений на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации; спорные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с возвращением банком первоначальных инкассовых поручений по причине закрытия расчетного счета предприятия.
Проверив доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2009 по делу N А50-13409/2008 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2009 по указанному делу предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В связи с тем, что первоначально предъявленные инкассовые поручения были возвращены кредитным учреждением без исполнения по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета, инспекция направила в Пермский филиал “НОМОС-БАНК“ (ОАО) 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590 - 1703, 1705 - 1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней и штрафов на общую сумму 11 018 761 руб. 76 коп.
Данные инкассовые поручения выставлены налогоплательщику на основании решений налогового органа от 28.10.2008, 18.11.2008, 16.12.2008, 22.12.2008, 02.02.2009, 09.02.2009, 20.02.2009, 20.03.2009, 30.03.2009, 07.04.2009, 15.04.2008, 20.04.2009, 21.04.2009, 29.04.2009, 30.04.2009, 01.06.2009, 23.06.2009, 19.07.2009, 02.08.2009, 15.08.2009, 27.08.2009, 31.08.2009, 16.09.2009, 01.10.2009, 14.10.2009, 15.10.2008, 19.11.2009, 02.12.2009, 11.12.2009, 15.12.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Ссылаясь на незаконность действий инспекции по выставлению вышеперечисленных инкассовых поручений в связи с нарушением срока, установленного в п. 4 ст. 46 Кодекса, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией нарушена процедура взыскания задолженности во внесудебном порядке, оспариваемые действия не соответствуют налоговому законодательству и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, установленном ст. 46 и 47 Кодекса.
Исходя из п. 8 ст. 45 Кодекса правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Согласно п. 1 - 4 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, с учетом особенностей предусмотренных ст. 47 Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Апелляционным судом установлено, что первоначальные инкассовые поручения, своевременно направленные в банк, находились в картотеке N 2 в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете предприятия.
Исходя из ст. 46 Кодекса начатая налоговым органом процедура бесспорного взыскания налога должна быть продолжена путем направления соответствующего поручения в банк, а затем и вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации, если на счетах налогоплательщика в банке недостаточно или отсутствуют денежные средства или отсутствует информация о счетах налогоплательщика.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Кодекса, не предпринял меры, направленные на взыскание налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика; инспекцией были выставлены повторные инкассовые поручения.
С учетом изложенного вывод судов о нарушении налоговым органом процедуры бесспорного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам является правильным.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали действия инспекции по выставлению 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590 - 1703, 1705 - 1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней и штрафов на общую сумму 11 018 761 руб. 76 коп. незаконными.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2010 по делу N А50-4876/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ПЕРВУХИН В.М.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.