Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 05.10.2010 N Ф09-8225/10-С6 по делу N А76-16138/2009-57-299/137 Требование: О признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка и обязании аннулировать запись в кадастре недвижимости. Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом признан недействительным ненормативный акт органа местного самоуправления о предоставлении обществу в аренду земельного участка. Заявитель указал, что действия по постановке спорного участка на кадастровый учет произведены с нарушением закона. Решение: Требование удовлетворено, поскольку орган кадастрового учета не проверил уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земель, входящих в границы спорного участка, индивидуализация участка путем определения его размера, границ и местоположения не была проведена надлежащим образом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. N Ф09-8225/10-С6

Дело N А76-16138/2009-57-299/137

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кораблик“ (далее - общество “Кораблик“) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2010 по делу N А76-16138/2009-57-299/137 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель
общества “Кораблик“ - Беспалько А.И. (доверенность от 21.12.2009).

Ходатайство областного государственного учреждения “Каслинское лесничество“ (далее - учреждение “Каслинское лесничество“) о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Главное управление лесами Челябинской области (далее - Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - Управление Роснедвижимости), федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ (далее - учреждение ЗКП“) о признании незаконным действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 10 400 кв. м с кадастровым номером 74:13:07 11002:4 и обязании аннулировать данную запись в государственном кадастре недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Кунашакского района Челябинской области, общество “Кораблик“, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области.

Определением суда от 15.04.2010 произведена замена Управления Роснедвижимости на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.05.2010 (судья Щукина Г.С.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления Росреестра и учреждения “ЗКП“ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:13:07 11002:4 площадью 10400 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Кунашакский р-н, 64 км автодороги “Екатеринбург - Челябинск“. На Управление Росреестра и учреждение “ЗКП“ возложена обязанность аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости о данном земельном участке в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему
делу.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 (судьи Ермолаева Л.П., Мальцева Т.В., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество “Кораблик“ просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 9, 10, 125, 159, 199, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, неправильное применение судом апелляционной инстанции положений Лесного кодекса РСФСР, ст. 4.2 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ от 04.12.2006 N 201-ФЗ (далее - Вводный закон N 201-ФЗ), ст. 7 Федерального закона от 02.01.2000 “О государственном земельном кадастре“ N 28-ФЗ и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает неправомерным и нарушающим его права принятие судом первой инстанции уточнения заявленных требований при отсутствии сведений об их направлении иным лицам, участвующим в деле. По мнению общества “Кораблик“, выводы судов о постановке на кадастровый учет участка лесного фонда и наличие у него кадастрового номера 74:13:00 00 000:0000 не соответствуют обстоятельствам дела, следовательно является и ошибочным вывод судов о наличии в государственном кадастре недвижимости на момент осуществления оспариваемых действий сведений о вышеназванном участке лесного фонда. Также заявитель считает, что суд апелляционной инстанции, установив применение судом первой инстанции к рассматриваемому делу закона, не подлежащего применению, неправомерно сам применил Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ). Кроме того, общество “Кораблик“ полагает, что ссылка суда апелляционной инстанции на то, что присвоение участку лесного фонда условного номера свидетельствует о постановке его на кадастровый учет в соответствии с
ранее действующим законодательством, противоречит положениям Закона о государственной регистрации прав, в соответствии с которыми действия государственного регистратора по присвоению участку лесного фонда при регистрации на него права собственности Российской Федерации свидетельствуют об отсутствии ранее осуществленного кадастрового учета данного участка. Заявитель также считает, что судами не дана оценка его доводу об образовании спорного земельного участка путем объединения двух самостоятельных участков, один из которых прошел процедуру кадастрового учета для вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, не определена судьба каждого земельного участка.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение “Каслинское лесничество“ просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.12.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (назначение: леса первой группы) общей площадью 177 390 000 кв. м с кадастровым (условным) номером 74:13:00 00 000:0000, расположенный по адресу: Челябинская обл., Кунашакский р-н, Кунашакское лесничество Кунашакского лесхоза, кварталы 1 - 153, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74-АЗ N 055255.

Постановлением Главы Кунашакского района от 03.06.2004 N 362 обществу “Кораблик“ предоставлен в аренду с правом последующего выкупа земельный участок из земель фонда перераспределения общей площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Челябинская обл., Кунашакский р-н, 64 км автодороги “Екатеринбург - Челябинск“, для завершения строительства и эксплуатации автозаправочной станции сроком на 25 лет.

Общество “Кораблик“ 27.09.2007 обратилось в Территориальный отдел N 2 Управления Роснедвижимости с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка, приложив описание земельного участка, составленное на основании землеустроительного дела N 149/404/07/13 от 27.06.2007, утвержденного Управлением Роснедвижимости.

Территориальным отделом N 2 Управления Роснедвижимости
10.10.2007 земельный участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Челябинская обл., Кунашакский р-н, 64 км автодороги “Екатеринбург - Челябинск“, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:13:07 03 012:0033.

На основании заявления общества “Кораблик“ 14.08.2008 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 74:13:0703012:33 и уточнением местоположения расположения на земельном участке здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, с приложением межевого плана земельного участка, решением территориального отдела N 2 Управления Роснедвижимости от 14.08.2008 N Ф13/08-1114 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 11.08.2009 N 7413/201/09-2-929 следует, что спорному земельному участку 14.08.2008 присвоен новый кадастровый номер 74:13:0711002:4 вместо предыдущего - 74:13:0703012:33; земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения; и имеет разрешенное использование - для завершения строительства и эксплуатации автозаправочной станции.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2009 по делу N А76-1623/2009, оставленном в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009, установлено, что земельный участок, предоставленный обществу “Кораблик“ на основании постановления Главы Кунашакского района от 03.06.2004 N 362, расположен в границах участка лесного фонда, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2009 по делу N А76-15540/2009-63-288, оставленном в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2010 и постановлением суда кассационной инстанции от 11.05.2010, постановлением Главы Кунашакского района от 03.06.2004 N 362 о предоставлении в аренду с правом последующего выкупа обществу “Кораблик“ земельного участка из земель фонда перераспределения, находящегося по адресу: Челябинская обл., Кунашакский р-н, 64 км автодороги “Екатеринбург - Челябинск“, для
завершения и эксплуатации автозаправочной станции, общей площадью 1,04 га, сроком на 25 лет, признано недействительным, как не соответствующее лесному и земельному законодательству, действовавшему на момент его издания, и принятое Главой Кунашакского района с превышением полномочий.

Управление лесами, полагая, что действия заинтересованных лиц по постановке земельного участка площадью 1,04 кв. м на кадастровый учет являются незаконным и нарушают его права и законные интересы как органа, уполномоченного на распоряжение землями Кунашакского лесничества Кунашакского лесхоза, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования Управления лесами, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых действий заинтересованных лиц по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее - Закон о земельном кадастре) и нарушении прав Управления лесами.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данным выводом, вместе с тем указал на ошибочность вывода суда о действии в период постановки спорного земельного участка на кадастровый учет Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых
могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

В силу п. 6 ст. 19 Закона о земельном кадастре проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

В ст. 20 Закона о земельном кадастре предусмотрены основания приостановления проведения государственного кадастрового учета земельных участков или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков.

В случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений (п. 1 названной статьи).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в частности, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

В соответствии с п. 2 ст.
7 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.

В силу ст. 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.

Пунктом 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздела “Земельные участки“ (в редакции Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301), внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Согласно п. 3.2 названного Порядка внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.

В соответствии с п. 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.

Судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 74:13:0711002:4 поставлен на государственный кадастровый учет 10.10.2007.

Факт расположения земельного участка с кадастровым номером 74:13:0711002:4 в границах участка лесного фонда с кадастровым номером 74:13:00 00000:0000 установлен вступившими в законную силу судебными актами
по делам N А76-1623/2009, А76-15540/2009-63-288.

При этом суды, принимая во внимание, что при регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда присвоение условного номера должно было сопровождаться проведением работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, правомерно указали на то, что присвоение земельному участку кадастрового (условного) номера свидетельствует о постановке его на кадастровый учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем в документах государственного земельного кадастра должны были содержаться сведения о земельном участке площадью 177 390 000 кв. м с кадастровым номером 74:13:00 00 000:0000, как о ранее учтенном земельном участке и его кадастровом номере на бумажном носителе.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 74:13:0711002:4, орган кадастрового учета обязанности по проверке уже имеющихся сведений в государственном земельном кадастре в отношении земель, входящих в границы данного земельного участка, не исполнил, индивидуализация земельного участка путем определения его размера, границ и местоположения не была проведена надлежащим образом, суды пришли к верному выводу о совершении оспариваемых действий с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о земельном кадастре.

Таким образом, принимая во внимание, что данными действиями права Управления лесами, как органа, уполномоченного в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 385, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р на распоряжение участком лесного фонда Кунашакского лесничества Кунашакского лесхоза, нарушены, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, обязав при этом заинтересованных лиц аннулировать запись в едином государственном реестре земель о земельном участке площадью 10 400 кв.
м с кадастровым номером 74:13:0711002:4.

Доводы заявителя кассационной жалобы, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.

Ссылка заявителя на неправомерное принятие судом первой инстанции уточнения заявленных требований при отсутствии сведений об их направлении иным лицам, участвующим в деле, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Кроме того, поступившие 11.05.2010 в суд первой инстанции уточнения заявленных требований, были оглашены и поддержаны представителем Управления лесами в судебном заседании суда первой инстанции, состоявшемся 14.05.2010, в котором участвовал представитель общества “Кораблик“ - Беспалько А.И., заявивший ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, в связи с чем в судебном заседании был объявлен перерыв до 19.05.2010. Иных ходатайств, в частности об отложении судебного заседания для представления мотивированного отзыва на уточненные исковые требования, представителем общества “Кораблик“ не заявлено, в связи с чем суд кассационной инстанции считает необоснованным указание данного лица на то, что о наличии указанных уточнений заявленных требований обществу “Кораблик“ стало известно уже после вынесения решения по настоящему делу при ознакомлении с материалами дела.

Доводы заявителя о неправильном применение судами норм материального права, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства, не свидетельствует о его неправильном применении судами.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2010 удовлетворено ходатайство общества “Кораблик“ об отсрочке уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1000 руб. до окончания кассационного производства.

Поскольку кассационная жалоба общества “Кораблик“ оставлена судом без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение подлежат взысканию с заявителя (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2010 по делу N А76-16138/2009-57-299/137 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кораблик“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Кораблик“ в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

КУПРЕЕНКОВ В.А.

Судьи

МАЛИКОВА Э.М.

СМИРНОВ А.Ю.