Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2010 N Ф09-8129/10-С6 по делу N А47-12257/2009 Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать право. Обстоятельства: В регистрации права отказано со ссылкой на непредставление документов, являющихся основанием для возникновения права. Решение: Требование удовлетворено, так как право собственности РФ и муниципального образования на спорный участок возникло в силу нахождения на нем объекта недвижимости, помещения в котором принадлежат на праве собственности указанным субъектам, необходимые документы были представлены на регистрацию.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. N Ф09-8129/10-С6
Дело N А47-12257/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Смирнова А.Ю., Столярова А.А.,
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда принято по делу N А47-12257/2009, а не N 47-12257/2009.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - регистрационная служба) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N 47-12257/2009 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к регистрационной службе о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1888 кв. м с кадастровым номером 56:44:0224001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира - административное здание, расположенное в границах участка по адресу: г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 70/1, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 12.11.2009 N 01/231/2009-71, и обязании регистрационной службы зарегистрировать право общей долевой собственности Российской Федерации в размере 31052/47200 доли на данный земельный участок (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 99, 100).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 (судья Жарова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 (судьи Ермолаева Л.П., Мальцева Т.В., Баканов В.В.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ регистрационной службы в государственной регистрации права общей долевой собственности Российской Федерации и муниципального образования на земельный участок площадью 1888 кв. м с кадастровым номером 56:44:0224001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира - административное здание, расположенное в границах участка по адресу: г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 70/1. На регистрационную службу возложена обязанность зарегистрировать право общей долевой собственности Российской Федерации в размере 31053/47200 и муниципального образования в размере 16147/47200 на данный земельный участок в течение тридцати дней с момента вынесения постановления апелляционного суда.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 17, 19, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“), ст. 16, 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие предоставление администрации муниципального образования и управлению спорного земельного участка в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Регистрационная служба полагает, что вывод апелляционного суда о наличии оснований для государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный земельный участок на основании ст. 3.1 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ противоречит имеющимся в деле документам.
Как установлено судами при рассмотрении спора, Российской Федерации на праве собственности принадлежит помещение N 1 (нежилые помещения административного корпуса с гаражом, номера на поэтажном плане: первый этаж - помещения N 1 - 11, 1а, 2а, второй этаж - помещения N 1 - 2, 2а, 3 - 15) площадью 483,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 70/1, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права серии 56 АА N 414242.
Правом оперативного управления на данное помещение обладает Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права серии 56 АА N 414241.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 56 АА N 285595, помещение N 1 (теплопункт) площадью 251,3 кв. м, расположенное в подвале одно- двухэтажного строения с подвалом, литера ЕГ, номера на поэтажном плане - 2, 3, 4, 5, 6, 7, по адресу: г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 70/1, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
Между администрацией муниципального образования и Российской Федерацией в лице управления заключено соглашение от 08.09.2009 об определении долей в праве собственности на земельный участок, находящийся в общем пользовании, согласно которому доля Российской Федерации в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1888 кв. м с кадастровым номером 56:44:0224001:186, местоположение которого установлено относительно ориентира - административное здание, расположенное в границах участка по адресу: г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 70/1, составляет 31052/47200 доли, доля муниципального образования - 16146/47200.
Управление и муниципальное образование 29.09.2009 обратились в регистрационную службу с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок.
Государственная регистрация была приостановлена на срок с 09.10.2009 до 09.11.2009, о чем заявителям направлено уведомление от 09.10.2009 N 01/231/2009-71.
Регистрационной службой отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на основании абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 3 122-ФЗ, поскольку в соглашении от 08.09.2009 об определении долей в праве собственности на земельный участок, находящийся в общем пользовании, указано, что заключившие его стороны являются землепользователями названного земельного участка в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом данная норма не регулирует отношения, возникающие между публичными собственниками расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества, иных документов, являющихся основанием для возникновения права, управлением и муниципальным образованием не представлено.
Полагая, что решение регистрационной службы об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный земельный участок не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что управлением на государственную регистрацию не были представлены документы, являющиеся основанием возникновения права общей долевой собственности на земельный участок, что в соответствии с абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации права. При этом суд первой инстанции сделал вывод о том, что у субъектов публичного права не может возникнуть право общей долевой собственности на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования управления, апелляционный суд исходил из следующего.
К федеральной собственности в силу ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земельный участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации право муниципальной собственности на землю возникает по тем же основаниям, кроме того, земельные участки могут быть отнесены к муниципальной собственности на основании законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами.
Статьей 3.1 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности и/или муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответственно Российской Федерации и/или муниципальных образований.
Согласно ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В ст. 17 данного Закона содержится перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 30.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию предоставляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что право собственности Российской Федерации и муниципального образования на спорный земельный участок возникло в силу нахождения на нем объекта недвижимого имущества, помещения в котором принадлежат на праве собственности указанным субъектам, необходимые в соответствии с Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ и упомянутым Перечнем документы были представлены на государственную регистрацию.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрационной службы оснований для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный земельный участок.
Апелляционный суд также отметил, что при наличии волеизъявления управления и муниципального образования на государственную регистрацию возникшего права, отсутствие ссылки в соглашении от 08.09.2009 об определении долей в праве собственности на земельный участок, находящийся в общем пользовании, и заявлении управления о государственной регистрации права, поданном в регистрационную службу, на ст. 3.1 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ как на основание возникновения права не может быть признано основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку данный недостаток мог быть устранен в течение срока приостановления государственной регистрации путем предоставления заявителю необходимых разъяснений, что регистрационной службой сделано не было.
Судом также проверенны определенные в соглашении от 08.09.2009 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок, и указано, что при их расчете была допущена незначительная арифметическая ошибка (не распределены 0,0002 доли), в связи с чем доли в праве общей долевой собственности распределены судом апелляционной инстанции, доля Российской Федерации составила 31053/47200, доля муниципального образования - 16147/47200.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционный судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N 47-12257/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛИКОВА Э.М.
Судьи
СМИРНОВ А.Ю.
СТОЛЯРОВ А.А.