Постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2010 N Ф09-7574/10-С2 по делу N А50-2401/2010 Требование: Об отмене решения органа Фонда социального страхования РФ в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем. Обстоятельства: Выплата пособия по беременности и родам за период послеродового отпуска признана незаконной, так как такой отпуск не предусмотрен при установлении опекунства над малолетними детьми. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как право на пособие по беременности и родам имеет женщина, являющаяся биологической матерью ребенка, или женщина, усыновившая ребенка, отказ в возмещении спорных расходов страхователя правомерен.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7574/10-С2
Дело N А50-2401/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Меньшиковой Н.Л., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2010 по делу N А50-2401/2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) - Козявникова Ю.Д. (доверенность от 01.07.2010 N 01-13/06/36378).
Общество с ограниченной ответственностью “Лукойл-Пермь“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения фонда от 03.12.2009 N 1118 недействительным в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога за апрель 2007 г. в сумме 24 277,59 руб. по листку нетрудоспособности от 18.01.2007 серии ВИ N 0174542, выданного муниципальным учреждением здравоохранения “Кунгурский родильный дом“ (привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, далее - лечебное учреждение) Чудаковой Н.Н. на время послеродового отпуска с 29.12.2006 по 07.02.2007.
Решением суда от 13.05.2010 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал на правомерность непринятия фондом спорных расходов, поскольку в данном случае листок нетрудоспособности выдан лицу, которому ребенок передан под опеку, с нарушением установленного действующим законодательством порядка.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на отсутствие у него оснований для отказа в выплате пособия, ввиду того, что представленный листок нетрудоспособности оформлен надлежащим образом, а законодательство не содержит положений обязывающих организации проверять обоснованность выдачи таких документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для непринятия к зачету расходов явилось то, что выплаты больничному листу от 18.01.2007 ВИ N 0174542 Чудаковой Н.Н. на сумму 24 277 руб. 59 коп. в качестве пособия по беременности и родам за период послеродового отпуска произведены с нарушением действующего законодательства, поскольку такой отпуск не предусмотрен законом при установлении опекунства над малолетними детьми.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон N 165-ФЗ) исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации контролирует правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицом и расходы на обязательное социальное страхование и вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона N 165-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 “О Фонде социального страхования“ (далее - Положение о фонде), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Порядок расходования и учета средств обязательного социального страхования на момент возникновения спорных правоотношений регулировался Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Федерального фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (далее - Инструкция N 22).
В соответствии с п. 8.4 Инструкцией N 22 расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам (работникам) при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Одним из видов страхового обеспечения является пособие по беременности и родам (подп. 7 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ).
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение пособия по беременности и родам поименован в ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях граждан, имеющих детей“ (далее - Закон N 81). Согласно указанному перечню к такой категории граждан относятся, в том числе, женщины, подлежащие обязательному страхованию, а также женщины, категории которых установлены данной статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).
В силу ст. 7 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
В соответствии со ст. 255, 257 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск по беременности и родам также может быть предоставлен только матери ребенка, а также женщинам, его усыновившим.
Таким образом, из правового анализа приведенных норм следует, что право на пособие по беременности и родам имеет женщина, являющаяся биологической матерью ребенка, или женщина, усыновившая ребенка.
Согласно ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, а не пункт 4.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ N 206 издан 19.10.1994, а не 19.10.2006.
Разделом 8 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.2006 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее - Инструкция N 206/21) определено, что листок нетрудоспособности выдается женщинам в связи с беременностью и родами, а также может быть выдан женщине, не являющейся матерью ребенка, в случае его усыновления.
Судом установлено, что спорный листок нетрудоспособности выдан лицу, которому ребенок передан под опеку.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у фонда оснований для принятия к зачету расходов общества за апрель 2007 г. в сумме 24 277,59 руб. являются правильными.
Ссылка общества на то, что оно не обязано проверять обоснованность выдачи листков нетрудоспособности ранее приводилась им при рассмотрении дела судом первой инстанции и обоснованно им отклонена со ссылкой на ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации, подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ и п. 10 Положения о фонде.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2010 по делу N А50-2401/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ - без удовлетворения.
Председательствующий
СУХАНОВА Н.Н.
Судьи
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
ТАТАРИНОВА И.А.