Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2010 N Ф09-7443/10-С6 по делу N А47-11485/2009 Требование: О признании незаконным отказа в регистрации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и дополнительного соглашения. Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием доказательств публикации сообщения в официальном областном печатном издании, что свидетельствует о несоответствии сделок требованиям ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказательств соблюдения порядка предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения не представлено, в установленный срок необходимый документ на регистрацию не направлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7443/10-С6

Дело N А47-11485/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ново-Агро“ (далее - общество “Ново-Агро“) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А47-11485/2009 Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество “Ново-Агро“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской
области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - регистрационный орган) в государственной регистрации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004 и дополнительного соглашения от 14.04.2009, выраженном в сообщении об отказе в государственной регистрации от 09.11.2009 N 219.

Решением суда от 02.04.2010 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ регистрационного органа в государственной регистрации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004 и дополнительного соглашения от 14.04.2009 признан недействительным. На регистрационный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества “Ново-Агро“.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Баканов В.В., Пивоварова Л.В., Мальцева Т.В.) решение суда отменено. В удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе общество “Ново-Агро“ просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области“ и п. 2.3.5 Порядка предоставления земельных участков в границах территории муниципального образования г. Новотроицк, утвержденного решением городского совета депутатов г. Новотроицка, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, сообщение о проведении торгов на право аренды земельного участка было опубликовано в соответствии с названными нормативными актами и является надлежащим сообщением.

Как установлено судами, решением городского совета депутатов г. Новотроицка Оренбургской области от 06.04.2004 N 24 утвержден Порядок предоставления земельных участков в границах территории муниципального образования город Новотроицк (далее - Порядок).

Согласно п. 2.3.5 Порядка на основании документов по формированию земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом публикует сообщение в местной печати о приеме письменных заявлений
от заинтересованных в получении земельных участков юридических и физических лиц, после чего принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) с опубликованием сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов).

В номере районной газеты “Гвардеец труда“ от 17.04.2004, являющейся официальным печатным изданием муниципального образования по месту нахождения земельного участка, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, являющихся собственностью муниципального образования.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков из земель бывшего совхоза им. Шевченко от 19.05.2004 в связи с подачей одной заявки на участие в торгах от общества “Ново-Агро“ конкурс признан несостоявшимся.

Распоряжением главы г. Новотроицка Оренбургской области от 24.06.2004 N 960р обществу “Ново-Агро“ предоставлен на праве аренды земельный участок общей площадью 1082 га, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

На основании указанного распоряжения и протокола конкурсной комиссии между администрацией г. Новотроицка (арендодатель) и обществом “Ново-Агро“ (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004, в соответствии с которым арендатору в пользование на праве аренды предоставлены земельные участки общей площадью 1082 га, в том числе для ведения сельскохозяйственного производства на срок с 01.07.2004 по 28.06.2005.

Постановлением главы муниципального образования г. Новотроицка от 03.03.2009 N 323-п площадь земельного участка с кадастровым номером 56:42:0104001:97, с местоположением: Оренбургская обл., г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001, утверждена в размере 8 880 000 кв. м, в распоряжение главы г. Новотроицка от 24.06.2004 N 960р внесены изменения в п. 2 в части описания предоставленного обществу “Ново-Агро“ земельного участка с
указанием его местоположения: Оренбургская обл., г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001, общей площадью 8 880 000 кв. м, а также срока аренды - по 01.07.2014.

Соглашением от 14.04.2009 к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2004 стороны внесли изменения в пункт 1.1 договора, который изложен в следующей редакции: “Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:42:0104001:97, общей площадью 8 880 000 кв. м, с местоположением: Оренбургская обл., г. Новотроицк, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:42:0104001, для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства. Настоящий договор заключен сроком по 01.07.2014 и вступает в силу с даты государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области“.

Общество “Ново-Агро“ обратилось с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 12.07.2004 и дополнительного соглашения от 14.04.2009.

Регистрационный орган 07.10.2009 уведомил общество “Ново-Агро“ о приостановлении государственной регистрации, ввиду непредставления доказательств, подтверждающих публикацию сообщения в официальном областном печатном издании.

Регистрационным органом в сообщении от 09.11.2009 N 219 обществу “Ново-Агро“ и администрации муниципального образования г. Новотроицк отказано в государственной регистрации названного договора аренды земельного участка и дополнительного соглашения к нему на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Общество “Ново-Агро“, ссылаясь на то, что основания для отказа в государственной регистрации договора отсутствуют, обратилось с соответствующим заявлением.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены на регистрацию все необходимые документы. Суд признал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 19.1 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, в редакции, действующей в спорный период, и ст. 10, 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области“ предусмотрен альтернативный порядок опубликования сообщения - как одновременно в двух источниках официального опубликования, так и в одном из них. Поскольку опубликование сообщения о проведении конкурса на право заключения договора аренды земельных участков из состава земель колхоза им. Шевченко произведено в печатном издании по месту нахождения предоставляемых земельных участков, суд пришел к выводу о незаконности отказа регистрационного органа в государственной регистрации по данному основанию.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о соответствии отказа регистрационного органа в государственной регистрации договора аренды и дополнительного соглашения требованиям Закона о регистрации прав.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Закона о регистрации прав).

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у
него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Как следует из абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, либо не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Из обжалуемого сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды, следует, что основанием для отказа в регистрации явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства в официальном печатном органе областной администрации, которые заявителю было предложено представить в уведомлении о приостановлении государственной регистрации. Как указал регистрационный орган, отсутствие указанных документов свидетельствует о несоответствии договора
аренды земель сельскохозяйственного назначения и дополнительного соглашения требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что регистрационный орган, руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области“, ст. 19 Закона о регистрации прав, приостановил государственную регистрацию и обратился к заявителю с предложением представить дополнительные документы, а именно доказательства соблюдения порядка предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Порядок передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области определен Законом Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области“.

Согласно ст. 10 названного Закона (в редакции, действующей на момент подписания договора) сообщения о сделках с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о сделках с долями в праве общей собственности подлежат публикации в официальных печатных органах областной, городских и районных администраций.

Проанализировав положения названных норм, суд апелляционной инстанции пришел
к правильному выводу о том, что требование регистрационного органа о предоставлении на государственную регистрацию сообщения, опубликованного в официальном печатном органе областной администрации, которым в силу ст. 53 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ “О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области“ является газета “Оренбуржье“, основано на законе.

Поскольку в установленный срок необходимый документ заявителем на государственную регистрацию не представлен, суд апелляционной инстанции обоснованно признал отказ регистрационного органа в государственной регистрации правомерным.

Ссылки заявителя на то, что опубликование сообщения в городском печатном органе является надлежащим опубликованием в силу ст. 10 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области“, отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А47-11485/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ново-Агро“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

МАЛИКОВА Э.М.

КУПРЕЕНКОВ В.А.