Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.09.2010 N Ф09-9195/09-С6 по делу N А50-7537/2009 Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации договора водопользования, об обязании зарегистрировать договор. Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что представленные документы не соответствуют водному законодательству, использование всей акватории водного объекта необоснованно, так как размещаемые объекты занимают меньшую площадь. Решение: Требование удовлетворено, поскольку акватория заявленной площади предоставлена крестьянско-фермерскому хозяйству для использования в рекреационных целях, заключение договора с единственным участником аукциона соответствует закону.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. N Ф09-9195/09-С6

Дело N А50-7537/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А.А.,

судей Купреенкова В.А., Семеновой З.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Камского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Камское водное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2010 по делу N А50-7537/2009 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании
принимал участие представитель:

крестьянско-фермерского хозяйства “Ашаеш“ - Гильфанов Ф.Ф. (доверенность от 16.12.2009 N 44), Мухарямов Р.Б. (доверенность от 16.12.2009 N 45);

Камского водного управления - Сициренко Н.В. (доверенность от 03.05.2010).

Крестьянско-фермерское хозяйство “Ашаеш“ в лице главы Гильфановой Р.Р. обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Камскому водному управлению о признании незаконным решения отдела водных ресурсов Камского водного управления, изложенного в письме от 20.01.2009 N 03/27, об отказе в государственной регистрации договора водопользования р. Ашаеш в государственном водном реестре и просило обязать отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского водного управления зарегистрировать договор водопользования р. Ашаеш в государственном водном реестре.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии Республики Башкортостан).

Решением суда от 05.06.2009 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.12.2009 (судья Столяров А.А., Мындря Д.И., Семенова З.Г.) судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Решением суда 29.03.2010 (судья Трефилова Е.М.) требования удовлетворены. Решение Камского водного управления об отказе в государственной регистрации договора водопользования р. Ашаеш в государственном реестре признано незаконным. На Камское водное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения и зарегистрировать договор водопользования р. Ашаеш в государственном водном реестре.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Камское водное управление просит судебные акты
отменить, ссылаясь на применение судами норм Водного кодекса Российской Федерации в редакции, не подлежащей применению, неполное выяснение обстоятельств дела и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что при рассмотрении данного дела подлежат применению ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 19.06.2007 N 102-ФЗ, действующих на момент объявления аукциона, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона“, Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов России от 22.08.2007 N 216. Исходя из указанных нормативных актов, заявитель считает, что предмет аукциона должен был определяться на основании заявления хозяйства “Ашаеш“, т.е. предметом аукциона должно являться право на заключение договора водопользования в целях рекреации, без размещения платформ на акватории водного объекта; при рассмотрении правомерности отказа от 20.01.2009 должны оцениваться только документы, находящиеся у Камского водного управления на момент данного отказа. Заявитель считает, что, поскольку на территории акватории предполагается размещение стационарных платформ, которые занимают 5,5% площади акватории водного объекта, предоставленной хозяйству “Ашаеш“ по договору водопользования, то необходимо обосновать использование акватории в остальной площади. По мнению заявителя, отсутствие такого обоснования может привести к неконтролируемому захвату рек, озер, прудов. При этом для размещения стационарных платформ заключение договора водопользования с проведением аукциона действующим законодательством не предусмотрено. Заявитель также указывает на то, что на государственную регистрацию договора водопользования не представлен договор субаренды
земельного участка и свидетельство о государственной регистрации права собственности главы хозяйства “Ашаеш“ на земельный участок площадью 80 033 кв. м. Кроме того, заявитель ссылается на нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона“ при подготовке и проведении аукциона и на несоответствие условий договора о целях водопользования и предмета аукциона.

В отзыве на кассационную жалобу крестьянско-фермерское хозяйство “Ашаеш“ ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами, крестьянско-фермерское хозяйство “Ашаеш“ в лице главы Гильфановой Р.Р. обратилось в Минэкологии Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в пользование акватории водного объекта - р. Ашаеш, расположенной в Республике Башкортостан, Илишевский район, площадью акватории 1,105 кв. км, протяженностью береговой зоны - 17 км. Водопользование предполагалось в целях рекреации, размещения плавучих средств, маломерных катеров и лодок, организации пляжа в летний период, срок использования объектов - 20 лет.

В соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, и.о. министра Минэкологии Республики Башкортостан издан приказ от 25.06.2008 N 280-п об объявлении аукциона на право заключения договора водопользования р. Ашаеш, Краснокамский и Илишевский районы.

Извещение о проведении аукциона опубликовано в газете Республики Башкортостан “Новая экономическая газета“ от 21 - 27 июня 2008 г. N 25.

Как следует из протокола N 8 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 19.08.2008, аукцион признан несостоявшимся
по причине участия в аукционе только одного участника - крестьянско-фермерского хозяйства “Ашаеш“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 15 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230, а не пункт 15 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

В соответствии с п. 15 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования между Минэкологии Республики Башкортостан и крестьянско-фермерским хозяйством “Ашаеш“ заключен договор водопользования от 02.10.2008 реки Ашаеш (приток р. Белой) в целях использования акватории в рекреационных целях, размещения сооружений и стоянки плавательных средств. Код и наименование водохозяйственного участка 00.00.00.000, код водного объекта КАС/ВОЛГА/1804/177/77. Площадь предоставляемой акватории 1,105 кв. км.

Указанный договор был представлен на регистрацию в Камское водное управление.

В письме от 20.01.2009 N 03/27 Камское водное управление отказало в регистрации договора в связи с тем, что комплект представленных документов не соответствовал требованиям действующего водного законодательства. По мнению регистрирующего органа, водопользование всей акватории водного объекта необоснованно, так как размещаемые объекты занимают всего 5,5% от общей площади акватории р. Ашаеш, в пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, необходимые для водопользования, оформленные в соответствии с гражданским и земельным законодательством, при предоставлении в пользование всей акватории р. Ашаеш не учтены цели и виды деятельности федерального государственного учреждения “ЭВОС“, которое занимается эксплуатацией инженерных защит Янгузнаратовской и Янзигитовской сельхознизин. Кроме того, регистрирующий орган указал на неправильный расчет платежной базы при начислении платы за пользование водным объектом, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764 “Об
утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности“, в связи с отсутствием технического обоснования всей площади акватории водного объекта.

Крестьянско-фермерское хозяйство “Ашаеш“, полагая, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды, удовлетворяя требования хозяйства “Ашаеш“, исходили из того, что основания отказа Камским водным управлением в регистрации договора водопользования не основаны на законе.

Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 данной статьи.

В соответствии со ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о
проведении аукциона“ установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Указанным Постановлением утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта.

В п. 5 названных Правил указано, что заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование представляется по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в нем указываются: сведения о заявителе; наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; цель и срок использования акватории водного объекта.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, а также перечень документов, прилагаемых к нему.

Договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке (п. 12 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе).

Как следует из материалов дела, на основании указанных нормативных актов приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 25.06.2008 N 280п объявлен открытый аукцион на право заключения
договора водопользования участком акватории р. Ашаеш (приток р. Белой) площадью 1,105 кв. км для использования в рекреационных целях и размещения плавательных средств, а также размещено соответствующее извещение.

Крестьянско-фермерским хозяйством “Ашаеш“ в лице главы Гильфановой Р.Р. в Минэкологии Республики Башкортостан направлено заявление о предоставлении в пользование указанной акватории водного объекта для целей рекреации, размещения плавательных средств, маломерных катеров и лодок, организации пляжа в летний период, с приложением необходимых документов, в том числе, графических материалов с отображением размещения объектов водопользования и пояснительная записка к ним (т. 2, л. д. 11, 12, 22), документов о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования - договор субаренды земель сельскохозяйственного назначения от 19.12.2008, заключенный между сельскохозяйственным производственным кооперативом “Агрофирма Маяк“ и крестьянско-фермерским хозяйством “Ашаеш“, на земельные участки общей площадью 350 га, в том числе площадью 17 га земли, прилегающие к р. Ашаеш в пределах до 50 м от уреза воды для рекреационных целей (т. 2 л. д. 45 - 47).

Из протокола N 8 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 19.08.2008 следует, что к участию в открытом аукционе допущен единственный участник - крестьянско-фермерское хозяйство “Ашаеш“, в связи с чем открытый аукцион признан несостоявшимся на основании п. 15 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе. Единственному участнику предложено заключить договор водопользования.

В соответствии с п. 12 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, договор водопользования, подписанный с крестьянско-фермерским хозяйством “Ашаеш“, направлен Минэкологии Республики Башкортостан на государственную регистрацию в Камское водное управление, которое, как установлено
судами, согласно Положению о ведении государственного водного реестра, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253, осуществляет ведение водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования.

В соответствии с п. 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными приказом МПР России от 22.08.2007 г. N 216, в случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, неправомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также отсутствия полномочий лиц, подписавших договор водопользования, органом регистрации направляется мотивированный отказ в государственной регистрации документов, представленных на государственную регистрацию.

Суды, проверив законность оснований отказа Камским водным управление решения в государственной регистрации договора водопользования, указали на то, что не может быть признан обоснованным отказ в регистрации договора по причине водопользования всей акватории водного объекта при том обстоятельстве, что площадь предполагаемого обустройства акватории (временные платформы места для размещения плавательных средств) занимают всего 5,5% от всей затребованной площади акватории р. Ашаеш.

Поскольку из заявки хозяйства “Ашаеш“, материалов аукциона, договора водопользования, заключенного по его результатам, а также иных документов, представленных в материалы дела, в частности договоров аренды и субаренды земельных участков, следует, что акватория в заявленной площади 1,105 кв. км предоставлена хозяйству “Ашаеш“ для использования в рекреационных целях, суды пришли к верному выводу о том, что в соответствии со ст. 11, 16 Водного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и
о проведении аукциона“, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 право пользования акваторией водного объекта должно оформляться путем заключения договора водопользования по результатам аукциона.

Кроме того, судами правильно отмечено, что в соответствии с п. 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории, указывается в заявлении, т.е. заявитель самостоятельно определяет эти параметры.

В связи с этим суды признали несостоятельными и доводы Камского водного управления о неверном установлении платежной базы, исчисленной из общей площади акватории водного объекта 1,105 кв. м, а не из фактически используемой - 0,060599 кв. м, а также о том, что Минэкологии Республики Башкортостан должно было выдать хозяйству “Ашаеш“ решение на размещение стационарных платформ, а не проводить аукцион.

В качестве подтверждения права на пользование хозяйством “Ашаеш“ земельным участком в районе береговой зоны в материалы дела представлены договор аренды земельного участка от 22.06.2008, заключенный между администрацией Илишевского района (арендодатель) и крестьянско-фермерским хозяйством “Ашаеш“ (арендатор), согласно которому арендатору в пользование предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 2 063 272 кв. м с кадастровым номером 02:27;16 01 02:0007, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, сельсовет Новомедведевский, в 4400 м по направлению на восток от с. Старотатышево, а также кадастровый паспорт данного земельного участка от 08.05.2008 N 227/08-03-1093 (т. 2, л. д. 1 - 7), договор субаренды земель сельскохозяйственного назначения от 19.12.2008, заключенный между сельским производственным кооперативом “Агрофирма “Маяк“, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 80 033 кв. м, с кадастровый номером 02:33:171001:67, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Краснокамский р-он, д. Янгузнарат, ул. Береговая, д. 1а.

При этом договоры аренды и субаренды были представлены хозяйством “Ашаеш“ при обращении с заявлением о предоставлении в пользование акватории водного объекта р. Ашаеш (т. 2 л. д. 11, 12).

Данные договоры оценены судами как подтверждение использования акватории р. Ашаеш для рекреации.

Судами также рассмотрены и отклонены как несостоятельные ссылки Камского водного управления на нарушения, допущенные при проведении аукциона на право водопользования акваторией р. Ашаеш.

Суды не усмотрели несоответствия в целях водопользования, указанных в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 19.08.2008 N 19 и в условиях договора водопользования, подписанного по результатам данного аукциона, а также признали, что заключение договора с единственным участником аукциона, заявка которого допущена к участию в торгах, соответствует п. 15 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.

Делая вывод о необоснованности решения Камского водного управления об отказе в государственной регистрации договора водопользования акватории р. Ашаеш, суды также приняли во внимание письмо Федеральной службы Нефтекамского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (в г. Нефтекамск, г. Агидель, г. Янаул, г. Дюртюли, Калтасинском, Краснокамском, Дюртюлинском, Илишевским, Янаульском районах) от 03.06.2009 N 797 (т. 1, л. д. 124), в котором указано, что крестьянско-фермерскому хозяйству “Ашаеш“ на основании экспертного заключения филиала федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан“ от 28.05.2008 N 326/08 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий использования реки Ашаеш в целях купания, занятия спортом, отдыха людей, а также отмечена целесообразность ведения единого руководства в целях сохранения санитарно-эпидемиологической ситуации в акватории названного водного объекта.

Ссылка Камского водного управления на то, что на момент подачи заявки на участие в открытом аукционе глава крестьянско-фермерского хозяйства “Ашаеш“ Гильфанова Р.Р. не имела права заниматься деятельностью, связанной с рекреацией и отдыхом людей, пляжным отдыхом, для целей которых предоставлялся водный объект, и данное обстоятельство должно послужить основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, судами отклонена. Как верно отмечено судами, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в государственной регистрации договора водопользования. При этом в материалы дела представлены доказательства о внесении в Единый государственные реестр индивидуальных предпринимателей соответствующих изменений в сведения о видах деятельности главы хозяйства “Ашаеш“ Гильфановой Р.Р.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, о том, что ни одна причина, указанная в письме Камского водного управления от 20.01.2009 N 03/27 в качестве основания для отказа в государственной регистрации права пользования водным объектом, не основана на нормах действующего законодательства, а обстоятельства, послужившие основаниями для такого отказа Камским водным управлением не доказаны. Таким образом, регистрирующий орган неправомерно отказал хозяйству “Ашаеш“ в регистрации договора водопользования, нарушив тем самым права крестьянско-фермерского хозяйства на водопользование в рекреационных целях при осуществлении предпринимательской деятельности.

При данных обстоятельствах решение об отказе хозяйству “Ашаеш“ в государственной регистрации договора водопользования р. Ашаеш обоснованно признано незаконным.

Применение ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ и от 19.06.2007 N 102-ФЗ, действовавших на момент обращения хозяйства “Ашаеш“ с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование и объявления аукциона, не приведет к принятию иного решения по данному спору, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, в редакции указанных законов, предоставление водных объектов для рекреационных целей должно производиться на основании договоров водопользования.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2010 по делу N А50-7537/2009 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Камского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

СЕМЕНОВА З.Г.