Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.09.2010 N Ф09-7601/10-С1 по делу N А47-1965/2010 Требование: Об отмене решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган указал, что обществом допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся во включении в договор поставки газа условия о применении штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного и суточного объема поставки газа. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку включение в договор дополнительных, не предусмотренных действующим законодательством коэффициентов, названных штрафом за потребление газа сверх договорного объема, является нарушением регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотреблением доминирующим положением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. N Ф09-7601/10-С1

Дело N А47-1965/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Слюняевой Л.В.,

судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2010 по делу N А47-1965/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

управления - Чирва М.С. (доверенность от 03.02.2010 N 460);

общества с ограниченной ответственностью “Оренбургская региональная компания по реализации газа“ (далее - общество, ООО “Оренбургрегионгаз“, заявитель) - Усков Е.Г. (доверенность от 30.11.2009 N
5).

ООО “Оренбургрегионгаз“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным п. 1 решения управления от 08.02.2010 по делу N 07-16-43/2009, которым общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением суда первой инстанции от 20.04.2010 (судья Чердинцева Г.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы управление указывает на ошибочность выводов судов об отсутствии злоупотребления доминирующим положением в действиях общества, выразившегося во включении в договор поставки газа от 07.09.2007 N 56-4-0130/08 условия, предусматривающего штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного и суточного объема поставки газа обществу. Как отмечает управление, п. 3.6 договора поставки газа установлены коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как следует из материалов дела, 07.09.2007 между обществом (поставщик) и колхозом “Мир“ (покупатель; далее - колхоз) заключен договор поставки газа N 56-4-0130/08.

Пунктом 3.6 указанного договора установлена обязанность покупателя при перерасходе газа сверх суточного договорного объема в течение суток поставки оплатить объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема
по наибольшей из стоимостей, рассчитанных с применением штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом. Также установлены штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного и суточного объема поставки в зависимости от периода, в котором произошло превышение договорного объема поставки газа.

В связи с тем, что заявитель применил штрафные санкции за перебор и недобор газа за 2008 г. и январь 2009 г. на сумму 192045,31 руб., 29.09.2009 колхоз обратился с жалобой на действия общества в антимонопольный орган.

ООО “Оренбургрегионгаз“ и колхоз 30.11.2009 заключили соглашение о расторжении договора поставки газа от 07.09.2007 N 56-4-0130/08.

Заявитель и колхоз 14.12.2009 заключили договор поставки газа N 56-4-0890/10, при этом в п. 3.4 договора стороны предусмотрели, что “при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного настоящим договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициентов: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

В связи с урегулированием спора о применении штрафных санкций за недобор и перебор газа колхоз 15.12.2009 обратился с заявлением в управление с просьбой прекратить рассмотрение дела.

Приказом руководителя управления от 27.11.2009 N 231 по заявлению колхоза возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 07-16-43/2009 по признакам нарушения обществом ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения материалов дела N 07-16-43/09 управлением принято решение от 08.02.2010 о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 1 резолютивной части решения управления общество признано нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции, что выразилось в ущемлении интересов колхоза путем включения в договор поставки газа условия, нарушающего установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (п. 3.6 договора).

Не согласившись с п. 1 решения антимонопольного органа, ООО “Оренбургрегионгаз“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта управления в данной части недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества нарушений антимонопольного законодательства.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом судов по следующим обстоятельствам.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.

В силу ст. 21 Закона о газоснабжении цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 “О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.

Газоснабжение согласно ст. 2 Закона о газоснабжении является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В силу положений ст. 8 Закона о
газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Как следует из п. 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила), положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.

Согласно п. 12 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

Из положений п. 15 и 17 Правил следует, что покупатель вправе отбирать газ в большем количестве, чем согласовано в договоре поставки. При этом стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличной от той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.

В соответствии с п. 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Пункт 3.6 договора поставки газа от 07.09.2007 N 56-4-0130/08
был сформулирован следующим образом: “При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком сверх суточного договорного объема в течение суток поставки покупатель оплачивает объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема по наибольшей из стоимостей, рассчитанных с применением штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом.

Штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема за месяц поставки устанавливаются: в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,5 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ, после пересчета по формуле п. 6.2. договора; в период с 16 сентября по 14 апреля в размере 3,0 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ, после пересчета по формуле п. 6.2. договора.

Штрафные коэффициенты за превышение суточного договорного объема за отдельные сутки поставки устанавливаются: в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,09 к стоимости газа, выбранного сверх суточного договорного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ, после пересчета по формуле п. 6.2. договора, с учетом коэффициентов, установленных п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации.

В случае внесения изменений в п. 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициента 1,1 за перерасход газа покупателем с 15 апреля по 15 сентября размер штрафного коэффициента вместо 1,09 устанавливается равным 1,2.

В случае внесения изменений в п. 17 Правил поставки газа в части увеличения применяемого коэффициента 1,1 за перерасход газа покупателем с 15 апреля по 15 сентября размер штрафной коэффициент применяться не будет“.

Таким образом,
указанным пунктом договора поставки газа предусматриваются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, установленную Правилами.

Тот факт, что названные суммы выставлялись обществом к оплате отдельно, правового значения для разрешения данного спора не имеет.

Из положений ст. 8, 18, 21, 23, 26 Закона о газоснабжении, п. 1, 5, 12, 15, 17 Правил следует, что включение в договор дополнительных по отношению к определенным п. 15 и 17 Правил коэффициентов, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема, является нарушением регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотреблением доминирующим положением путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора вопреки запретам, установленным ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2010 N 325/10, от 14.04.2009 N 15747/08.

При таких условиях суд кассационной инстанции полагает, что выводы антимонопольного органа относительно признания общества нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции являются обоснованными.

Следовательно, оснований для удовлетворения заявления общества о признании недействительным п. 1 решения управления от 08.02.2010 по делу N 07-16-43/2009 не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует отменить, в удовлетворении заявления общества - отказать.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2010 по делу N А47-1965/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по тому же делу отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Оренбургрегионгаз“ о признании недействительным п. 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 08.02.2010 отказать.

Председательствующий

СЛЮНЯЕВА Л.В.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.