Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.09.2010 N Ф09-7485/10-С5 по делу N А50-40260/2009 Требование: О взыскании платы за пользование вагонами. Обстоятельства: За простой вагонов на путях общего пользования в ожидании принятия их под погрузку на пути необщего пользования перевозчик начислил плату за пользование вагонами. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договором на подачу и уборку вагонов не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их простоя на путях общего пользования, размер такой платы сторонами не согласован.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. N Ф09-7485/10-С5

Дело N А50-40260/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Митиной М.Г.,

судей Сирота Е.Г., Черкасской Г.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2010 по делу N А50-40260/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель
открытого акционерного общества “Уралкалий“ (далее - общество “Уралкалий“) - Макушина И.В. (доверенность от 01.01.2010 N 188).

Общество “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу “Уралкалий“ о взыскании 6 549 942 руб. 90 коп. платы за пользование вагонами.

Решением суда от 31.03.2010 (судья Белокрылова О.В.) в удовлетворении исковых требовании отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 (судьи Лихачева А.Н., Соларева О.Ф., Назарова В.Ю.) решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество “РЖД“ просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела, правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 34 постановления от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“; нарушение судами ст. 431, 432, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39, 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав). Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о несогласовании сторонами размера платы за пользование вагонами, простаивающими на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Общество “РЖД“ указывает на то, что истцом и ответчиком при заключении договоров на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования от 11.12.2003 N 4/1, от 17.05.2006 N 4/2, от 01.11.2007 N 4/5, от 12.09.2005 N 4/6 вопрос о размере платы за пользование вагонами урегулирован путем согласования в п. 13 указанных договоров возможности применения к отношениям сторон Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N
2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.

Ответчик в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что считает доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельными, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом “РЖД“ (перевозчик) и обществом “Уралкалий“ (пользователь) заключены договоры на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества “Уралкалий“ от 11.12.2003 N 4/1, от 17.05.2006 N 4/2, от 01.11.2007 N 4/5, от 12.09.2005 N 4/6.

В декабре 2008 года на железнодорожных путях общего пользования станции Березники-Сортировочная в ожидании принятия под погрузку на пути необщего пользования ввиду занятости фронта погрузки находилось 998 вагонов, принадлежащих на праве собственности ответчику.

На основании ведомостей подачи и уборки вагонов общество “РЖД“ начислило обществу “Уралкалий“ за время нахождения вагонов ответчика на железнодорожных путях общего пользования плату в сумме 6 549 942 руб. 90 коп.

Поскольку от подписи ведомостей пользователь отказался, в подтверждение факта простоя вагонов перевозчиком составлены акты общей формы.

Ссылаясь на неисполнение обществом “Уралкалий“ обязанности по оплате времени нахождения вагонов, принадлежащих ответчику, на железнодорожных путях общего пользования, общество “РЖД“ на основании ст. 39, 62 Устава, ст. 309, 784, 791 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия
правовых оснований для возложения на ответчика ответственности в виде платы за пользование вагонами, рассчитанной на основании ст. 39 Устава.

Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из буквального толкования ст. 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу “РЖД“, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 34 постановления от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, в соответствии со ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами,
контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Проанализировав условия договоров на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования от 11.12.2003 N 4/1, от 17.05.2006 N 4/2, от 01.11.2007 N 4/5, от 12.09.2005 N 4/6 по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды установили, что взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими обществу “РЖД“, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования условиями договоров не предусмотрено.

Доказательств возложения на ответчика подобной обязанности на основании иных заключенных сторонами в установленном законом порядке договоров истцом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорные вагоны принадлежат на праве собственности ответчику, оснований для применения ст. 39 Устава и удовлетворения заявленных исковых требований у судов не имелось. Сам по себе факт составления актов общей формы не является доказательством наличия всех существенных условий для применения ст. 39 Устава.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2010 по делу N А50-40260/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 08.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МИТИНА М.Г.

Судьи

СИРОТА Е.Г.

ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.