Постановление ФАС Уральского округа от 27.09.2010 N Ф09-6606/10-С2 по делу N А76-341/2010-61-144 Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков в виде невозмещенного НДС. Обстоятельства: Управляющей организацией приобретались услуги у ресурсоснабжающих организаций по тарифам, утвержденным для населения и включающим НДС, возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот производилось ей за вычетом налога. Применение УСН лишило управляющую организацию права на возмещение НДС. Решение: Требование удовлетворено, так как плата за коммунальные услуги определена с учетом НДС, уплаченные организацией суммы налога являются ее расходами и подлежат возмещению.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. N Ф09-6606/10-С2
Дело N А76-341/2010-61-144
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Кангина А.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2010 по делу N А76-341/2010-61-144 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью “Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5“ (далее - общество) к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации Озерского городского округа (далее - управление социальной защиты населения), с участием в деле третьих лиц о взыскании убытков.
В судебном заседании приняла участие представитель общества - Лыгина М.А. (доверенность от 17.06.2010 N 8).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству финансов Российской Федерации, управлению социальной защиты населения с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации 491 111 руб. 71 коп. убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2006 г. на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“, Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны“, в виде невозмещенного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Определениями суда от 09.02.2010, 11.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, муниципальное унитарное предприятие “Дирекция Единого Заказчика“ Озерского городского округа, управление социальной защиты населения.
Определением суда от 29.04.2010 прекращено производство по делу в части исковых требований общества к управлению социальной защиты населения в связи с отказом истца от требований к данному ответчику.
Решением суда от 04.05.2010 (судья Тиунова Т.В.) исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 491 111 руб. 71 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Федина Г.А.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит названные решение и постановление отменить, ссылаясь на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода судов о неправомерности действий ответчика, поскольку Российская Федерация исполнила свое обязательство по перечислению в областной бюджет денежных средств для возмещения расходов на оплату льгот гражданам, следовательно, расходы истца не возмещены в связи с бездействием органов государственной власти Челябинской области. Заявитель жалобы также указывает на неправильное применение судами ст. 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что о нарушении своего права общество узнало не позднее 31.12.2006, поэтому срок исковой давности им пропущен.
Как следует из материалов дела, между муниципальным унитарным предприятием “Дирекция Единого Заказчика“ г. Озерска, управлением социальной защиты населения и обществом заключен договор от 28.04.2006 N 97/06 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с названными законодательными актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.2. договора управление социальной защиты населения обязано возмещать обществу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в соответствии с представленными отчетными документами и в пределах утвержденных лимитов бюджетного финансирования текущих расходов по реализации законодательных актов Российской Федерации пропорционально удельному весу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, каждой организации по отношению к суммарным аналогичным расходам всех организаций.
Расчет сумм расходов производится исходя из утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на соответствующие услуги. Суммы возмещения расходов определяются дополнительными соглашениями к договору. Отчетными документами, на основании которых производится перечисление сумм возмещения расходов, являются ведомости учета лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, сводные ведомости учета, дополнительные соглашения, счета-фактуры (раздел 3 договора).
Являясь управляющей организацией и приобретая услуги у ресурсоснабжающих организаций по тарифам, утвержденным для населения и включающим НДС, общество в 2006 г. предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан; в соответствии с условиями договора ежемесячно направляло управлению социальной защиты населения отчетные документы; возмещение расходов производилось ему за вычетом НДС.
Обществом и управлением социальной защиты населения подписан акт сверки от 30.12.2009, из которого следует, что к оплате принято 2 728 398 руб. 55 коп. по счетам-фактурам общества и не принят к оплате НДС в сумме 491 111 руб. 71 коп.
Полагая, что применение упрощенной системы налогообложения лишает общество права на возмещение НДС из бюджета, оно обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суды исходили из обоснованности требований.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Соответственно, они не обладают правом на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета (ст. 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заключая в качестве управляющей организации договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, общество выступает в имущественном обороте в интересах собственников многоквартирного дома и оплачивает предназначенные жильцам услуги по утвержденным для населения тарифам.
Общество не представляет соответствующих деклараций и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с предоставлением указанных услуг.
Поскольку истец использует специальный налоговый режим, он вправе требовать возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в полном объеме.
Правоотношения сторон, связанные с возмещением расходов, регулируются гражданским законодательством.
Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных расходов, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация расходов, возникших у организаций в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.
Постановлением главы г. Озерска от 30.12.2004 N 2434 установлен размер платы за жилое помещение в г. Озерске с 01.01.2005, в нее включены налоги в соответствии с действующим законодательством. Плата за коммунальные услуги также определена с учетом НДС.
Уплаченные истцом суммы НДС являются его расходами.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, суды правомерно взыскали с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества 491 111 руб. 71 коп. убытков в виде невозмещенного НДС.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что он выполнил свои обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Довод о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным за 2006 г. требованиям был предметом рассмотрения судами и отклонен как ошибочный со ссылкой на ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении права на получение компенсации за предоставленные в 2006 г. льготы истец мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2007, исковое заявление направлено им в арбитражный суд по почте 31.12.2009 в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2010 по делу N А76-341/2010-61-144 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
АРТЕМЬЕВА Н.А.
Судьи
КАНГИН А.В.
МЕНЬШИКОВА Н.Л.