Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.09.2010 N Ф09-7458/10-С1 по делу N А47-11366/2009 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: Поставщик газа признан нарушившим закон ввиду включения в договор поставки газа дополнительных коэффициентов по отношению к установленным Правилами поставки газа в РФ, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны нарушение регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотребление поставщиком доминирующим положением на рынке путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 г. N Ф09-7458/10-С1

Дело N А47-11366/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Слюняевой Л.В.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2010 принято по делу N А47-11366/2009, а не N А47-11336/2009.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - управление, антимонопольный орган) и общества с ограниченной ответственностью “Имка-М“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2010 по делу N А47-11336/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по указанному делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

управления -
Колодина А.Ю. (доверенность от 13.01.2010 N 58);

общества с ограниченной ответственностью “Оренбургская региональная компания по реализации газа“ (далее - компания) - Усков Е.Г. (доверенность от 30.11.2009 N 5).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Компания обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании недействительными решения и предписания от 28.10.2009 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-16-41/2009.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.

Решением суда от 27.04.2010 (судья Александров А.А.) заявление компании удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационных жалобах общество и управление просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов об отсутствии злоупотребления доминирующим положением в действиях компании, выразившихся во включении в условия договора от 07.09.2007 N 56-4-0378/08 штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного и суточного объема поставки газа обществу.

Как следует из материалов дела, 07.09.2007 между компанией (поставщик) и обществом (покупатель) заключен договор поставки газа N 56-4-0378/08 со сроком действия по 31.12.2012.

Пунктом 3.6 указанного договора установлена обязанность покупателя при перерасходе газа сверх суточного договорного объема в течение суток поставки оплатить объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема по наибольшей из стоимостей, рассчитанных с применением
штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом. Также установлены штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного и суточного объема поставки в зависимости от периода, в котором произошло превышение договорного объема поставки газа.

Направленные обществом в адрес компании протокол разногласий от 16.07.2009 N 100/1-19 и дополнительное соглашение к договору от 04.08.2009 N 116 возвращены последней письмами от 20.07.2009 и от 05.08.2009 с указанием на отсутствие оснований для внесения в действующий договор изменений.

Считая содержащееся в п. 3.6 договора условие не соответствующим антимонопольному законодательству, общество обратилось с жалобой в антимонопольный орган.

Приказом руководителя антимонопольного органа от 09.10.2009 N 198 по заявлению общества на основании докладной записки от 09.10.2009 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 07-16-41/2009 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

По итогам рассмотрения материалов дела N 07-16-41/09 управлением принято решение от 28.10.2009, которым компания признана нарушившей требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, компании решено выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего исключить из договора от 07.09.2007 N 56-4-0378/08 условия, устанавливающие штрафные коэффициенты за превышение договорного объема газа, а также направить всем контрагентам предложения о внесении изменений в договоры поставки газа в части исключения из них условий, устанавливающих указанные штрафные коэффициенты на весь период действия договора, в случае наличия таких условий, материалы дела N 07-16-41/2009 решено передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.

Также 28.10.2009 компании антимонопольным органом выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Не согласившись с указанными ненормативными актами, компания обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях компании нарушений антимонопольного законодательства.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом судов по следующим обстоятельствам.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.

В силу ст. 21 Закона о газоснабжении цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 “О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.

Газоснабжение согласно ст. 2 Закона о газоснабжении является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В силу положений ст. 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками
и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Как следует из п. 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила), положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.

Согласно п. 12 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

Из положений п. 15 и 17 Правил следует, что покупатель вправе отбирать газ в большем количестве, чем согласовано в договоре поставки. При этом стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличной от той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.

В соответствии с п. 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Пунктом 3.6 указанного договора установлена обязанность покупателя при перерасходе газа сверх суточного договорного объема в течение суток поставки оплатить объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема по наибольшей из
стоимостей, рассчитанных с применением штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом. Также установлены штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного и суточного объема поставки в зависимости от периода, в котором произошло превышение договорного объема поставки газа.

Штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема за месяц поставки установлены: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, выработанного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после пересчета по формуле, определенной в п. 6.2 договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 3.0 к стоимости газа, выработанного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после пересчета по формуле, определенной в п. 6.2 договора.

Штрафные коэффициенты за превышение суточного договорного объема за отдельные сутки поставки установлены: в период с 15 апреля по 15 сентября - в размере 1,09 к стоимости газа, выработанного сверх суточного договорного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после пересчета по формуле, определенной в п. 6.2 договора, с учетом коэффициентов, установленных п. 17 Правил.

В случае внесения изменения в пункт 17 Правил в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 за перерасход газа покупателем определен размер штрафного коэффициента вместо 1,09 равный 1,2.

Указанным договором предусматриваются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, установленную Правилами.

Тот факт, что названные суммы выставлялись обществом к оплате отдельно, правового значения для разрешения данного спора не имеет.

Из положений статей 8, 18, 21, 23,
26 Закона о газоснабжении, пунктов 1, 5, 12, 15, 17 Правил следует, что включение в договор дополнительных по отношению к определенным пунктами 15 и 17 Правил коэффициентов, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема (с 15 апреля до 15 сентября - 1,9; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5), является нарушением регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотреблением доминирующим положением путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора вопреки запретам, установленным ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2010 N 325/10, от 14.04.2009 N 15747/08.

При таких условиях суд кассационной инстанции полагает, что выводы антимонопольного органа, изложенные в решении от 28.10.2009 о нарушении компанией требований, установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются обоснованными.

Следовательно, оснований для удовлетворения заявления компании об отмене оспариваемых ненормативных актов не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует отменить, в удовлетворении заявления компании - отказать.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2010 по делу N А47-11336/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по указанному делу отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Оренбургрегионгаз“ о признании недействительными и отмене решения Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области от 28.10.2009 по делу N 07-16-41/2009 отказать.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

СЛЮНЯЕВА Л.В.