Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2010 N Ф09-7655/10-С4 по делу N А50-42863/2009 Требование: О взыскании за счет средств казны РФ и казны субъекта РФ убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров. Обстоятельства: Выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров по федеральным, региональным и муниципальным социальным проездным документам не компенсированы. Решение: Требование удовлетворено, так как льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, выделенные бюджетами денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. N Ф09-7655/10-С4

Дело N А50-42863/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лиходумовой С.Н.,

судей Дядченко Л.В., Шершон Н.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 по делу N А50-42863/2009 Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2009 по иску предпринимателя Кирсанова А.И. (далее - предприниматель) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, третьи лица: муниципальное учреждение “Городское управление пассажирского транспорта“, Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Министерство социального развития Пермского
края, Департамент финансов администрации г. Перми, о взыскании 1 979 722 руб.

В судебном заседании приняли участие представители:

предпринимателя - Жихарева А.В. (доверенность от 21.01.2010), Минина Ю.А. (доверенность от 21.01.2010);

Министерства финансов Российской Федерации - Михалев Е.А. (доверенность от 11.01.2010 N 01-06-08/83);

Управления федерального казначейства по Пермскому краю - Михалев Е.Н. (доверенность от 07.04.2010 N 12-18/52);

Министерства финансов Пермского края - Микова С.А. (доверенность от 29.12.2009);

Департамента финансов администрации г. Перми - Мурина Н.В. (доверенность от 11.01.2010 N 06-01/02-6);

Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми - Полевой В.А. (доверенность от 13.08.2010);

Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края - Ястребова И.Е. (доверенность от 01.09.2010).

Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерству финансов Пермского края о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков, понесенных истцом в 2006 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам, в размере 359 138 руб., о взыскании за счет казны Пермского края убытков, понесенных истцом в 2006 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров в размере 1 392 186 руб. (с учетом уточнений требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение “Городское управление пассажирского транспорта“, Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Министерство социального развития
Пермского края, Департамент финансов администрации г. Перми.

Определением суда от 05.03.2010 произведена замена ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; ответчика - Министерства финансов Пермского края на надлежащего ответчика - Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края.

Решением суда от 26.04.2010 (судья Овчинникова С.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя взыскано 359 138 руб. убытков и 4152 руб. 61 коп. в возмещение расходов по госпошлине по иску, с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края в пользу предпринимателя взыскано 1 392 186 руб. убытков и 16 104 руб. 01 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Ясикова Е.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе предприниматель просит оставить в силе решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о том, что реальный ущерб истца от перевозки льготных категорий пассажиров в 2006 г. был полностью компенсирован путем перечисления денежных средств, полученных от реализации социальных проездных документов, а также о том, что поскольку деятельность перевозчика являлась рентабельной, то публично-правовое образование освобождено от выполнения расходных обязательств по возмещению убытков, понесенных перевозчиком при перевозке льготных категорий граждан, основаны на неверном толковании ст. 15,
16, п. 5 ст. 790, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что убытки истца представляют собой разницу между фактически перечисленными ему денежными средствами от реализации социальных проездных документов и суммой денежных средств, которые истец должен был бы получить от перевозки льготных категорий граждан по установленному тарифу, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о необоснованности представленного истцом расчета понесенных убытков не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предприниматель также полагает неправильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду недоказанности противоправного поведения ответчиков, считает, что противоправное поведение ответчиков выражено в том, что Российская Федерация и Пермский край в 2006 г. не обеспечили в необходимом объеме финансирование мероприятий, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг населению, и не проконтролировали целевое использование предоставленных на эти цели субвенций. Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что к спорным правоотношениям судом апелляционной инстанции применен неподлежащий применению Порядок определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения в 2006 г., утвержденный постановлением администрации г. Перми от 29.03.2006 N 398 и не предусматривавший компенсацию перевозчикам убытков (так называемых “выпадающих доходов“) от перевозки льготных категорий граждан; в то же время судом не применен подлежащий применению п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Пермскому краю просят оставить без изменения
постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что переданные из федерального бюджета в бюджет Пермской области субвенции и денежные средства бюджета самого субъекта Российской Федерации распределены в полном объеме между муниципальными районами Пермской области; фактическое получение средств в размере 29 765 000 руб. в целях осуществления компенсации расходов на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации подтверждается материалами дела.

Министерство финансов Пермского края в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая, что все недополученные истцом доходы компенсированы в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в 2006 г. предприниматель предоставлял услуги по перевозке на автомобильном транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении на основании договора от 01.09.2004 N 04-168, заключенного с Комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми, который действовал до 01.04.2006, и на основании договора от 01.08.2006 N 179-06, заключенного с Комитетом по транспорту администрации г. Перми (правопреемником которого является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми).

При осуществлении перевозок в соответствии с требованиями законодательства и условиями договоров предприниматель предоставлял отдельным категориям пассажиров льготы, установленные Федеральным законом “О ветеранах“, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 “О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области“, Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 N 15 “О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области“.

Согласно условиям названных договоров выпадающие доходы перевозчика от
перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов подлежали компенсации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5.3 договора от 01.09.2004 N 04-168, п. 6.3 договора от 01.08.2006 N 179-06).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не статья 1096.

Полагая, что убытки, понесенные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по социальным проездным документам на транспорте общего пользования, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны Пермского края предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании ст. 15, 309, 393, 790, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что по его расчету он недополучил доходы от перевозки льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам в сумме 359 138 руб., по региональным и муниципальным социальным проездным документам 1392 186 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов подтверждены материалами дела и расчетом истца как и неисполнение Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Пермского края обязанностей по обеспечению исполнения федерального бюджета и возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта. Наличие вины Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Пермского края выражено в том, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан в виде предоставления им права бесплатного проезда по социальным проездным документам они как государственные органы власти федерального и регионального уровня не создали систему, реализующую на практике право перевозчика на полное возмещение его убытков, соответственно, в бюджеты федерального и регионального уровня не были заложены необходимые для этого
средства. При этом сам по себе факт выделения ответчиками субвенций на обеспечение равной доступности транспортных услуг и факт того, что организатор перевозок (г. Пермь) не довел до перевозчика указанные денежные средства, по мнению суда первой инстанции, не может являться основанием для освобождения ответчиков в лице финансовых органов от ответственности, поскольку доказательств достаточности выделенных денежных для компенсации выпадающих доходов всех перевозчиков, осуществляющих перевозки на территории г. Перми, ответчиками не представлено.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что в результате реализации мероприятий, предусмотренных Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 N 15 и постановлением администрации г. Перми от 29.03.2006 N 398, реальный ущерб предпринимателя и неполученные им от перевозки льготников в 2006 г. доходы были полностью компенсированы, поскольку каждый перевозчик, в том числе и истец, получил свою долю выручки от реализации социальных проездных документов, а также истец получил из местного бюджета компенсацию убытков по нерентабельным маршрутам. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не доказано, что при отсутствии льготных категорий пассажиров уровень рентабельности его деятельности мог быть выше компенсированного, а поскольку убытки от нерентабельных маршрутов истцу компенсированы из местного бюджета, заявленный иск лишен правовых и фактических оснований. Требований о взыскании упущенной выгоды истец не заявляет, ее размер не доказан.

Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными. Судом апелляционной инстанции неправильно применены ст. 15, 16, 1069, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учтены положения ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“.

Согласно п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других
обстоятельств.

В силу ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“, ст. 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежали компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

В Пермской области в 2006 г. действовали законы “О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж“, “О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области“, “О социальной поддержке лиц, имеющих почетное звание “Почетный гражданин Пермского края“.

Перечисленные нормы федерального и регионального законодательства предусматривали обязанность Российской Федерации и Пермского края нести расходные обязательства по мерам социальной поддержки перечисленных в законах категорий граждан.

Законами Пермской области о социальной поддержке, принятыми с целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% в порядке и по цене, установленным нормативным правовым актом губернатора области. Согласно п. 1 ст. 7 указанного Закона установленные им меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Пермского края.

Согласно Указу Губернатора Пермской области “О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области“ от 02.02.2005 N 15 социальные проездные документы на территории Пермской области вводятся в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также на трудовую пенсию по старости, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермской области. Названным
Указом утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условия проезда по ним на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области, которым установлен также порядок прохождения денежных средств, поступивших от реализации социальных проездных документов, стоимость социальных проездных документов на территории области.

Во исполнение п. 2.2 Указа губернатора N 15 от 02.02.2004 приняты Инструкция о порядке оформления и реализации социальных проездных документов и Инструкция о порядке проезда отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, утвержденные приказом Министра социального развития Пермского края от 29.06.2005 N 245.

В соответствии с п. 4 Указа N 15 от 02.02.2005 Комитет по транспорту и связи аппарата администрации Пермской области разработал методику распределения денежных средств от реализации социальных проездных документов операторам, оказывающим услуги по организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на период с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Согласно перечисленным нормативным документам социальные проездные документы каждого вида (федеральный, региональный, муниципальный) изготавливались и распространялись Пермским областным фондом социальной поддержки населения. Денежные средства, вырученные от реализации каждого вида социальных проездных документов, распределялись Пермским областным фондом социальной поддержки населения между операторами.

В свою очередь муниципальное учреждение “Горпассажиртранс“, являющееся оператором по распределению средств от реализации социальных проездных документов на территории г. Перми, распределяло поступающие денежные средства между перевозчиками пропорционально их доле (проценту) к выручке от реализации каждого вида (федеральный, региональный, муниципальный) проездного документа.

В соответствии с п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судами установлено, что перечисленные из федерального бюджета средства в виде субвенций в сумме 27 009 000 руб., а также из областного бюджета в сумме 2 756 000 руб. в 2006 г. были доведены до бюджета г. Перми.

По состоянию на 01.01.2007 выделенные из бюджетов Российской Федерации и Пермского края денежные средства не были израсходованы полностью муниципальным образованием.

Из материалов дела также усматривается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предприниматель в 2006 г. осуществлял пассажирские перевозки на автомобильном транспорте на регулярных автобусных маршрутах г. Перми с предоставлением льготным категориям граждан бесплатного проезда, и что им были получены денежные средства от реализации социальных и льготных проездных документов и денежные средства из местного бюджета в виде компенсации убытков от нерентабельных маршрутов.

Денежные средства, выделенные из федерального и из областного бюджетов в сумме 29 067 499 руб. в 2006 г. не были доведены до перевозчиков, а были выплачены им за 2008 г. и 2009 г., в бюджете г. Перми в настоящее время не имеется денежных средств для выплаты истцу убытков от предоставления услуг по перевозке льготных категорий граждан за 2006 г.

Поскольку средства из федерального и областного бюджетов не были доведены до перевозчика, который понес расходы по предоставлению льгот, предъявленные истцом расходы в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.

Представленный предпринимателем расчет убытков основан на следующих показателях: общее количество проданных льготных проездных документов на территории субъекта (отдельно по федеральным, региональным и муниципальным документам), стоимость одной поездки, количество поездок по одному проездному документу в месяц по каждому виду документов (по данным обследования пассажиропотока, утвержденным председателем муниципального комитета по транспорту), общие доходы от реализации социальных проездных документов и доходы по каждому виду документов. При этом общее количество реализованных социальных проездных документов и выручка от их реализации на территории г. Перми, доля истца в выручке от продажи социальных проездных документов за 2006 год и размеры денежных средств, полученных предпринимателем, соответствуют данным оператора - муниципального учреждения “Городское управление пассажирского транспорта“ и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

На основании перечисленных показателей истцом определен размер понесенных убытков как разница между фактически перечисленными ему денежными средствами от реализации социальных проездных документов и суммой денежных средств, которые истец должен был бы получить от перевозки льготных категорий граждан по установленному тарифу (то есть как разница между нормативной ценой одного проездного документа и его фактической стоимостью).

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансированию этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в городском и пригородном транспорте являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, при этом выделенные федеральным и областным бюджетом денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления таких льгот, то есть незаконное бездействие ответчиков повлекло возникновение убытков по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на полное их возмещение за счет ответчиков независимо от рентабельности работы перевозчика.

Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п. 18 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Таким образом, исковые требования предпринимателя о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края убытков в заявленной сумме удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09.

С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2010 подлежит отмене, решение Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2010 - оставлению в силе.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные истцом на оплату госпошлины по кассационной жалобе, подлежат распределению между ответчиками.

Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 по делу N А50-42863/2009 Арбитражного суда Пермского края отменить.

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.04.2010 по делу N А50-42863/2009 оставить в силе.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя Ф.И.О. 410 руб. в возмещение расходов по госпошлине по кассационной жалобе.

Взыскать с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края в пользу предпринимателя Ф.И.О. 1590 руб. в возмещение расходов по госпошлине по кассационной жалобе.

Председательствующий

ЛИХОДУМОВА С.Н.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

ШЕРШОН Н.В.