Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2010 N Ф09-7441/10-С1 по делу N А76-6365/2010-56-219 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ за непредставление деклараций об объемах производства, оборота и использования алкогольной и спиртосодержащей продукции. Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент окончания срока подачи деклараций их прием налоговыми органами был прекращен, а срок подачи деклараций в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не наступил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. N Ф09-7441/10-С1

Дело N А76-6365/2010-56-219

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Минина С.Д.,

судей Поротниковой Е.А., Слюняевой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 по делу N А76-6365/2010-56-219.

В судебном заседании принял участие представитель управления - Кобелев А.А. (доверенность от 13.09.2010 N 48).

Общество с ограниченной ответственностью “Бонгида“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от
17.03.2010 N ЧО-018-О-Ю-/ЮЛ о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 17.05.2010 (судья Худякова В.В.) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, указывает на наличие у общества обязанности по представлению соответствующей декларации с 10.11.2009 на бумажном носителе и в электронном виде, в том числе, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Как следует из материалов дела, заместителем начальника отдела контроля и надзора за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции управления 11.02.2010 вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования.

По результатам административного расследования управлением в отношении общества составлен протокол от 04.03.2010 N ЧО-018-О-Ю-/ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 Кодекса, в котором указано, что общество уклонилось от подачи декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларация об объемах) за 4-й квартал 2009 г. по формам 5, 6, 7 к Положению о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение о предоставлении деклараций) как на бумажном носителе, так и в электронном виде
по месту нахождения организации: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Степана Разина, д. 39.

На основании протокола об административном правонарушении управлением вынесено постановление от 17.03.2010 N ЧО-018-О-Ю-/ЮЛ о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса, в виде наложения административного штрафа в сумме 30 000 руб.

Полагая, что указанное постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса.

Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Из п. 4, 5 Положения о предоставлении деклараций следует, что декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4-й квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Организация представляет декларации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, а организация, состоящая на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, представляет декларации также и в указанную инспекцию.

Абзацем 1 п. 6 Положения о предоставлении деклараций установлено, что декларации представляются на бумажном носителе и в электронном
виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ст. 15.13 Кодекса уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 26, вступившим в силу с 02.02.2010, в Положение о предоставлении деклараций были внесены изменения.

Изменения, утвержденные названным постановлением, коснулись порядка представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу п. 4, 5 Положения о предоставлении деклараций (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 26) декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4-й квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему
обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.

Таким образом, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 26, то есть с 02.02.2010, вышеназванные декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а не в Федеральную налоговую службу.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N 810 “Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы“ с 10.11.2009 налоговые органы прекратили прием деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При названных обстоятельствах, учитывая, что с 10.11.2009 налоговые органы прием деклараций об объемах не осуществляют, а в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка подача таких деклараций предусмотрена не ранее 02.02.2010, суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса, наличии правовых оснований для признания постановления от 17.03.2010 N ЧО-018-О-Ю-/ЮЛ незаконным и его отмены.

Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 по делу N А76-6365/2010-56-219 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

МИНИН С.Д.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

СЛЮНЯЕВА Л.В.