Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 20.09.2010 N Ф09-6941/10-С5 по делу N А76-171/2010-27-245 Требование: О взыскании штрафа за простой вагонов. Обстоятельства: Допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов. Начисленный перевозчиком штраф не оплачен. Решение: Требование удовлетворено, поскольку сверхнормативный простой вагонов подтвержден, размер санкции уменьшен, так как он существенно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2010 г. N Ф09-6941/10-С5

Дело N А76-171/2010-27-245

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вербенко Т.Л.,

судей Митиной М.Г., Гайдука А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Южно-Уральская железная дорога“ (далее - общество “РЖД“) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2010 по делу N А76-171/2010-27-245.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество “РЖД“ в лице филиала
“Южно-Уральская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу “Магнитогорский металлургический комбинат“ (далее - общество “ММК“) о взыскании 195 200 руб. штрафа, начисленного за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, на основании ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).

Решением суда от 07.05.2010 (судья Сафронов М.И.) исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества “ММК“ в пользу общества “РЖД“ штраф в размере 130 133 руб. 33 коп. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе общество “РЖД“ просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и полагает, что у суда не имелось оснований для уменьшения размера неустойки. Заявитель кассационной жалобы указывает, что размер штрафа за задержку вагонов конкретной группы должен сопоставляться с теми суммами, на которые общество “РЖД“ вправе рассчитывать при непосредственной эксплуатации в сфере перевозочной деятельности. Общество “РЖД“ полагает, что судом дана неверная правовая оценка письму Федеральной службы по тарифам России от 15.02.2007 N ЕВ-862/10, представленное ответчиком экспертное заключение не может быть признано допустимым доказательством по данному делу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (дорога) и ответчиком (ветвевладелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от 25.07.2000 N 5/12, в соответствии с условиями которого сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на пути парков “A“, “C“, “B“ станции Магнитогорск-Грузовой и на 1 - 7 пути
станции Куйбас, дальнейшее продвижение вагонов со станции Магнитогорск-Грузовой производится локомотивом ветвевладельца со станции Куйбас на станцию Рудная-1 ММК локомотивом дороги и далее локомотивом ветвевладельца.

Параграфом 8 названного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: с 15 апреля по 15 октября для вагонов с одной грузовой операцией - 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов; с 16 октября по 14 апреля для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.

Общество “РЖД“ на основании ведомостей подачи и уборки вагонов за декабрь 2008 г. - февраль 2009 г. начислило обществу “ММК“ штраф в сумме 195 200 руб. за нарушение сроков оборота вагонов. Отказ общества “ММК“ от добровольной уплаты штрафа послужил основанием для обращения общества “РЖД“ в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что согласно имеющимся в материалах дела ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100 Устава. Суд признал правомерным расчет истцом штрафа в сумме 195 200 руб. При этом уменьшая сумму штрафа до 130 133 руб. 33 коп., арбитражный суд применил к спорным правоотношениям ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что сумма штрафа, начисленная истцом, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства ответчиком.

Выводы суда о наличии оснований для уменьшения законной неустойки соответствуют действующему
законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.

При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства: цена товаров, работ, услуг; сумма договора (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“).

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 36 постановления от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств суд вправе в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

Аналогичная позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 17-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса законодательного собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Оценив в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, представленные в материалах дела доказательства (в том числе, письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10) и приняв во внимание, что размер предъявленного ко взысканию штрафа существенно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суд первой инстанции правильно установил, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.

При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, арбитражный суд правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизил размер штрафа, взыскав с ответчика в пользу истца 130 133 руб. 33 коп.

В связи с изложенным довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется.

Иные доводы заявителя жалобы также подлежат отклонению, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Решение принято судом на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.08.2010 заявителю было предложено представить в суд кассационной инстанции доказательства уплаты государственной пошлины в сумме 2000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Поскольку указанные документы представлены не были, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2010 по делу N А76-171/2010-27-245 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи

МИТИНА М.Г.

ГАЙДУК А.А.