Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2010 N Ф09-7225/10-С1 по делу N А34-1813/2010 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за оказание услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку горячая вода подается в недостаточном количестве и со значительными перерывами, давление в трубопроводе на вводе в дом ниже нормативного, общество несет ответственность за качество коммунального ресурса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 г. N Ф09-7225/10-С1

Дело N А34-1813/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-1813/2010.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции -
Иванов А.С. (доверенность от 11.01.2010 N 1);

открытого акционерного общества “Курганская генерирующая компания“ (далее - общество) - Ионов А.В. (доверенность от 03.02.2010 N 38).

Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 24.03.2010 N 80 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 04.06.2010 (судья Губанова Е.И.) заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса, материалами дела доказана.

Как следует из материалов дела, в инспекцию 12.02.2010 поступила жалоба от жильца дома N 20 по ул. Белинского в г. Кургане на отсутствие горячей воды в квартире в течение 8 месяцев. В жалобе также указано, что давление отсутствует, вода периодически течет тонкой струей, затем снова кончается, в подвале стоит вода, в подъезде запах.

В связи указанной жалобой инспекцией в период с 09.03.2010 по 15.03.2010 на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.03.2010 N 0000307 отношении заявителя проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю по дому N 20 по ул. Белинского в г. Кургане.

Инспекционной проверкой выявлены нарушения п. 5.3.1, 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170; п. 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N
307; п. 4.12., 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги“; п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, а именно: в квартирах 6 - 9 этажей услуга по горячему водоснабжению предоставляется с нарушением законодательства; в точки разбора воды квартир 6 - 9 этажей горячая вода подается в количестве, недостаточном для бытового потребления и со значительными перерывами; со слов жильцов с октября 2009 услуга по ГВС предоставляется низкого качества: слабым напором или горячая вода отсутствует по нескольку дней; на момент проведения проверки 09.03.2010 в 10 ч. 40 мин. в квартире N 102 (7 этаж) из крана в ванной горячая вода подавалась в незначительных количествах (тонкой струей). В подвале дома давление в трубопроводе ГВС на вводе в дом составило 2,75 атм. При нормативном 4,2 атм. согласно СНиП.

Замеры давления производились манометром МПЗ-Уф, дата поверки - сентябрь 2009 г. с периодичностью поверки - 1 год, установленном во врезке в систему ГВС на вводе в дом.

Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 15.03.2010 N 478.

По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 15.03.2010 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 24.03.2010 N 80 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.

Считая указанное постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности инспекцией в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Статья 7.23 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня
или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

К числу коммунальных услуг в соответствии с п. 6 указанных Правил отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 данных Правил).

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором. В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Требования к качеству подачи горячей воды в жилые дома предусмотрены п. 5.3.1., 5.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН N 170).

В силу п. 5.3.1 ПиН N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.

Из п. 5.3.5. ПиН N 170 следует, что давление в системе следует поддерживать 0,05 - 0,07 Мпа (0,5 - 0,7 кгс/см) выше статического давления. Водонагреватели и трубопроводы должны быть постоянно наполненными водой.

В соответствии с п. 4.12, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению
электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг).

Из материалов дела следует, что общество в 2006 г. зарегистрировано в качестве юридического лица и действует на основании устава.

В соответствии с п. 3.1, 3.2 устава общество с целью получения прибыли осуществляет, в том числе, деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии по установленным тарифам.

Решением Курганской городской Думы от 25.11.2009 N 310 “Об установлении с 1 января 2010 года тарифа на горячую воду и определении размера платы за отопление и горячее водоснабжение для потребителей услуг ОАО “Курганская генерирующая компания“ в жилищном секторе (многоквартирных и жилых домах) на территории муниципального образования города Кургана“ установлены ставки платы за отопление и горячее водоснабжение для населения, являющегося потребителем услуг общества в жилищном секторе на территории муниципального образования г. Кургана.

Согласно материалам дела обществом взимается с жильцов дома N 20 по ул. Белинского в г. Кургане плата за горячее водоснабжение по установленным указанным нормативным правовым актом ставкам.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии фактических договорных отношений между обществом и жильцами дома по возмездному оказанию коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Пунктом 7 Правил оказания коммунальных услуг предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой
энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Поскольку в данном случае общество является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников помещений оплату за поставляемую горячую воду, то оно несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.

При таких обстоятельствах субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса, в данном случае является общество.

В связи с чем, вывод суда об отсутствии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения основан на ошибочном толковании норм материального права и представленных в материалы дела доказательствах.

Вывод суда о недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса, также является необоснованным.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что
обществом принимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм обеспечения населения коммунальными услугами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного в действиях заявителя присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса.

В связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого постановления инспекции незаконным и его отмены.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования не может являться законным и подлежит отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судом установлены достаточно полно, однако вывод суда о недоказанности инспекцией наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения основан на неверном толковании норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 24.03.2010 N 80.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2009 по делу N А50-32735/2009 отменить.“ имеется в виду “решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2010 по делу N А34-1813/2010 отменить.“.

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2009 по делу N А50-32735/2009 отменить.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества “Курганская генерирующая компания“ о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области от 24.03.2010 N 80 о привлечении открытого акционерного общества “Курганская генерирующая компания“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб., отказать.

Председательствующий

ЛИМОНОВ
И.В.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ПОРОТНИКОВА Е.А.