Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.09.2010 N Ф09-6457/10-С6 по делу N А76-14979/2009-65-379/233 Требование: Об исключении земельных участков из состава лесного фонда, прекращении права собственности РФ на них. Обстоятельства: Орган местного самоуправления полагал, что право федеральной собственности на спорные земельные участки зарегистрировано неправомерно. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент государственной регистрации права собственности РФ спорные участки входили в состав национального парка, земли которого отнесены к категории земель особо охраняемых территорий федерального значения, срок исковой давности пропущен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2010 г. N Ф09-6457/10-С6

Дело N А76-14979/2009-65-379/233

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Семеновой З.Г., Смирнова А.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Саткинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 по делу N А76-14979/2009-65-379/233 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Прокуратуры
Свердловской области - Войкова О.А. (удостоверение N 085426);

федерального государственного учреждения “Национальный парк “Зюраткуль“ (далее - учреждение “Национальный парк “Зюраткуль“) - Брюханов А.В. (директор, приказ от 16.07.2003 N 1710-к), Мустафин Т.Р. (доверенность от 21.01.2010).

Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - Управление Росимущества) об исключении из категории лесного фонда земель: общей площадью 90 045 кв. м в кварталах N 2, 5, 9, 13, 18, 24; общей площадью 78 981 кв. м в кварталах N 2, 5, 9, 13, 18, 24; общей площадью 740 000 кв. м из лесного фонда Зюраткульского лесничества в квартале N 38; а также восстановлении положения, существовавшего до регистрации права собственности Российской Федерации путем прекращения права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), учреждение “Национальный парк “Зюраткуль“, администрация Саткинского городского поселения.

В порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступила Прокуратура Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 (судья Воронов В.П.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 196, 200 Гражданского кодекса
Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что границы земельного участка учреждения “Национальный парк “Зюраткуль“ определены, поскольку до настоящего момента земельный участок надлежащим образом не оформлен, межевание земель не проведено, на кадастровом учете земли не состоят, а также отсутствует постановление об утверждении границ учреждения “Национальный парк “Зюраткуль“. Кроме того, как указывает администрация, предметом спора на настоящему делу не является изменение границ учреждения “Национальный парк “Зюраткуль“, а является изменение границ лесного фонда и исключение из категории земель лесного фонда земельных участков, ранее исключенных распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 14.04.1943 N 7633р и решением Исполнительного Комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 12.02.1943 N 170. При этом истец полагает незаконным вывод судов об утрате юридической силы названных правовых актов в результате издания Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1993 N 1111, так как данное Постановление ссылки на отмену распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР от 14.04.1943 N 7633р и решения Исполнительного Комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 12.02.1943 N 170 не содержит, временного характера указанные акты не носят, в связи с чем их фактической отмены не было. Также заявитель считает неправомерным применение судами срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав истцу стало известно лишь в 2008 году, после оспаривания учреждением “Национальный парк “Зюраткуль“ и природоохранной прокуратурой постановления администрации об утверждении границ земельного участка под реконструкцию ГЭС, канала деривации и плотины. Кроме того, заявитель указывает, что на спорных земельных участках в настоящее время располагается жилой поселок, дорога и плотина с каналом деривации.

В
отзывах на кассационную жалобу Прокуратура, учреждение “Национальный парк “Зюраткуль“, ссылаясь на несостоятельность доводов администрации, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 14.04.1943 N 7633р Главлесохране при Совнаркоме СССР разрешено исключить из состава земель гослесфонда Зюраткульского лесничества, Саткинского лесхоза 1622 га лесной площади, отведенной Челябинским исполкомом под водохранилище, зону затопления, строительство рабочих поселков и промышленных сооружений Зюраткульской гидроэлектростанции. Отвод и исключение лесной площади из гослесфонда предписано произвести в соответствии с решением Челябинского облисполкома от 12.02.1943 N 170.

Данным решением Челябинского облисполкома от 12.02.1943 N 170 предписано отвести земельные участки: под водохранилище и зону затопления площадью 1397 га из лесного фонда Зюраткульского лесничества в кварталах N 17, 18, 19, 28, 29, 30, 40, 42, 43, 53, в том числе площадь озера Зюрат-Куль; под промышленные сооружения Зюраткульской ГЭС, рабочие поселки и дороги - 225 га, в том числе из лесфонда Зюраткульского лесничества 167,8 га в кварталах N 2, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 27 и Саткинского лесничества 57,2 га в кварталах N 33, 34, 45, 37, 39, 40, 50.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1993 N 1111 принято предложение администрации Челябинской области о создании на территории области национального природного парка “Зюраткуль“ Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью 86 750 га за счет земель лесного фонда Саткинского лесхоза - 59910 га и Юрюзанского лесхоза - 26 840 га. Администрации Челябинской области совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами предписано уточнить границы национального природного парка
“Зюраткуль“.

Постановлением Главы администрации г. Сатки от 20.10.1994 N 988 во исполнение вышеназванного постановления от 03.11.1993 N 1111 из земель Саткинского района изъята площадь акватории озера “Зюраткуль“ 1350 га (земли водного фонда района) и передана в состав земель национального природного парка “Зюраткуль“. В хозяйственном ведении администрации г. Сатка оставлена плотина с частью акватории озера (100 м от плотины). Произведен обмен земель национального парка “Зюраткуль“ (кварталы N 28, 35 Зюраткульского лесничества) общей площадью 430 га на земли Саткинского лесхоза (кварталы N 158, 165 Саткинского лесничества) общей площадью 602 га. Общую площадь национального природного парка “Зюраткуль“ постановлено считать 88 249 га согласно прилагаемой схеме.

На приложенной к указанному постановлению карте-схеме отмечены квартальная сетка и границы национального парка.

Изменение границ парка согласовано Федеральной службой лесного хозяйства России письмом от 18.09.1995 N БФ-18-17/156, а также постановлением Главы администрации Челябинской области от 15.02.1995 N 95 с приложением карты-схемы квартального деления парка.

В соответствии с представленными в материалы дела планшетами, картами-схемами, ведомостями поквартальных итогов площадей по Зюраткульскому лесничеству кварталы N 1-129 и таксационными описаниями из лесоустройства 1995 года границы кварталов национального парка “Зюраткуль“ сформированы и отмечены на планшетах с указанием объектов, не относящихся к лесу, в том числе в таксационных описаниях кварталов N 2, 5, 9, 13, 18, 24, 38 имеется указание на наличие дороги, канала, а также усадьб. Дорога отмечена как отдельный выдел с присвоением ему соответствующего номера.

На основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 295 590 000 кв. м (1 группа: зона заповедного режима, зона
рекреационного использования), расположенный по адресу: Зюраткульское лесничество национального парка “Зюраткуль“, кварталы N 1 - 129, кадастровый номер 74:18:0000000:0000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2003 серии 74-АЗ N 089818.

В состав данной площади участка лесного фонда вошли также земельные участки, ранее исключенные из земель лесного фонда согласно распоряжению от 14.04.1943 N 7633р и решению от 12.02.1942 N 170.

Администрация, полагая, что право федеральной собственности на спорные земельные участки, исключенные из состава земель лесного фонда указанными нормативными правовыми актами, не возникло, в связи с чем зарегистрировано за Российской Федерацией неправомерно, и ссылаясь на то, что зарегистрированное право Российской Федерации препятствует заявителю в распоряжении соответствующими земельными участками, обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.

В силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действующего на момент регистрации права собственности на спорные земельные участки, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации (утв. Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1; действовавших в момент создания национального природного парка “Зюраткуль“; далее - Основы лесного законодательства) установлено, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Согласно ст. 18 Основ лесного законодательства при отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и
категории защитности.

Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 19 Основ лесного законодательства).

В соответствии со ст. 74 Основ лесного законодательства лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе: определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1993 N 1111, постановление Главы администрации г. Сатки от 20.10.1994 N 988 “Об уточнении границ национального парка “Зюраткуль“, справку Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Саткинского района о площади парка “Зюраткуль“ по состоянию на 01.01.1996, материалы лесоустройства 1985, 1995 годов, постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25.12.2003 N 1135 “Об утверждении черты поселка Зюраткуль города Сатки и Саткинского района Челябинской области“, Закон Челябинской области от 28.10.2004 N 313-ЗО “О статусе и границах Саткинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе“, установили, что спорные земельные участки, расположенные в кварталах N 2, 5, 9, 13, 18, 24, 38 Зюраткульского лесничества, являются территорией национального парка “Зюраткуль“, границы которого определены и установлены на местности материалами лесоустройства и обустроены квартальными столбами, просеками и дорогами.

В
тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ статья 95 отсутствует, имеется в виду статья 12.

Судами также принято во внимание, что в соответствии со ст. 95 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ территория национального парка “Зюраткуль“ относится к категории земель особо охраняемых территорий федерального значения и является федеральной собственностью.

При этом, отклоняя доводы заявителя об исключении спорных земельных участков из государственного лесного фонда на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР от 14.04.1943 N 7633р и решения Челябинского облисполкома от 12.02.1943 N 170, суды исходили из недоказанности факта исполнения указанных нормативных актов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также указали на то, что данные правовые акты утратили свою юридическую силу вследствие издания Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1993 N 1111.

При таких обстоятельствах, установив, что спорные земельные участки на момент государственной регистрации находились на землях лесного фонда, суды пришли к верному выводу о том, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано обоснованно.

Судами также принято во внимание, что государственная собственность на землю национального парка “Зюраткуль“ разграничена в силу прямого указания закона и является федеральной собственностью, в связи с чем заявленные требования истца без заявления требования о признании какого-либо права за муниципальным образованием на спорные земельные участки не ведет к восстановлению и обеспечению защиты прав администрации.

Кроме того, суды, исходя из представленных в материалы дела доказательств, в частности, закона Челябинской области от 28.10.2004 N 313-ЗО “О статусе и границах Саткинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе“, постановления Законодательного собрания Челябинской области от 25.12.2003
N 1135 “Об утверждении черты поселка Зюраткуль города Сатки и Саткинского района Челябинской области“, письма Главы города Сатки и Саткинского района Челябинской области от 15.09.2005 N 1316, решения Саткинского городского суда от 08.11.2005, установили, что заявителю в указанный период было известно о наличии материалов лесоустройства, согласно которым спорные земельные участки включены в состав земель лесного фонда, в связи с чем обоснованно указали на пропуск истцом срока исковой давности по заявленному требованию, установленному ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе, об отсутствии доказательств формирования границ земельного участка парка “Зюраткуль“ в установленном законом порядке; исключении из категории земель лесного фонда спорных участков на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР от 14.04.1943 N 7633р и решения Исполнительного Комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 12.02.1943 N 170, неотмененных в установленном порядке; неправомерном применении судами срока исковой давности; а также о наличии на спорных земельных участках в настоящее время жилого поселка, дороги и плотины с каналом деривации, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 по делу N А76-14979/2009-65-379/233 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Саткинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

СЕМЕНОВА З.Г.

СМИРНОВ А.Ю.