Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.08.2010 N Ф09-6575/10-С3 по делу N А60-54839/2009-С10 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, полагая, что примененная налогоплательщиком кадастровая стоимость земельных участков была утверждена нормативным правовым актом, который утратил силу. Решение: Требование удовлетворено, поскольку налоговым органом применена кадастровая стоимость участков, установленная в нормативном правовом акте, который на 1 января календарного года не вступил в законную силу, применение кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, недопустимо.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2010 г. N Ф09-6575/10-С3

Дело N А60-54839/2009-С10

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Анненковой Г.В., Глазыриной Т.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2010 по делу N А60-54839/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества “Нижнесергинский метизно-металлургический завод“ - Доронин Е.С. (доверенность от 03.12.2009 N 457/09);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области - Сухих О.В. (доверенность от 12.01.2010 N 2).

Открытое акционерное общество
“Нижнесергинский метизно-металлургический завод“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.09.2009 N 2888 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 18.02.2010 (судья Шавейникова О.Э.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 (судьи Голубцов В.Г., Савельева Н.М., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. При этом ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2009 году судом неверно применены положения ст. 390, 391, п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области“, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, без учета выводов Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 05.08.2009 N 45-Г09-18.

Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.

Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому сумма исчисленных авансовых платежей составила 193 611 руб.

Данный авансовый платеж исчислен налогоплательщиком, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:2001028:11 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001019:74 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001016:8 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:3 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:9 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001018:11 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:16 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001020:8
(ставка налога 1,1%), 66:16:2001022:21 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001059:1 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:33 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001052:4 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001058:2 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:16 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:142 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001043:149 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001048:19 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001057:4 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001057:35 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:37 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001028:38 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001054:24 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:70 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001026:29 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001026:14 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001019:15 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:14 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:7 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:2 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001018:12 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:41 (ставка налога 1,1%).

По результатам камеральной налоговой проверки указанного расчета инспекцией составлен акт от 06.08.2009 N 3541 и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 18.09.2009 N 2888 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, согласно которому обществу доначислен земельный налог в размере 169 157 руб. и пени в размере 892 038 руб.

В решении инспекции отражено, что примененная налогоплательщиком кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2001 N 1370-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области“, которое утратило силу с 01.01.2009 в связи с изданием постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области“ (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 18.09.2009 N 2888 решение инспекции от 18.09.2009 N 2888 изменено путем исправления резолютивной части решения: “предложить ОАО “НСММЗ“ уплатить недоимку и соответствующую сумму пени“,
доначисления по авансовым платежам по земельному налогу уменьшены на сумму 133 руб., пени - на 6 руб. 85 коп.

Оспаривая решение инспекции, общество в обоснование своих требований ссылалось на то, что решением налогового органа на него возложены излишние налоговые обязательства, поскольку инспекцией применен нормативный акт, не подлежащий применению.

Судами установлено, что, принимая оспариваемое решение, налоговый орган применил данные о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в порядке, установленном ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная в приложении к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, не подлежит применению при определении налоговых обязательств за 1 квартал 2009 года, поскольку по состоянию на 01.01.2009 указанный акт не вступил в законную силу. Суды указали, что доначисление инспекцией земельного налога на основании указанного нормативного акта означает применение кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, что недопустимо.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им
на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 названного Кодекса.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).

Пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.

Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

В соответствии со ст. 64 Устава Свердловской области все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат (п. 1). Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в “Областной газете“. Законы и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы также
в “Собрании законодательства Свердловской области“ (п. 2).

Согласно п. 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“ официальным опубликованием законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области является публикация их полного текста в “Областной газете“, а также в “Собрании законодательства Свердловской области“.

Как установлено судами, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано в “Областной газете“ N 407 24.12.2008 без приложения - утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области. Текст постановления с указанным приложением опубликован в “Собрании законодательства“ 19.03.2010.

Руководствуясь нормами п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, ст. 94 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, учитывая данные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что на 01.01.2009 постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП не вступило в законную силу.

Между тем в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 N 45-Г09-18 отмечено, что указание в примечании к постановлению о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“, соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. 93, 94, 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“.

Более того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до
сведения налогоплательщиков“ территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“.

Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“. Эта информация также была опубликована в “Областной газете“ N 407 от 24.12.2008 года вместе с текстом постановления Правительства Свердловской области.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.08.2009 N 45-Г09-18 указал, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП официально опубликовано для всеобщего сведения и подлежит применению.

Кроме того, в названном определении Верховного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что неопубликование в “Областной газете“ приложений к постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков.

Как следует из первоначальной редакции постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, оно вступило в силу 01.01.2009 (п. 4). Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2009 N 458-ПП внесены изменения в Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, в соответствии с которыми оно вступает в силу по истечении 7 дней после официального опубликования. Внесенные в нормативный акт изменения не влияют на его применение при определении налоговых обязательств, в частности, за 1 квартал
2009 года; факт утверждения кадастровой стоимости в текущем налоговом периоде отсутствует.

Руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что оснований для признания оспариваемого решения налогового органа не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и нарушающим законные права налогоплательщика, возлагающим на него излишние обязанности, не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2010 по делу N А60-54839/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по тому же делу отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий

ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.